Последние гладиаторы

    Картина «Последние гладиаторы» написана в середине XIX века голландским художником профессором Бельгийской Королевской Академии изящных искусств Иозефом Штеллертом. Гравюра с картины была опубликована в популярном  русском еженедельном журнале «Нива» за 1883 год. В приведенной к ней аннотации говорится:
 
    «Сюжет картины взят из норных времён христианства в царствование императора Флавия Гонория. В 404 году некий пустынник-христианин по имени Альмах или Телемах пришел с Востока в Рим. Увлеченный толпою народа на улицах города, он достиг амфитеатра Комури и присутствовал там на битве гладиаторов.

    Мускулистая, атлетического сложения фигура с трезубцем в руке представляет собой, так называемого ретиария  (лат. retiarius — «боец с сетью и трезубцем»). Он сражался с секутором  (лат. secutor — преследователь) вооружённым мечом, в шлеме и со щитом, и который имел задачей нанести на полном ходу убегающему от него ретиарию смертельный удар. Ретиарий в свою очередь должен был набросить сеть на голову преследователя и повалить его на землю.
Этот момент изображён на картине. В таких случаях публика относится несочувственно к секутору и требует, чтобы он был заколот трезубцем, взятым рукою так, чтобы большой палец приходился вниз. Возмущённый нечеловеческой, богопротивной забавой, монах бросается  на арену, хватает руку со смертоносным оружием, готовым уже вонзиться в грудь и произносит слово Библии: „Не убий!“ Публика, озлобленная, что осмелились прерывать её развлечение, с дикими криками требовала смерти Альмаха, которую отшельник и принял безропотно, с полным упованием на Бога. Христиане признали его пострадавшим за веру, а император Гонорий с тех пор запретил навсегда эти нечеловеческие, кровавые игрища».

    За историческую верность и драматизм, изображённый на картине, стоит предположить, что к написанию картины художника подвигла христианская молитва: – «Научи, Господи, отделять благо от зла и пребывать в спокойствии и твёрдости духа, дабы достойно творить меж людей Волю Твою».


Рецензии
Здравствуйте, Виктор Дмитриевич!
В далёком-далёком детстве в одной книжке про детей, живших в дореволюционной России, я прочитала четверостишие:
"Ликует буйный Рим... торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена.
А он - пронзённый в грудь -безмолвно он лежит.
Во прахе и крови скользят его колена..."
И вместе с мальчиком Яшкой представляла себе и буйный Рим, и широкую арену, и полуобнажённого, залитого кровью человека.
Помню, это видение поразило меня настолько глубоко, что я пыталась поделиться своими мыслями по этому поводу со своими сверстниками, но - увы! Меня не поняли, и ни мой восторг, ни моё волнение не разделили.
Вы написали замечательную рецензию, расширив и углубив отзыв о картине, предложив читателю короткое и ёмкое наставление о великом и необъятном.

С уважением, Наталья.

Наталья Макарова 4   18.06.2020 15:55     Заявить о нарушении
Добрый день, Наталья!
Сердечное спасибо за приятный тёплый отзыв!
Интересное совпадение:
Журнал "Нива" наша семейная реликвия. Он перешёл от деда Портного Григория Тимофеевича (1883-1975). Потому журнал хорошо знаком мне с детских лет.

С уважением и пожеланием творческого настроения,
Ваш Алёнкин

Виктор Алёнкин   20.06.2020 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.