Последние гладиаторы

    Картина «Последние гладиаторы» написана в середине XIX века голландским художником профессором Бельгийской Королевской Академии изящных искусств Иозефом Штеллертом. Гравюра с картины была опубликована в популярном  русском еженедельном журнале «Нива» за 1883 год. В приведенной к ней аннотации говорится:
 
    «Сюжет картины взят из норных времён христианства в царствование императора Флавия Гонория. В 404 году некий пустынник-христианин по имени Альмах или Телемах пришел с Востока в Рим. Увлеченный толпою народа на улицах города, он достиг амфитеатра Комури и присутствовал там на битве гладиаторов.

    Мускулистая, атлетического сложения фигура с трезубцем в руке представляет собой, так называемого ретиария  (лат. retiarius — «боец с сетью и трезубцем»). Он сражался с секутором  (лат. secutor — преследователь) вооружённым мечом, в шлеме и со щитом, и который имел задачей нанести на полном ходу убегающему от него ретиарию смертельный удар. Ретиарий в свою очередь должен был набросить сеть на голову преследователя и повалить его на землю.
Этот момент изображён на картине. В таких случаях публика относится несочувственно к секутору и требует, чтобы он был заколот трезубцем, взятым рукою так, чтобы большой палец приходился вниз. Возмущённый нечеловеческой, богопротивной забавой, монах бросается  на арену, хватает руку со смертоносным оружием, готовым уже вонзиться в грудь и произносит слово Библии: „Не убий!“ Публика, озлобленная, что осмелились прерывать её развлечение, с дикими криками требовала смерти Альмаха, которую отшельник и принял безропотно, с полным упованием на Бога. Христиане признали его пострадавшим за веру, а император Гонорий с тех пор запретил навсегда эти нечеловеческие, кровавые игрища».

    За историческую верность и драматизм, изображённый на картине, стоит предположить, что к написанию картины художника подвигла христианская молитва: – «Научи, Господи, отделять благо от зла и пребывать в спокойствии и твёрдости духа, дабы достойно творить меж людей Волю Твою».


Рецензии
История..
Я люблю читать и в особенности всё же исторические художественные...
Помню книга "Таис Афинская",читалась прямо вслух,на столько хотелось понять эпоху Александра Македонского.. Что по прочтению даже появилась ода на одном дыхании..
На столько этот феномен сознания для меня потрясающий..
А Клеопатра,как описывают её величие,-по истине прекрасные труды.. О ней пока ещё не сочинила оду,но тоже напишу*
Сколько было много угнетённой гладиаторской силы.. И эта история тоже достойна внимания как философского так и поэтического.В этих эпохах много святынь,которые ушли безвозвратно..
http://www.proza.ru/2019/07/08/1652

Ольга Эльцессер   08.07.2019 22:18     Заявить о нарушении
Добрый день, Ольга!
Спасибо за отзыв и теплые слова.
Исторические романы всегда современны. Эти времена глубоко сидят в наших генах.
Порою, строки из них хочется помнить, выучить наизусть. Они рассчитаны не на одно чтение, а на произнесение вслух.
Валентин Пикуль свой роман "Слово и дело", заканчивает высказыванием:
— плох тот народ, который не помнит своей истории.
Я уже в том возрасте, когда политику лишь только созерцают со стороны, но хочу заметить, что захватническая политика некоторых стран похожа на удовольствие в организации современных гладиаторских битв.

С пожеланием творческого настроения,
Ваш Алёнкин

Виктор Алёнкин   10.07.2019 13:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.