44-й истребительный авиационный полк

44-й истребительный авиационный полк.

(вч пп)

(краткая историческая справка)

В июне 1938 года на аэродроме Горелово 38-й истребительный авиационный полк (1-го формирования) переименован в 44-й истребительный авиационный полк.

Нахождение в строю:

С июня 1938 года по 7 марта 1942 года.

В составе действующей армии:

С 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года (105 дней). Перечень №8
С 22 июня 1941 года по 7 марта 1942 года (259 дней). Перечень №11.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С июня 1938 года по 22 января 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
С 22 января 1942 года по 7 марта 1942 года – в составе Войск ПВО Территории Страны.

В составе объединений:

С июня 1938 года по 30 ноября 1939 года – в составе Военно-Воздушных Сил Ленинградского Военного Округа.
С 30 ноября 1939 года по 7 января 1940 года – в составе Военно-Воздушных Сил 7-й Армии Ленинградского Военного Округа.
С 7 января 1940 года по 26 марта 1940 года – в составе Военно-Воздушных Сил 7-й Армии Северо-Западного Фронта.
С 26 марта 1940 года по 14 февраля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Ленинградского Военного Округа.
С 14 февраля 1942 года по 20 ноября 1941 года – в оперативном подчинении Ленинградского Корпусного района ПВО Северной зоны ПВО.
С 20 ноября 1941 года по 7 марта 1942 года – в оперативном подчинении Ленинградского корпусного района ПВО.

В составе корпусов и дивизий:

С июня 1938 года по 8 августа 1940 года – в составе 54-й авиационной бригады.
С 8 августа 1940 года по 7 июля 1941 года – в составе 3-й истребительной авиационной дивизии.
С 7 июля 1941 года по 7 марта 1942 года – в составе 7-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО.

Командир полка:

Майор Данилов Степан Павлович – с ноября 1938 года по июнь 1939 года.
Андреев Александр Михайлович
Чистяков Виктор Феофанович
Майор Благовещенский Всеволод Георгиевич – с 10 апреля 1941 года по 7 марта 1942 года. Назначен на должность командира 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Военный комиссар полка:

Батальонный комиссар Шалыганов Сергей Васильевич
Батальонный комиссар Наумов Василий Александрович

Участие в операциях и битвах:

Советско-Финляндская война – с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года.
Итоги боевой деятельности полка в Советско-Финляндской войне:
Боевых вылетов – 3477
Сбито самолётов противника – 3
Свои боевые потери:
Лётчиков – 3
Свои небоевые потери:
Лётчиков – 2

ПВО Ленинграда – с 1940 года по 7 марта 1942 года.
Переформирование по штату 015/134 и перевооружение на истребители МиГ-3 и ЛаГГ-3 – с июля 1941 года по август 1941 года.
Битва за Ленинград – с 10 июля 1941 года по 7 марта 1942 года.

Герои Советского Союза:

7 апреля 1940 года. Пасечник Артём Спиридонович. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка 54-й авиационной бригады Военно-Воздушных Сил 7-й Армии Северо-Западного Фронта. Удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.
7 апреля 1940 года. Тюрин Михаил Петрович. Младший лейтенант. Младший лётчик 44-го истребительного авиационного полка 54-й авиационной бригады Военно-Воздушных Сил 7-й Армии Северо-Западного Фронта. Удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.

Потери:

11 марта 1940 года. Пасечник Артём Спиридонович. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка. Тяжело ранен при попытке вывезти капитана Приёмова. Захвачен в плен и утоплен в проруби. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен на станции Горелово Ленинградской области.
11 марта 1940 года. Приёмов Филипп Семёнович. Капитан. Командир эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка. На истребителе И-16 подбит в боевом вылете. Сел на лёд озера. Погиб в бою при попытке пленения. Посмертно награждён орденом Красного Знамени. Похоронен на станции Горелово Ленинградской области.
11 марта 1940 года. Тюрин Михаил Петрович. Младший лейтенант. Младший лётчик 44-го истребительного авиационного полка. Застрелился при попытке захвата в плен при попытке вывезти капитана Приёмова. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен на станции Горелово Ленинградской области.
15 июля 1941 года. Будников Александр Алексеевич. Лейтенант. Командир звена 44-го истребительного авиационного полка. Сбит в воздушном бою в районе Красногвардейск – Елизаветинская. Похоронен на кладбище станции Елизаветинская Ленинградской области. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
18 июля 1941 года. Моцаков Дмитрий Трофимович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка. Сбит огнём зенитной артиллерии в районе в районе Ивановское и упал на северный берег реки Луга.
22 июля 1941 года. Боголюбов Иван Андреевич. Капитан. Командир эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка. Сбит в воздушном бою, выпрыгнул с парашютом и во время спуска расстрелян самолётами противника. Похоронен на кладбище посёлка Ропша Красногвардейского района Ленинградской области.
23 июля 1941 года. Опальчук Павел Семёнович. Младший лейтенант. Лётчик 44-го истребительного авиационного полка. Во время воздушного боя в районе Волосово при крутом пикировании врезался в землю и сгорел вместе с самолётом. Похоронен на кладбище м. Малая Пудость Красногвардейского района Ленинградской области.
31 июля 1941 года. Андреев Михаил Сергеевич. Лейтенант. Адъютант эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка. Сбит в воздушном бою в районе Волосово. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
10 августа 1941 года. Сумщенко Николай Иванович. Лейтенант. Лётчик 44-го истребительного авиационного полка. Погиб в боевом вылете. Похоронен на кладбище м.Ропша Ленинградской области. Посмертно награждён орденом Красной Звезды.
10 августа 1941 года. Филоненко Степан Степанович. Лейтенант. Лётчик 44-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
12 августа 1941 года. Головин Александр Михайлович. Младший лейтенант. Лётчик 44-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
12 августа 1941 года. Пузенко Николай Антонович. Лейтенант. Военный комиссар эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка. Погиб в воздушном бою. Похоронен на кладбище м.Ропша Ленинградской области..
14 августа 1941 года. Кулешов Павел Петрович. Лейтенант. Командир звена 44-го истребительного авиационного полка. Погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в м.Сиворицы.
7 сентября 1941 года. Захарченко Иван Назарович. Младший лейтенант. Лётчик 44-го истребительного авиационного полка. Пропал без вести.
7 сентября 1941 года. Панкратов Иван Семёнович. Лейтенант. Командир звена 44-го истребительного авиационного полка. Пропал без вести.
11 сентября 1941 года. Петенко Николай Андреевич. Младший лейтенант. Лётчик 44-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
7 октября 1941 года. Уточкин Дмитрий Иванович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды). Сбит своей зенитной артиллерией. Похоронен в м.Б.Пироги Ленинградской области. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
24 декабря 1941 года. Зайцев Николай Сергеевич. Лейтенант. Командир звена 44-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени)(прикомандирован к 174-му штурмовому авиационному полку). Не вернулся из боевого вылета в район Пустошка.
24 декабря 1941 года. Черских Семён Матвеевич. Лейтенант. Командир звена 44-го истребительного авиационного полка (прикомандирован к 174-му штурмовому авиационному полку). Не вернулся из боевого вылета в район Пустошка.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.

Воздушные победы:

13 июля 1941 года. Будников Александр Алексеевич. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.109.
13 июля 1941 года. Головин Алексей Михайлович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.110.
13 июля 1941 года. Евстигнеев Дмитрий Петрович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.110.
13 июля 1941 года. Смирнов Андрей Фёдорович. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88 в районе Шлиссельбург.
18 июля 1941 года. Халиманцевич Владимир Павлович. На истребителе МиГ-3 сбил истребитель противника.
20 июля 1941 года. Зинченко Александр Дмитриевич. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.109.
20 июля 1941 года. Мищенко Яков Спиридонович. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88.
21 июля 1941 года. Уточкин Дмитрий Иванович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.110.
21 июля 1941 года. Уточкин Дмитрий Иванович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.109.
2 августа 1941 года. Евтеев и Савушкин. На истребителях МиГ-3 сбили в группе Bf.110 северо-западнее Батецкая.
7 августа 1941 года. Евтеев и Савушкин. На истребителях МиГ-3 сбили в паре Ju.88 южнее Ивановское.
10 августа 1941 года. Савушкин Александр Петрович. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.88 в районе Городня.
21 августа 1941 года. Евтеев Михаил Иванович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.110 в районе Восковицы.
25 августа 1941 года. Смирнов Андрей Фёдорович. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.87 при взлёте с аэродрома Спасская Полисть.
2 сентября 1941 года. Евтеев Михаил Иванович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.110 в районе Кирпичный завод.
2 сентября 1941 года. Смирнов Андрей Фёдорович. На истребителе МиГ-3 сбил Do.215 юго-западнее Шлиссельбург.
4 сентября 1941 года. Евтеев Михаил Иванович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.109 юго-западнее Отрадное.
9 сентября 1941 года. Савушкин Александр Петрович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.109 в районе Красное Село.
29 октября 1941 года. Смирнов Андрей Фёдорович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в паре Ju.88 в районе мыс Осиновец.
6 ноября 1941 года. Савушкин Александр Петрович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в паре аэростат в районе Красный Бор.
18 ноября 1941 года. Евтеев и Савушкин. На истребителях ЛаГГ-3 сбили в паре Bf.109 в районе мыс Осиновец.
1 декабря 1941 года. Евтеев Михаил Иванович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Bf.109 юго-восточнее мыса Осиновец.

СПИСОК ПОБЕД УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года.

Пасечник Артём Спиридонович. Старший политрук. Военный комиссар эскадрильи. Орден Ленина. Посмертно.
Тюрин Михаил Петрович. Младший лейтенант. Младший лётчик. Орден Ленина. Посмертно.
Мищенко Яков Спиридонович. Орден Красного Знамени.
Приёмов Филипп Семёнович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Савушкин Александр Петрович. Орден Красного Знамени.
Титовец Александр Иванович. Орден Красного Знамени.
Халиманцевич Владимир Павлович. Орден Красного Знамени.
Аполлонин Николай Николаевич. Орден Красной Звезды.
Евстигнеев Дмитрий Петрович. Орден Красной Звезды.
Прищепа Александр Павлович. Орден Красной Звезды.
Уточкин Дмитрий Иванович. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Ленинградским Фронтом №01007/н от 20 декабря 1941 года. Ленинград.

Андреев Михаил Сергеевич. Лейтенант. Адъютант эскадрильи. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Будников Александр Алексеевич. Лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Головин Алексей Михайлович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Евстигнеев Дмитрий Петрович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Зайцев Николай Сергеевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Уточкин Дмитрий Иванович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Духанин Алексей Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Заикин Михаил Алексеевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Зинченко Александр Дмитриевич. Лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Прищепа Александр Павлович. Лейтенант. Адъютант эскадрильи. Орден Красной Звезды(2)
Сумщенко Николай Иванович. Лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды. Посмертно.
Халиманцевич Владимир Павлович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красной Звезды. Посмертно.
Хатунцев Иван Сергеевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Ленинградским Фронтом №01133/н от 31 декабря 1941 года. Ленинград.

Благовещенский Всеволод Георгиевич. Майор. Командир полка. Орден Красного Знамени(1)
Наумов Василий Александрович. Батальонный комиссар. Военный комиссар полка. Орден Красного Знамени
Шалыганов Сергей Васильевич. Батальонный комиссар. Военный комиссар полка. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Ленинградским Фронтом №0430/н от 26 февраля 1942 года. Ленинград.

Евтеев Михаил Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)
Савушкин Александр Петрович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Смирнов Андрей Фёдорович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Мищенко Яков Спиридонович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Титовец Александр Иванович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Вооружение:

И-16 – с июня 1938 года по июль 1941 года.
И-153 – с ? по июль 1941 года.
МиГ-3 – с июля 1941 года по октябрь 1941 года.
ЛаГГ-3 – с июля 1941 года по 7 марта 1942 года.

Дислокация:

Горелово – с июня 1938 года
Ропша

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

Приказом НКО №70 от 7 марта 1942 года 44-й истребительный авиационный полк переименован в 11-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку:

Данилов Степан Павлович – с 1938 года по июнь 1939 года.
Евтеев Михаил Иванович – с ? по 7 марта 1942 года.
Пасечник Артём Спиридонович – с ? по 11 марта 1940 года.
Савушкин Александр Петрович – с ? по 7 марта 1942 года.
Тюрин Михаил Петрович – с ? по 11 марта 1940 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Аполлонин Николай Николаевич – с ? по сентябрь 1941 года. Побед в составе полка нет.
Богомолов Владимир Сергеевич – с 27 ноября 1941 года по 7 марта 1942 года. Побед в составе полка нет.
Евтеев Михаил Иванович – с ? по 7 марта 1942 года. 4 личные и 3 групповые победы в составе полка.
Мигаль Пётр Дмитриевич – с января 1942 года по 7 марта 1942 года. Побед в составе полка нет.
Савушкин Александр Петрович – с ? по 7 марта 1942 года. 2 личные и 4 групповые победы в составе полка.
Скрипченко Фёдор Петрович – с ? по ? Побед в составе полка нет.
Смирнов Андрей Фёдорович – с ? по 7 марта 1942 года. 3 личные и 2 групповые победы в составе полка.

Личный состав полка:

Андреев Александр Михайлович
Андреев Михаил Сергеевич
Аполлонин Николай Николаевич
Благовещенский Всеволод Георгиевич
Боголюбов Иван Андреевич
Богомолов Владимир Сергеевич
Будников Александр Алексеевич
Вакин Павел Матвеевич
Виданов Алексей Сергеевич
Головин Александр Михайлович
Данилов Степан Павлович
Евстигнеев Дмитрий Петрович
Евтеев Михаил Иванович
Заикин Михаил Алексеевич
Зайцев Николай Сергеевич
Зараменских Владимир Александрович
Захарченко Иван Назарович
Зинченко Александр Дмитриевич
Коврянов Михаил Сергеевич
Кулешов Павел Петрович
Кустов Виктор Павлович
Лепеш Пётр Ефимович
Макаренко Николай Фёдорович
Мигаль Пётр Дмитриевич
Мищенко Яков Спиридонович
Моцаков Дмитрий Трофимович
Наумов Василий Александрович
Опальчук Павел Семёнович
Панкратов Иван Семёнович
Пасечник Артём Спиридонович
Петенко Николай Андреевич
Приёмов Филипп Семёнович
Прищепа Александр Павлович
Пузенко Николай Антонович
Савушкин Александр Петрович
Скрипченко Фёдор Петрович
Смирнов Андрей Фёдорович
Сумщенко Николай Иванович
Титовец Александр Иванович
Тюрин Михаил Петрович
Уточкин Дмитрий Иванович
Филоненко Степан Степанович
Халиманцевич Владимир Павлович
Хатунцев Иван Сергеевич
Цветков Иван Дмитриевич
Черских Семён Матвеевич
Чистяков Виктор Феофанович
Шалыганов Сергей Васильевич

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

Источники информации:

http://www.allaces.ru
http://www.warheroes.ru
http://airaces.narod.ru
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от  15 апреля 2017 года.

Гринфельд Эмма Самойлович

Лётчик-испытатель, капитан (1948).
Родился 19 декабря 1915 (1 января 1916) года (по другим данным – 18 (31) января 1916 года, на памятнике было – 18 апреля (1 мая) 1916 года) в посёлке Базалия ныне Теофипольского района Хмельницкой области (Украина). С 1930 жил в Киеве. Работал помощником кочегара на железной дороге. В 1933 окончил 7 классов школы. В 1936 окончил Киевский аэроклуб. Был лётчиком-инструктором в Винницком (1936-1938) и Кременчугском (1938-1940) аэроклубах.
В армии с января 1940. В 1940 окончил Чугуевскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Ленинградский ВО).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-октябре 1941 – лётчик 44-го истребительного авиационного полка, с октября 1941 – лётчик 191-го истребительного авиационного полка, в феврале 1942 – лётчик 157-го истребительного авиационного полка, в апреле 1943-мае 1945 – старший лётчик, командир звена 21-го истребительного авиационного полка. 13.08.1943 был сбит и тяжело ранен, долгое время находился на излечении в госпитале. Воевал на Ленинградском, Калининском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусских фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, освобождении Белоруссии. Совершил около 280 боевых вылетов на И-16, «Харрикейн» и Ла-7, в воздушных боях сбил лично 2 и в составе группы 2 самолёта противника.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (Прибалтийский и Закавказский ВО).
С ноября 1946 – лётчик-испытатель 27-го отдельного смешанного испытательного авиационного полка (истребительная АЭ). Выполнял полёты по обеспечению испытаний вооружения на Государственном центральном полигоне №4.
Погиб 27 октября 1949 года при выполнении показательного полёта на Ла-15.
27 октября 1949 года командование впервые на владимировском аэродроме проводило показ авиационной техники. Лётчики демонстрировали манёвренные возможности истребителей и фигуры высшего пилотажа. Э.С. Гринфельд летал на реактивном истребителе Ла-15. В начале полёта его прекрасный пилотаж восхитил начальство и зрителей, однако в конце, на последней фигуре, самолёт, потеряв скорость, свалился  в перевернутый плоский штопор.  Поняв, что гибель неизбежна, лётчик запел, и все присутствовавшие на старте услышали из динамика: «Широка страна моя родная…». На глазах у всех его самолёт столкнулся с землей и взорвался. Катастрофа произошла в том районе, где сейчас находится КПП №8 Ахтубинского гарнизона. Самолёт отличался хорошими лётно-техническими характеристиками, был лёгок в пилотировании, но имел один существенный недостаток – недостаточную тяговооружённость.
Похоронен в городе Ахтубинск Астраханской области, на кладбище №1.
Награждён 2 орденами Красного Знамени (08.06.1944, 07.10.1944), орденами Отечественной войны 1-й (24.04.1945) и 2-й (07.09.1944) степени, медалями.

Данилов Степан Павлович

Родился 15 декабря 1909 года в деревне Коротово Новгородской губернии, ныне Чеpеповецкого района Вологодской области. В 1930 году окончил Шухободскую пpофтехшколу, затем работал токарем по металлу и техником по ремонту паровозных котлов на Ярославском паровозоремонтном заводе. В июне 1931 года по специальному набору призван в ряды Красной Армии. В 1933 году окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. С декабря 1933 года служил в 121-й истребительной авиационной эскадрилье (95-я истребительная авиационная бригада, ВВС Закавказского военного округа) в должностях: младший лётчик, командир звена.
Участник гражданской войны в Испании с 14 января по 26 июля 1937 года. Лейтенант С. П. Данилов командовал авиационным звеном, летал на И-16, сбитых самолётов противника не имел. После возвращении в СССР - командир авиационного отряда Закавказского военного округа в Баку (август - декабрь 1937 года), окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования в Липецке в 1938 году, назначен командиром эскадрильи, а затем и командиром 44-го ИАП (54-я истребительная авиационная бригада, Ленинградский военный округ). С июня 1939 года - командир 56-го ИАП.
Участник Советско-Японского конфликта не реке Халхин-Гол с 18 июля по 16 сентября 1939 года в должности командира 56-го истребительного авиационного полка (1-я истребительная авиационная бригада, 1-я армейская группа). Майор С. П. Данилов выполнил 60 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 5 и в составе группы ещё 5 самолётов противника (в материалах Представления к званию ГСС говорится: "С 18.07.1939 г. имеет 40 боевых вылетов и 20 штурмовых действий. Полком уничтожено 80 самолётов противника. Лично сбил 6 И-97 и 2 СБ-96. Проявил храбрость в воздушных боях, заботу, желание, умение при боевом сколачивании лётного состава, вследствие чего полк, состоящий из подразделений разных округов, в течение 4-5 дней был сколочен и выполнял боевые задачи"). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
В 1940 году окончил оперативные курсы при Академии Генерального штаба РККА. С апреля 1940 года - командир 42-й истребительной авиационной бригады, с августа 1940 - командир 3-й истребительной авиационной дивизии Ленинградского военного округа.
С июня 1941 года полковник С. П. Данилов на фронтах Великой Отечественной войны в составе той же 3-й истребительной авиационной дивизии, летал на И-16. С 19 июля 1941 года - командир 7-го авиационного корпуса ПВО Ленинграда, летал на И-16 и Як-1. С 27 сентября 1941 года - командир 5-й смешанной авиационной дивизии, летал на Як-1. С 18 февраля 1942 года - заместитель командующего ВВС 54-й армии Ленинградского фронта, летал на Як-1. С 12 июля 1942 года - командир 287-й истребительной авиационной дивизии (на Брянском, Юго-Восточном, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском фронтах), летал на Ла-5, Як-1 и Як-9. С 27 июля 1943 года - командир 11-го смешанного (с сентября 1944 года - 14-й истребительный) авиационного корпуса (на Западном, Прибалтийском, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах), летал на Як-9 и Як-3.
К маю 1945 года генерал-майор авиации С. П. Данилов выполнил 112 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в которых сбил лично 2 и в составе группы 1 самолёт противника.
24 мая 1945 года погиб под Ригой при исполнении служебных обязанностей в результате катастрофы самолёта УТ-2. Похоронен в столице Латвийской ССР городе Риге, позднее перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Имя Героя носит улица в Череповце.
Награждён орденами: Ленина (17.11.1939), Красного Знамени (27.07.1937), Суворова 2-й степени (29.06.1945), Кутузова 2-й степени (08.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (22.02.1943); медалью "За отвагу" (14.11.1938), орденом Боевого Красного Знамени МНР (10.08.1939).

Евтеев Михаил Иванович

Родился 11 ноября 1920 года в деревне Карповка Верховского района Орловской области. С 13 лет жил в Москве. Окончил школу ФЗУ. Работал слесарем треста "Союзмонтаж" в Москве и учился в аэроклубе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг.
С июня 1941 года младший лейтенант М. И. Евтеев на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал в составе 44-го ИАП (7 марта 1942 года преобразован в 11-й Гвардейский ИАП), который с 7 июля 1941 года входил в 7-й истребительный авиакорпус ПВО, оборонявший Ленинград. Был рядовым лётчиком, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи. Летал на МиГ-3, ЛаГГ-3 и Ла-5.
К июлю 1943 года командир эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская армия ПВО) Гвардии капитан М. И. Евтеев совершил 285 боевых вылетов, в 65 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 7 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1756).
К концу войны Гвардии майор М. И. Евтеев выполнил 296 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых сбил 12 самолётов противника лично и 9 в группе с другими лётчиками.
После войны окончил Высшую школу штурманов ВВС, служил в войсках ПВО страны. С 1953 года Гвардии полковник М. И. Евтеев - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 21 июля 1971 года.
Награждён орденами: Ленина (28.09.1943), Красного Знамени (26.02.1942, 22.07.1945), Александра Невского (08.03.1944), Отечественной войны 1-й степени (06.03.1943); медалями.
*     *     *
После войны друзья долго не могли привыкнуть к тому, что Михаил Евтеев ходит в штатском костюме. Казалось, пиджак сидит на нём не совсем ладно, и фетровая шляпа будто ему не к лицу. Наверное, всё это потому, что его больше привыкли видеть в лётном комбинезоне и кожаном шлеме. Впрочем, нет, однажды - это было в начале Октября 1941 года - он появился на аэродроме в стареньком, видавшем виды пиджачке, таких же поношенных штанах с заплатами на коленях и в кепке с замусоленным козырьком. Шёл он прихрамывая, как будто стоптанные парусиновые полуботинки были ему не по ноге.
Не мудрено, что товарищи не сразу узнали Евтеева. Да его уже и не ждали. Ведомый видел, как он выпрыгнул из горящего самолёта и как немецкие истребители сопровождали его пулемётными очередями до самой земли.
Это произошло над Стрельной 17 Сентября 1941 года. Евтеев догнал и зажёг корректировщик Hs-126, но тут же незаметно, со стороны солнца, появилось 8 немецких истребителей. Самолёт Евтеева загорелся, и ничего другого не оставалось, как выброситься с парашютом. Евтеев надеялся, что, подтягивая стропы, он заставит парашют скользить к линии фронта. Однако ветром белый купол отнесло в противоположную сторону.
Без Миши Евтеева в эскадрилье стало сиротливо. Лётчики старались не глядеть на его аккуратно заправленную койку. Табуреток в землянке не хватало, и, когда все возвращались с аэродрома, приходилось садиться на кровати. К постели Миши Евтеева никто не прикасался. Так койка стояла, будто только сейчас застелённая.
В первые дни в полку надеялись, что он вернётся: от Стрельны, над которой его сбили, до Ленинграда - рукой подать. Но Евтеев не возвращался, и все решили, что его постигла участь командира эскадрильи Капитана Боголюбова, которого немецкие лётчики убили, когда, выпрыгнув из горящего самолёта, он спускался на парашюте.
И вдруг на 17 день Евтеев, которого уже перестали ждать, появился на аэродроме. Узнать его было трудно не только из - за необычного костюма. И даже не потому, что лицо его осунулось. Другими стали глаза Миши Евтеева. Исчезли всегда искрившиеся в них смешинки. Глаза глядели сухо и твёрдо. Оттого, должно быть, он стал казаться намного старше. Трудно было поверить, что этому прихрамывающему человеку с запавшими глазами идёт лишь 21 год.
Вернувшись в полк, Михаил Евтеев рассчитывал, что через несколько дней начнёт летать. В конце концов то, что он малость прихрамывал, не играло существенной роли. Но каждый раз, когда он заводил разговор о полётах, ему отвечали: "Погуляй, ещё налетаешься".
...В первый боевой вылет Евтеев пошёл ведомым у Савушкина. Задание было простое - патрулировать. До конца патрулирования оставалось 15 минут, а противник не появлялся.
Евтеев уже представлял себе, как, вернувшись на аэродром, они с Савушкиным доложат, что задание выполнено, что встреч с вражескими самолётами не было. Их выслушают и скажут: "Пока отдыхайте". В лётную книжку, конечно, запишут ещё один боевой вылет, но сам он не будет считать его боевым. Просто - напросто сжёг горючее, и всё.
Конечно, немецкие самолёты не появились именно потому, что видели воздушный патруль, и, значит, задание действительно выполнено. И всё равно Евтееву было обидно. Первый вылет после такого перерыва грозил оказаться по существу холостым. А ведь всё в руках Савушкина. Нет воздушных целей - можно ударить по земным. Надо выскочить к вражеским траншеям и как следует благословить сидящих там вражеских солдат.
Евтеев даже обозлился на Савушкина за то, что он аккуратно выписывает "восьмёрки". Обозлился, хотя отлично знал: при таком маневре лучше всего видно, что делается вокруг.
Не завершив очередной "восьмёрки", Савушкин неожиданно резко отвернул вправо. Евтеев повторил маневр командира и, щурясь от слепящих лучей солнца, начал всматриваться в появившиеся вдали точки. И тут же всё стало ясно - немецкие истребители. Четыре штуки.
Замысел врага был не лишён хитрости. Бросившись в атаку именно сейчас, они получали двойной выигрыш. К концу патрулирования горючего у советских истребителей оставалось в обрез, и, значит, вести длительный бой они не могли. Это во - первых. Во - вторых, до появления новой патрульной пары было достаточно времени, чтобы вчетвером быстренько разделаться с этой. Дальше всё выглядело совсем просто: вызвать по радио с ближайшего аэродрома "Юнкерсы", и они беспрепятственно отбомбятся.
Расчёт на то, что два советских лётчика, располагающих к тому же ограниченным запасом горючего, не выдержат атаки 4 немецких истребителей, не оправдался. Вместо того чтобы уходить, Савушкин и Евтеев развернулись прямо на атакующих. Сближение было таким стремительным, что Евтееву показалось, будто самолёт командира вот - вот столкнется с "Мессером" и разлетится вдребезги. Враг, однако, успел отвернуть, самолёты разошлись в нескольких метрах.
"Мессершмиттам" удалось вклиниться между Савушкиным и Евтеевым, и теперь каждому из наших лётчиков пришлось драться против 2 немецких самолётов. Но неожиданно вместо двух возле Евтеева оказалось четыре. Он подумал, что сбили Савушкина и освободившиеся Ме-109 присоединились к первым двум. Осмотрелся - Савушкин продолжал драться, только не с двумя "Мессерами", а с тремя... К неприятелю подошла подмога.
Увертываться от атак стало совсем тяжело. Чувствуя, что его ловят в прицел, Евтеев рванул самолёт вверх. Перед глазами заходили разноцветные круги, но зато он не только вышел из - под удара, а даже очутился над "Мессером". Длинная очередь - и тот, загоревшись, пошёл к земле. А в это время появилась и смена. Противник не стал продолжать бой, не было смысла.
В годы войны многие офицеры стали боевыми агитаторами. Увлекательно проводил беседы с лётчиками и молодой кандидат в члены партии Михаил Евтеев из 44-го истребительного полка. Он зарекомендовал себя боевым лётчиком, своей смелостью, готовностью в любой обстановке придти на помощь товарищу завоевал всеобщее уважение. У него всегда находилась в кармане газета. Появится свободная минута, он вынимает газету: "Посмотрим, что творится в мире..."   И вокруг собираются товарищи, а вскоре завязывается горячая беседа.
...Мартовским утром 1942 года лётчики заботились лишь о том, чтобы почище выбриться, подшить беленькие подворотнички, надраить видавшие виды сапоги. В этот день действовал только один приказ: приготовиться к торжественному построению. По тревоге взлетали другие полки, с других аэродромов.
Настроение у всех было праздничное: полк получал Гвардейское знамя. Теперь он был уже 11-м Гвардейским ИАП. Крепко сжав древко, Подполковник В. С. Благовещенский от имени всего полка давал клятву.
11-й Гвардейский клялся храбро сражаться с врагом, беспощадно бить его в воздухе и на земле. Клялся, как святыню, пронести это знамя через все битвы до полной победы. И вот знамя на правом фланге. Все замерли. Ни шороха. Лица сосредоточенны. Многие наверняка думали о тех, кого уже нет... Где - то почти рядом со знаменем надо бы стоять командиру первой эскадрильи Старшему лейтенанту Яшину. Его эскадрилья за один только первый месяц войны сбила 11 вражеских самолётов. Из них на счету Ивана Яшина - 4. Но его не было в строю. Он взлетел, когда противник уже кружил над аэродромом, вступил в бой и погиб.
Возле него должен был стоять Лейтенант Андреев - парторг и храбрейший лётчик эскадрильи. Это он, Михаил Андреев, прикрывая поезд, в котором ехал главнокомандующий Северо - Западным направлением Маршал Ворошилов, сбил 2 "Юнкерса", пытавшихся разбомбить состав. Это он, Михаил Андреев, дрался на повреждённой машине и сбил "Мессершмитт". Это он, уже оставшись без патронов, не вышел из боя и, задержав врагов, погиб сам...
Чуть дальше, должен был стоять Капитан Боголюбов. Его тоже не было. В своем последнем бою он один дрался против 6 "Мессершмиттов". Двух сбил, но и сам должен был оставить горящий самолёт. Немецкие пилоты расстреляли его, когда он спускался с парашютом. Пуля попала прямо в сердце...
Всё это только казалось. Полк принимал Гвардейское знамя без них. Но с их победами. Когда на торжественном митинге говорилось, что полк сбил 68 вражеских самолётов, это говорилось и о победах Яшина, Боголюбова, Андреева... 68 самолётов сбито, 20 подбито. А кто сосчитает, сколько вражеских машин сожжено на аэродромах, сколько захватчиков полегло при штурмовках вражеских войск ?
И лётчики, давшие в тот день клятву беспощадно бить врага, выполнили своё обещание. Они бесстрашно вступали в бой с превосходящими силами противника и одерживали победы. В один из налётов вражеской авиации на Ленинград (это произошло 30 Сентября 1942 года) на перехват вылетела четвёрка наших истребителей, где ведомым одной из пар был Михаил Евтеев. В районе Невской Дубровки они встретили 18 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 12 истребителей Ме-109. Не задумываясь, отважная четвёрка вступила в неравный бой. Евтеев быстро сбил одного Ме-109. Тогда немцы вызвали помощь и на четвёрку храбрецов набросилось уже 20 истребителей. Неравный бой длился около 40 минут, но враги проиграли его. Они потеряли 5 самолётов, и бомбардировщики своей задачи не выполнили.
Летом 1943 года за 16 сбитых вражеских самолётов Михаил Иванович Евтеев был представлен к званию Героя Советского Союза. Осенью, когда в газетах появился Указ о награждении, на боевом счету командира эскадрильи Капитана Евтеева числилось уже 20 побед.
Бывает же так: когда лётчики поздравляли командира с Золотой Звездой - раздался сигнал на вылет. Евтеев поспешил к машине, но Лейтенант Мигаль задержал его:
- Хоть в такой - то день отдохните, товарищ Капитан. Разрешите мы с Лебедевым слетаем. Не подведём учителя...
Вернувшись на аэродром, Мигаль после официального доклада о выполнении боевого задания сказал Евтееву:
- В честь присвоения вам высокого звания примите, товарищ Гвардии капитан, подарок от своих учеников. Совсем горяченький !
Подарок и в самом деле был "горяченьким": неподалёку от линии фронта догорал только что сбитый ими Ме-110. А спустя некоторое время Евтеев сделал своим ученикам "ответный подарок" - в одном бою сбил сразу 2 немецких самолёта.
Он закончил войну имея на боевом счету 13 самолётов противника сбитых лично и 9 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 9 групповых побед. ]

Пасечник Артём Спиридонович

Родился 31 Декабря 1913 года в селе Байдаковка, ныне Онуфриевского района Кировоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Работал счетоводом в сельсовете. В Красной Армии в 1931 - 1933 и с 1934 года. В 1937 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Военком эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка  ( 54-я авиационная бригада, 7-я армия, Северо - Западный фронт )  старший политрук А. С. Пасечник совершал многократные боевые вылеты. 11 Марта 1940 года при спасении командира эскадрильи, посадившего подбитый противником самолёт на вражеской территорию, был сбит зенитным снарядом и погиб.
7 Апреля 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Награждён орденом Ленина.
Похоронен на станции Горелово Ленинградской области.

*     *     *
11 Марта 1940 года 5 истребителей 44-го истребительного авиационного полка возвращались с боевого задания. Огнём с земли была подбита машина комэска Приёмова, а сам он был тяжело ранен. И всё же Приёмову удалось посадить повреждённый самолёт на лёд небольшого озера. Было видно, что он жив.
Группой командовал старший политрук Пасечник. Он нёс персональную ответственность за каждого пилота, и в особенности за комэска, который в этом боевом вылете заменил одного из лётчиков.
Младший лейтенант М. П. Тюрин жестами попросил у Пасечника разрешения забрать комэска, после чего пошёл на посадку.
Как позднее вспоминала Мария Кузьминична Пасечник, вдова старшего политрука Пасечника, Михаил Тюрин был не только надёжным боевым товарищем, но и близким другом её мужа. Они дружили семьями, и частенько бывали в гостях друг у друга.
Пока Тюрин садился, 3 оставшихся истребителя встали в круг и пулемётным огнём по берегам озера не подпускали финнов к месту посадки. Тюрину удалось посадить тяжело раненного Приёмова на лыжу, но во время взлёта под огнём противника его самолёт был подбит и скапотировал.
Вот так и получилось, что на льду злополучного озера одновременно оказались и командир Артёма Пасечника, за которого он головой отвечал перед командованием, и его ближайший друг, за которого он отвечал и перед самим собой, и перед его семьей. Увидев это, старший политрук Пасечник отдал приказ товарищам продолжать огнём отсекать противника, и приземлился сам, чтобы подобрать Приёмова и Тюрина.
Однако и его тяжело перегружённый истребитель был подбит и не смог взлететь.
Оставшиеся 2 самолёта кружили вокруг озера, отгоняя наседавших финнов, пока не подошло к концу горючее. После чего были вынуждены улететь.
Советские лётчики отстреливались до последнего патрона. Во время боя от потери крови умер Приёмов. Младший лейтенант Тюрин застрелился, но не сдался в плен. Старший политрук Пасечник был тяжело ранен и в бессознательном состоянии захвачен врагами.
А ведь война уже практически закончилась. В то время как у безвестного озера шёл неравный бой, финская мирная делегация уже прибыла в Москву. И на следующий день было подписано перемирие. Но пока этот последний день войны ещё не наступил.
Увидев на рукавах пленного лётчика красные комиссарские звёзды, финны рассвирепели. Его привели в сознание и подвергли жестоким пыткам. По всему телу и на лице вырезали звёзды, а потом привязали к пилотскому креслу и утопили в проруби. В ту же прорубь бросили и тела двух погибших товарищей героя.
Но мучители недолго оставались безнаказанными. Комиссар Пасечник пользовался заслуженной любовью и уважением сослуживцев. Был отдан приказ, найти и спасти отважных лётчиков. Не взирая на перемирие, озеро, возле которого разыгралась трагедия, было отбито, а палачи - пойманы, признались во всём и понесли заслуженную кару.
Тела старшего политрука Пасечника, комэска Приёмова и младшего лейтенанта Тюрина были найдены. Их вытащили из озера, привезли в расположение части на аэродром близ станции Горелово Ленинградской области и похоронили со всеми воинскими почестями.
Вдова героя Мария Кузьминична Пасечник вспоминала, как на похоронах его маленький сын говорил: "Папочка как живой, только весь в звёздочках".
7 Апреля 1940 года старшему политруку Пасечнику Артёму Спиридоновичу было присвоено звание Герой Советского Союза посмертно. В честь него названа улица в Горелово и средняя школа.

Савушкин Александр Петрович

Родился 5 февраля 1918 года в деревне Пышлицы, ныне Шатурского района Московской области. Окончил 7 классов и Шатурторфскую школу ФЗУ. Работал слесарем на Московском электроламповом заводе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Участник Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в составе 44-го ИАП, летал на И-16. Сбитых самолётов противника не имел.
С июня 1941 года лейтенант А. П. Савушкин на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи 44-го ИАП (7 марта 1942 года преобразован в 11-й Гвардейский ИАП). Летал на И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3 и Ла-5. За время участия в боевых действиях трижды был ранен.
17 мая 1943 года штурман 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус ПВО, Войска ПВО страны, Ленинградский фронт) Гвардии капитан А. П. Савушкин погиб в авиационной катастрофе, вылетев в качестве пассажира на транспортном Ли-2 в тыл для получения новых самолётов. Аэродром, с которого пришлось взлетать, подвергся артиллерийскому обстрелу, из-за спешки Ли-2 был недостаточно хорошо подготовлен к полёту, что и послужило причиной трагедии.
Всего выполнил 373 боевых вылета, провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил лично 8 и в составе группы 6 самолётов противника. В паре уничтожил 1 аэростат наблюдения (в материалах наградного листа говорится о 18 победах лётчика). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Похоронен в Санкт-Петербурге на воинском кладбище Сосновского лесопарка. Имя Героя носят улицы в Санкт-Петербурге и Шатуре.
Награждён орденами: Ленина (02.09.1943), Красного Знамени (1940, 26.02.1942), Красной Звезды (29.11.1942); медалями.
*     *     *
...Она очень хороша, эта улица. Плохо лишь, что нет самого Александра Савушкина - чудесною человека, отважного воздушного бойца.
Боевое крещение он получил в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. За боевые подвиги был награждён орденом Красного Знамени.
На фронтах Великой Отечественной войны с первого её дня, воевал в составе 44-го истребительного авиаполка. Почти все свои воздушные бои Александр Савушкин вёл с численно превосходящим противником. Основные качества лётчика - бесстрашие и быстрота действий, проявились у него в полной мере.
Впервые о Александре Савушкине заговорили в период августовских боёв летом 1941 года. Воздушные бои тогда шли беспрерывно. Нашим лётчикам - истребителям приходилось ежедневно делать по 5 - 6 боевых вылетов. К концу дня лётчики от изнеможения еле держались на ногах. Но 18 августа прославленные лётчики Александр Петрович Савушкин и Дмитрий Ефимович Оскаленко сбили каждый по 3 самолёта. Трудно представить, какую нагрузку вынесли в этот день наши лётчики !
Он, даже раненный, не вышел из боя. Когда после посадки врач перевязал ему рану и собрался отправить в госпиталь, Савушкин упросил оставить его на аэродроме.
- Если я мог с такой раной вести воздушный бой, значит, на аэродроме тем более могу посидеть.
Врач махнул рукой:
- Всё шутите, а могло получиться и хуже.
- Другого выхода не было, - ответил Савушкин. - Не мог же я бросить товарища. Один он бы не управился с 7 "Мессерами". Да и прикрывали мы важный обьект. Там разгружают хлеб для ленинградцев.
Нет, Александр Савушкин никогда не отступал. Заметив однажды, что к нашему переднему краю приближаются 18 бомбардировщиков, он, несмотря на то что с ним было лишь несколько лётчиков, пошёл в атаку. Его решительность лишила противника уверенности. Немцы отказались от намерения бомбить наши войска. Зато появились их истребители. Эти, даже потеряв один самолёт, дрались упорно. Бой с ними длился 30 минут. И хуже всего, что врагов становилось не меньше, а больше. Савушкин потом говорил:
- Было похоже, что дерёмся мы со Змеем Горынычем. Отрубишь ему голову - другая появляется, а то и две сразу. Галлюцинация, и только.
Дело, однако, не в галлюцинации. Хотя действительно, после того как Савушкин и его ведомые сбили несколько "Мессеров", количество их не сократилось, а наоборот - возросло. Под конец пришлось драться уже не с 4, а с 12 истребителями. Враг посылал в район боя всё новые и новые самолёты. Но победы он всё равно не добился. Группа Савушкина сбила 4 самолёта. Немцы ушли.
Осенью 1942 года, понеся большие потери в самолётах, фашисты применили тактику двойного прикрытия своих бомбардировщиков. Одна группа истребителей выходила в район цели за несколько минут раньше бомбардировщиков с задачей связать боем наши истребители. Вторая же группа сопровождала бомбардировщиков. Наши авиаторы противопоставили ей свою тактику, позволившую даже в условиях количественного превосходства врага наносить удары по его бомбардировщикам. Радиолокационные станции своевременно обнаруживали подход вражеской авиации. Навстречу ей поднималась группа в 16 самолётов. Эта группа делилась на сковывающую и ударную. Сковывающая появлялась над полем боя на 3 - 5 минут раньше и завязывала бой с вражескими истребителями. Ударная же группа обрушивалась на бомбардировщиков.
Нередко применялся и другой приём: наши самолёты обходили истребительный заслон и атаковали бомбардировщиков. Успешно такой приём применяла группа истребителей под командованием Гвардии капитана Александра Петровича Савушкина. В одном из боёв она удачно обошла истребительный заслон и пошла в атаку на бомбардировщиков, направлявшихся бомбить советские войска. Сразу же загорелись 2 вражеские машины. Одну из них сбил А. П. Савушкин. Остальные, беспорядочно сбросив бомбы стали уходить. Им на помощь поспешили истребители прикрытия, но было уже поздно. С ними вступили в бой наши лётчики. Капитан А. П. Савушкин и лейтенант М. И. Евтеев сбили по "Мессеру". Наша группа потерь не имела.
Много неравных боёв пришлось вести Савушкину. 11 сентября 1942 года во главе четвёрки истребителей Александр по тревоге вылетел на перехват противника. 12 вражеских бомбардировщиков шли к намеченной цели. Отважная четвёрка, не задумываясь, бросилась на них в атаку. Боевой строй противника смешался: бомбардировщики вынуждены были сбросить бомбы на собственные войска. В бою с советскими лётчиками они потеряли 2 самолёта. Одного из них сбил Савушкин. Второй раз, вылетев четвёркой, лётчик вступил в бой с 14 истребителями противника. И снова вернулся с победой, сбив одного Ме-109F.
На другой день после этого боя, во главе 5 наших истребителей, он вылетел на встречу 16 вражеским самолётам, пытавшимся бомбить позиции наших войск. Дерзкой атакой Савушкин рассеял немцев, не дав им сбросить ни одной бомбы на боевые порядки нашей пехоты, и сбил 3 самолёта противника.
Только за эти 3 боя группа Савушкина сбила 6 немецких машин. А через две недели в одном бою - 4. Дралась же пятёрка Савушкина тогда против 8 бомбардировщиков и 15 истребителей.
А. П. Савушкин в тех сражениях не раз показывал образцы высокого боевого мастерства и отваги. Молодые лётчики считали большой удачей, если вылетали на задание под командованием Гвардии капитана Александра Савушкина. Рядом с опытным и отважным лётчиком они чувствовали себя увереннее, сильнее. Они знали: командир всё видит и добьётся победы.
Савушкин личным примером показывал им, как надо бить врага. 29 сентября 1942 года он провёл 5 воздушных боёв, за день сбил 2 вражеских самолёта лично и 2 - в группе с товарищами. Произошло это так.
Прикрывая боевые действия наших войск в районе Невской Дубровки, пятёрка истребителей под командованием Александра Савушкина навязала бой 8 бомбардировщикам Ju-88, заставила их сбросить бомбы в болото и повернуть обратно. Савушкин, как всегда, первым атаковал врага и сбил "Юнкерс". В это время подоспели 15 вражеских истребителей. Завязался ожесточённый бой: 5 против 23. Савушкин схватился с Ме-109 и поджёг его. Воодушевлённые примером командира, отважно сражались и его ведомые - из вражеской стаи одна за другой падали на землю объятые пламенем "Юнкерсы" и "Мессеры". Смелость, взаимовыручка, умение разгадать тактику врага обеспечили нашим лётчикам победу.
Да, он умел превратить небольшую группу лётчиков в сильный коллектив. Ученик и ведомый Александра Савушкина, тоже Герой Советского Союза, Михаил Евтеев вспоминал:
- С Савушкиным мы чувствовали себя уверенней, сильней. Когда впереди был Савушкин - казалось, будто нас вдвое больше. Мы знали, что он всегда найдёт выход из любого тяжёлого положения и никого в обиду не даст.
Это всё сущая правда. Ведь и ранен он был именно в тот момент, когда выручал товарища. Зато и боевые друзья готовы были рисковать жизнью ради своего командира. А он, заметив, что ребята готовы для него на всё, сказал однажды:
- Не обо мне думайте в бою, а о том, как врага сбить.
- Вы ведь всегда выручаете нас, - возразил молодой лётчик. - Чуть что, смотришь - капитан тут как тут.
Савушкин улыбнулся:
- Мне по штату положено. На то я и командир...
В 79 проведённых воздушных боях отважный лётчик не имел ни одного поражения. Атаки его всегда отличались высоким искусством. Александр Петрович Савушкин был трижды ранен, но каждый раз, лёжа в госпитале, безудержно стремился в свою часть. Однажды, находясь на излечении и ещё не оправившись от ран, он ушёл из госпиталя и прибыл на аэродром. Несмотря на протесты товарищей, Савушкин сел в самолёт и по тревоге во главе звена вылетел на боевое задание. Ему пришлось вести бой с 6 истребителями. И одного из них он сбил.
В воздушных боях Савушкин проявлял исключительную боевую взаимовыручку. Так, 7 марта 1943 года, выполняя задание, он заметил, как истребитель противника зашёл для атаки по самолёту командира полка. Решительным маневром лётчик поспешил на выручку и своим самолётом прикрыл командира.
На боевом счету Александра Савушкина числилось 18 сбитых вражеских самолётов и 1 аэростат - корректировщик.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 6 групповых побед лётчика. ]
17 мая 1943 года, во время артиллерийского обстрела, с аэродрома расположенного на окраине Ленинграда, поднялся транспортный самолёт Ли-2. Савушкин летел на нём в качестве пассажира. Летел в тыл получать новые самолёты. Но из - за спешки  ( поблизости от аэродрома рвались снаряды )  в подготовке машины к вылету была допущена ошибка. Она оказалась роковой: самолёт потерпел катастрофу. Экипаж и все пассажиры погибли...
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года штурману 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Савушкину Александру Петровичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Савушкин как - то сказал:
- Я москвич, люблю столицу. Но и Ленинград стал мне дорог. Разобьём врага, - может, и жить останусь в Ленинграде. Думаю, земляки на меня не обидятся.
Не довелось... И всё же он остался в Ленинграде. В Сосновке над могилой Героя воздвигнут памятник.
Ещё лучший памятник ему - новая улица, на которой Александр Савушкин прописан навечно.
*     *     *

Тюрин Михаил Петрович

Он родился 19 Февраля 1918 года в городе Сердобск, ныне Пензенской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1937 года в рядах Красной Армии. Окончил военную авиационную школу пилотов.
Участвовал в Советско - Финляндской войне зимой 1939 - 1940 годов. Был младшим лётчиком 2-й эскадрильи 44-го истребительного авиационного полка  ( 54-я истребительная авиационная бригада, Северо - Западный фронт ). К Марту 1940 года совершил 73 успешных боевых вылета на штурмовку и бомбардировку скоплений войск противника. Каждый его вылет на задание в итоге завершался ощутимым ударом по вражеским соединениям.
29 Декабря 1939 года в районе города Виипури вместе с эскадрильей уничтожил 4 зенитные батареи, чем обеспечил успешное решение боевых задач наземными частями Красной Армии.
5 Февраля 1940 года во время боевого вылета у самолёта командира эскадрильи отказал мотор. Заметив это, Тюрин быстро пристроился к его самолёту, сопровождал и прикрывал командира до посадки на аэродром.
11 Марта 1940 года во атаки вражеского железнодорожного эшелона был подбит самолёт комэска, который произвёл вынужденную посадку на территории врага. Младший лейтенант М. П. Тюрин принял решение его спасти. Приземлившись, отважный лётчик забрал командира, но, ввиду неровностей площадки, изрезанной мелкими лощинами и овражками, во время взлёта потерпел катастрофу.
Увидев это, старший политрук А. С. Пасечник совершил посадку вслед за Тюриным, хотел забрать их обоих, но так же не смог. Все 3 лётчика погибли: комэск Приёмов - в перестрелке, Тюрин застрелился, чтобы не попасть в плен, а Пасечник попал в плен и был замучен солдатами противника.
7 Апреля 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Михаил Петрович Тюрин посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.
Похоронен в посёлке Гарелово Ленинградской области. В городе Сердобск установлен бюст Героя, его именем названа улица.


Рецензии