Три поколения династии Шнеллеров

(пересказ статьи Гиля Гордона)
Когда речь идет о деятельности немцев на Святой Земле в 19-ом веке, первая ассоциация, которая возникает у израильтян связана с темплерами. Темплеры были маргинальной общиной, которой первой удалось создать процветающие сельскохозяйственные поселения в Палестине, служившие образцом для всех последующих колонистов. В отличии от израильтян, первое, что вспоминают местные арабы это миссионерская деятельность немецких организаций и тот прогресс, который они принесли жителям Святой Земли.
В отличии от темплеров, которые были замкнутой группой, прибыли на Святую Землю, чтобы ускорить приход мессии и действовали в основном в своих интересах, протестанты- миссионеры считали своей целевой группой местное население. И поэтому, ни один из темплеров не мог рассчитывать на те почести, которых удостоился после своей смерти Иоганн Людвиг Шнелер. Местные жители не скрывали своего горя и спорили между собой за право нести его гроб к месту погребения. Похоронен был Иоганн Шнеллер на протестантском кладбище на Сионской горе.
В этой статье речь пойдет о династии Шнеллеров. Их деятельность на Святой Земле продолжалась в течение 85 лет. После этого они проработали еще 20 лет в Иордании и в Ливане. Центром их деятельности был Сирийский сиротский приют или Институт Шнеллера, как его еще называли в народе. Помимо Сирийского сиротского приюта ими было создано так-же несколько дочерних отделений этого учебного заведения. Главной же миссией Шнеллера было создание арабско-протестантских общин на Святой Земле.

Иоанн Людвиг Шнеллер и основание Сирийского сиротского приюта

В 1854г. Миссия св. Кришоны посылает в Иерусалим Иоанна Людвига Шнеллера. Шнеллер в ту пору не зеленый юнец, а человек имеющий немалый жизненный опыт, поэтому выбор пал именно на него. До этого миссия уже отправила несколько человек на Святую Землю, но из за нехватки средств, миссионеры должны были обеспечивать себя сами, они в конечном итоге покинули организацию св. Кришоны. В задачу Шнеллеру входило возродить деятельность миссии в Иерусалиме, наладить связи с епископом Гобатом. Иерусалимское отделение миссии должно было стать перевалочным пунктом на пути миссионеров в Эфиопию. В задачу епископа Гобата входило преподать миссионерам, которые направлялись в эту страну основы эфиопского языка.
Иоанн Шнеллер родился в маленькой деревушке под названием Эрфинген в королевстве Вюртенберг . Он получил педагогическое образование в Штутгарте. После этого какое-то время проработал преподавателем в сельских школах. Затем он стал директором одного, находящегося под покровительством церкви, заведения по реабилитации взрослых преступников. Именно там он принял решение посвятить себя миссионерской работе. Он переезжает в Базель и берет на себя руководство институтом св. Кришоны. Миссия св. Кришоны занималась в то время тем, что направляла миссионеров в разные отдаленные уголки Америки. В Базеле Шнеллер провел 7 лет. Там же он вступил в брак с Магдаленой Берингер. Магдалена была родом из крестьянской семьи, проживавшей на территории Швабии. Вскоре после этого молодая семья продала все свое имущество и отправилась в Иерусалим. В Германию они больше не возвращались.
В то время в Иерусалиме в пределах стен Старого города проживало 15 тыс. человек. Незадолго до приезда Шнеллера был основан первый протестантский епископат на Святой Земле. Под его началом действовало 5 миссионерских организаций. Протестантская община Иерусалима была очень маленькой. Она состояла из людей разных национальностей, но по большей части из немцев и англичан.
В Иерусалиме Шнеллеры направились в первую очередь в отделение миссии, которое располагалось у Шхемских ворот. Они нашли здание в заброшенном состоянии. Миссионеры, которых ранее отправляли в Иерусалим, за неимением четкого плана действий разбрелись на все четыре стороны и уже не было ни малейшего шанса собрать их всех вместе. Поскольку, жить на что-то было надо Шнеллер устроился у Гобата работать учителем. Последний дал ему один ценный совет, который определил характер деятельности Шнеллеров на Святой Земле. Нет смысла заниматься миссионерской работой среди евреев. Они оказались слишком упрямы и глухи к христианским проповедям. Вместо этого лучше заняться миссионерской работой в среде местных христиан прихожан традиционных церквей.
После того, как семья пережила тяжелую зиму в Старом Городе, было принято неординарное решение поселиться за пределами стен подальше от того очага болезней, каким считался древний Иерусалим. Несмотря на предостережения друзей, семья приобрела участок примерно в 30 минутах ходьбы от Старого города. На этом участка они нашли старый заброшенный дом. Отремонтировали его, высадили сад. Шел 1856 г. Таким образом семья Шнллеров стала первой, кто поселился за пределами стен Старого города (это не мои слова, а Гордона. Это он забыл про Фина). Вскоре родился первый сын Иоганна Теодор. Предупреждения друзей Шнеллера были не напрасны. Два года спустя, когда Шнеллер шел к себе домой из Старого города на него напали. Раздели и ограбили. Таким образом он пропустил рождение своего второго сына Людвига. Некоторое время спустя разбойники две ночи осаждали его дом. Иоганну Шнеллеру удалось прогнать их выстрелами из ружья. Было понятно, что дальше оставаться в таком окружении было небезопасно. На время семья переселилась в дом епископа на Сионской горе. Там же у Иоганна Шнеллера родилась дочь Мария. После того, как османские власти расставили охранников вдоль Яффской дороги, находится за пределами стен стало безопаснее. Через 9 месяцев после этого события семья возвращается в свой дом. Этот дом стал служить приютом для членов миссии св. Кришоны на их пути в Эфиопию, а так-же для темплеров, которые приезжали на Святую Землю, чтобы исследовать возможности ее заселения европейцами.
В 1860 г. на территории Ливана произошли нападения мусульман и друзов на христиан- маронитов. Шнеллеру удалось вывести 9 христианских детей из опасного региона. Для них в Иерусалиме была основана школа. Учебное заведение было названо в честь земли, откуда были родом эти дети-Сирийский сиротский приют.
В основе обучения в школе должно было лежать одно из базовых понятий протестантской этики "Работа и молитва". Помимо общеобразовательных предметов в школе должны были давать и профессиональное образование. Задача была воспитать полезных обществу, достойных и богобоязненных граждан. Шнеллер планировал разделить обучение на три этапа: 1) начальная школа-от 6 до 14 лет. После прохождения обряда конфирмации, выпускники могли стать членами местных протестантских общин; 2) второй этап обучения должен был продолжаться 4 года. На этом этапе учащимся предлагалась возможность специализироваться в одной из 12 предложных профессий. Помимо прикладных специальностей была так-же возможность обучаться на теологическом семинаре для будущих учителей; 3) на третьем этапе, осуществление которого мыслилось пока лишь в перспективе, выпускники школы должны были, при поддержке учебного заведения, основать протестантские общины в различных городах Святой Земли.
Шнеллер мечтал создать целую сеть связанных между собой протестантских поселений в Палестине, и тем самым дать протестантской церкви возможность закрепить свои позиции на Святой Земле.
Надо сказать, что по сравнению с другими протестантскими организациями, институт Шнеллера был явлением из ряда вон выходящим. Члены других протестантских миссий занимались в основном миссионерской работой и благотворительной деятельностью. В лучшем случае они предлагали работу местным жителям в специально созданных мастерских. В отличии от вышеперечисленных организации, целевой аудиторией школы Шнеллера были дети, которые получали в ее стенах как общее, так и специальное образование.
Несмотря на тяжелые жизненные условия и нехватку средств Шнеллеру удалось приспособить свое заведение к выполнению поставленных задач. Иногда он действовал вопреки указаниям представителя миссии св. Кришоны, который был послан в город специально, чтобы контролировать деятельность школы. К 70-м годам был окончательно сформирован учебный план. Были привезены учителя из заграницы, увеличено количество учебных мастерских. Число построек прилегающих к школе Шнеллера все время увеличивалось. Вместе с тем отстраивался и Новый город. Все ближе и ближе подступали новые городские районы к территории Сирийского сиротского приюта, которые больше не были единственными постройками в округе. От школы Шнеллера к улице Яффо была проложена дорога, получившая впоследствии название ул. Тахкемони. 71 год это год объединения Германии. Шнеллер надеялся, что теперь им удастся найти новых спонсоров и количество финансовой помощи, которую они получают, увеличится. Примерно в это же время умирает от болезни младший сын Шнеллера Бенони.
К 80-м годам постройки Сирийского сиротского приюта приобрели типично европейский облик. Все крыши домов были покрыты красной черепицей. Была отстроена деревянная колокольня и звон колоколов раздавался по всей округе. В 1882 г. в школе было открыто отделение для обучения слепых. До этого обучением слепых на Святой земле никто не занимался. Через три года при школе появилась печатная мастерская. Был налажен выпуск ежеквартальника "Der Bote aus Zion"-Послание из Сиона, который расходился большими тиражами в Европе. В 1890 г. на территории комплекса была отстроена и освещена капелла. Это событие стало знаменательным на первом этапе деятельности Сирийского сиротского приюта.

Основание общества помощи Сирийскому сиротскому приюту в Германии. Поколение детей

В 1889 г. миссия св. Кришоны переезжает в Германию в Кельн. Отныне она называется Евангелистское общество помощи Сирийскому сиротскому приюту в Иерусалиме. Разрабатываются правила, в рамках которых должна осуществляться деятельность школы. Появляются новые спонсоры. Сначала в самой Германии, а затем и за ее пределами в США и Австралии. В руководстве общества находятся теперь не только деятели церкви, но и педагоги, промышленники, коммерсанты. Все они ревностные протестанты. Эти люди оказали большое влияние на деятельность нового объединения.
В 1890 г. Шнеллер предпринимает шаг, который не был согласован с германским руководством. Он арендует землю и основывает сельскохозяйственную колонию к югу от Рамле. Эта поселение получает название Бир Салем. Его постройки располагаются ныне на территории израильского кибуца Нецер Сирени. Цель Шнеллера поселить в этой колонии семьи арабов-протестантов.
Чувствуя, что его дни подходят к концу, Иоганн Шнеллер отправляет в Германию несколько открыток, в которых подводит итог всей своей деятельности на Святой Земле. Он пишет, что его попытка создать в Палестине сеть из протестантских поселений оказалась провальной. Выпускники его школы, возвращаясь в родные деревни либо изгонялись из уже существующих общин, либо интегрировались в них. Вместо того, чтобы посылать своих выпускников в разные города и села Святой Земли, он предлагает собрать их всех в одном месте. Создать что-то типа поселения ремесленников на базе своей школы. В начале оказать молодым людям какую-то финансовую поддержку. Услуги ремесленников должны пользоваться спросом у окружающего населения, а сами они и их образ жизни должны служить образцом для подражания для своих соседей, не являющихся прихожанами протестантской церкви. Эта идея в своей основе была не нова. Еще раньше высказывалось пожелание обвенчать выпускников Сирийского сиротского приюта с девушками закончившими школу Талита Куми.
Надо сказать, что к тому времени городские постройки обступили школу Шнеллера уже со всех сторон. И Сирийский сиротский приют превратился в отдельное территориальное образование среди окружающих его районов. Общество помощи Сирийскому сиротскому приюту в Германии одобрило план Шнеллера.
В 1896 г. начались нападения на армян, проживавших на территории Османской империи. Шнеллер принимает решение вывести из опасного региона армянских детей. Его решение не находит одобрения у начальства в Германии, которое не хотело портить отношения с властями Османской империи. Шнеллер же считал, что само существование общества оправдано тем, что оно может оказать помощь нуждающимся именно в таких случаях. Только уже на смертном одре он получил сообщение, что его действия нашли одобрение у руководства. Он умер с осознанием того, что выполнил миссию своей жизни до конца. Благодаря усилиям Шнеллера, а так-же Американской миссии в Армении, которая оказала им содействие, было спасено и вывезено в Иерусалим около 100 армянских детей. Шнеллера похоронили на Сионской горе рядом с могилой его младшего сына Бенони. Такого скопления народа на церемонии прощания с усопшим город еще не знал. Через год умерла жена Иоганна. Она была погребена рядом со своим мужем и сыном.
После смерти Иоганна Шнеллера руководство школой взял на себя его старший сын Теодор (1856-1935 гг). Теодор воспитывался в Германии. Обучался по специальности в Базельском, Берлинском и Тюбингенгском университете. Получил звание дьякона. В 1885 г. он возвращается на Святую Землю и работает как инспектором так и помощником у своего отца в Сирийском сиротском приюте, . Через два года после прибытия в Иерусалим он берет в жены Иоганну Аллмендингер. У супругов было четверо детей-Мария, Герман, Пауль и Эрнст. Часть из них, повзрослев, тоже приняла участие в работе школы Шнеллера. Второй сын Иоганна Людвиг Шнеллер (1858-1953 гг). так-же изучал теологию в Тюбингенском и Берлинском университетах Германии и получил звание дьякона. Он возвращается на Святую Землю и Иерусалимское объединение в Берлине направляет его в миссионерскую станцию в Вифлееме. В 1887 г. он вступает в брак с Катериной фон Тишендорф, дочерью немецкого консула в Иерусалиме. Супружеская пара возвращается в Германию, где Людвиг сначала получает должность секретаря в Обществе помощи Сирийскому сиротскому приюту, а затем становится и его председателем. Достойна упоминания и дочь Иоганна Шнеллера Мария (1859-1946 гг). Она работала преподавательницей и воспитательницей девочек от Иерусалимской миссии. Она была замужем за преподавателем школы Шнеллера Леонардом Бауэром. В будущем он стал известным филологом специалистом в области арабского языка. Самый младший сын Иоганна Шнеллера Иоганнес (1865-1901 гг). изучал в Германии право и затем устроился работать в адвокатскую контору. В 1901 г. он был назначен вице консулом в Египте, но пробыв всего несколько дней в Каире, Иоганнес скончался от неизвестной болезни.
Именно на сыновей Иоганна Шнеллера Теодора и Людвига пришелся самый расцвет деятельности Сирийского сиротского приюта. Время того религиозного противостояния, которое было столь характерно для миссионерских организаций 19-ого века, прошло. Деятельность протестантских миссий теперь в основном была сосредоточена в области педагогики и культуры.Эти организации пользовались поддержкой тех стран, откуда были родом их представители. Это давало возможность европейским державам упрочить свое политическое и культурное влияние на Востоке. Сирийский сиротский приют, где обучались теперь не только сироты, служил флагманом как немецкого, так и протестантского прогресса на Святой Земле.
Историческое решение превратить Сирийский сиротский приют и прилегающие к нему постройки в отдельный район привело к тому, что на территории постоянно велись строительные работы, которые прервались только с началом Первой мировой войны.В 1898 г. во время своего визита на Святую Землю, школу Шнеллера посетил немецкий император Вильгельм 2. Он поднялся на колокольню Сирийского сиротского приюта. С колокольни окрестности императору демонстрировал Людвиг Шнеллер, который специально для этой цели приехал из Германии в Иерусалим. В то время, пока Вильгельм 2 находился на колокольне, Теодор Шнеллер водил его супругу и всю свиту императора по комплексу Сирийского сиротского приюта. Этот визит способствовал тому, что многие в Германии из ее пределами узнали о существовании школы Шнеллера. Благодаря этому круг спонсоров расширился. Он включал в себя уже людей живущих не только в Германии, но так-же в США и Австралии.Османские власти признали арабов-протестантов, проживающих на территории Сирийского сиротского приюта отдельной конфессией. Мухтаром над ними был назначен учитель высшей категории Домат Эсбер. В 1901 г. Сирийский сиротский приют открыл начальные классы школы на Муристане. Примерно с этого же времени появляется возможность по окончании школы сдать выпускные экзамены, которые признавались в Германии как свидетельство о наличии среднего-профессионального образования. Власти Османской империи признали территорию Сирийского сиротского приюта независимым конфессиональным образованием. Такой же статус имела и территория Муристана. К концу 19-ого века школа Шнеллера представляла собой самый большой детский дом, не только в Палестине, но во всем Леванте. Количество ее воспитанников доходило до 300 человек. Многие стремились попасть в стены этого учебного заведения, т.к. обучение в нем ассоциировалось с передовыми для того времени методами, как в области воспитания, так и в области образования.
В это в Бир Салеме задача по управлению хозяйством была возложена на Матеуса Шпона (1866-1935 гг), которого специально для этой цели пригласили из Вюртенберга. Семья Шпона прожила на этом месте порядка 40 лет и поэтому местные жители назвали поселение Фермой Шпона. В 1906 г. треть участка в Бир Салеме была продана активистам Второй алии, которые основали на этой земле поселение Беер Яааков. В 1906 г. на участке была основана сельскохозяйственная школа для арабских детей. Она получила название Филистимлянский сиротский приют. Первоначально в школе было порядка 30 учеников. При школе была разбита плантация апельсиновых деревьев. Апельсины, выращенные в этом поселении, шли на экспорт в Германию. Незадолго до начала Первой мировой войны в Бир Салеме было отстроено три новых здания: большое складское помещение, здание школы с колокольней и часами и дом, в котором жили учителя арабы, преподающие в школе.
В 1906 г. был приобретен еще один участок в Назарете к западу от города. Он получил название Галилейский сиротский приют. Серьезная застройка этой территории началась уже после окончания Первой мировой войны.
В 1910 г. на территории Сирийского сиротского приюта в Иерусалиме случился пожар. Возгорание произошло из-за неисправности в печи отопления. Обгорели передний фасад главного здания школы, колокольня, церковь и крыша. Колокола рухнули на землю и побились. Для проведения ремонтных работ в школе Шнеллера в Германии был объявлен сбор средств. Была собрана огромная сумма денег 400 тысяч франков. Здание отреставрировали, покрыли огнеупорной крышей. Колокольню на этот раз сделали не из дерева, а из камня. Из Германии привезли три новых колокола. Над колокольней поставили железный купол в барочном стиле. Он стал символом Сирийского сиротского приюта.
Перед началом Первой мировой войны территория Сирийского сиротского приюта была интегральной частью Иерусалима. Раскинувшаяся на 60 гектарах недвижимость, была самым большим участком принадлежавшем немцам на всем Ближнем Востоке. На территории школы Шнеллера располагались такие постройки, как: церковь, интернат для мальчиков и девочек, детский сад и классы для младших школьников, начальная (или как ее еще называли народная) школа, семинар для учителей и будущих пасторов, вечерняя школа, общинный центр для арабской молодежи. Здесь так-же находился самый большой в Палестине центр образования слепых, единственные в городе моторизированные мастерские и самый крупный на Ближнем Востоке завод по производству кирпичей и черепицы. Помимо этого на территории Сирийского сиротского приюта были отстроены дома для школьников и для обслуживающего персонала, странноприимный дом для туристов и паломников и сельскохозяйственный центр. На участке так-же находилось 15 домов предназначенных для ремесленников. Сначала строили по одному дому на две семьи. На фасадах этих домов, можно увидеть названия городов, где жили люди, пожертвовавшие деньги на строительство: Гамбург, Кельн, Эрфингер, Штутгарт, Санкт Петербург, Мюнхен и Халле. В последствии для каждой семьи стали строить по отдельному дому. Эти дома получили свое название в честь различных мест в Палестине: Иудея, Самария и Галилея. Часть этих домов сохранилась и по сей день. В целом Сирийский Сиротский приют имел облик типичного европейского района расположенного в северной части Иерусалима. Если же говорить о коммунальных услугах, таких как: обеспечение водой, канализация, наличие дорог, то школа Шеллера опережала в этом плане все другие районы Иерусалима.
Само собой разумеется, что протестантская община возникшая на базе Сирийского сиротского приюта была гетерогенной по своему составу. В нее входили как семьи арабов-протестантов, так и немецкие ремесленники и пасторы. Община эта насчитывала около 500 человек. Часть из них проживала на территории школы Шнеллера. Ремесленники Сирийского сиротского приюта оказывали услуги жителям окружающих районов вне зависимости от их национальности или вероисповедания. Здесь же располагалась и самая лучшая в Иерусалиме печатная мастерская, если не брать в учет ту, которая была в монастыре у францисканцев. Несколько лет подряд в этой мастерской печаталась газета "Ашкафа", издаваемая Элиэзером бен Иудой. Продукция завода по производству черепицы представляла серьезную конкуренцию для черепицы привозимой из Марселя, которая пользовалась тогда на Святой Земле большим спросом. В столярной мастерской изготавливалась мебель хорошего качества, в швейной мастерской шили костюмы для поездки за границу, а в обувной мастерской делали обувь европейского типа. Городские жители называли этот район "Сиротским приютом Шнеллера" или просто "Шнеллером", а дорога соединявшая немецкие постройки с улицей Яффо, носила название ул. Шнеллера.

С началом Первой мировой войны большая часть учащихся покинула территорию школы Шнеллера. Учителя, по большей части, уехали в Германию, где мобилизовались в армию и больше уже в Иерусалим никогда не возвращались. Теодор Шнеллер был назначен представителем от всех немцев Иерусалима. В это время его брат Людвиг служил капелланом на Западном фронте. На участке Сирийского сиротского приюта располагалась австрийско-турецкая военная база, а в Бир Салем находился склад снаряжения османской армии. Во время британской атаки осенью 1917 г. Бир Салем был захвачен без боя. Шпон бежал вместе с отступающими силами османской армии на север и в конечном итоге добрался до Германии. Генерал Аленби выбрал Бир Салем в качестве места расположения своего штаба и уже оттуда планировал дальнейшие военные операции. С продвижением британской армии вглубь Иудейских гор, база Сирийского сиротского приюта оказалась на передовой и не раз обстреливалась со стороны Наби Самуэль. После захвата города англичанами в 1918 г. Теодор Шнеллер был взят под домашний арест. Перед началом наступательных действий на севере Святой Земли, все немецкие жители Иерусалима были депортированы в Египет, но Теодора Шнеллера, как представителя всех немцев, оставили в городе. Были депортированы и два года провели в Египте супруга и дочь Шпона. После этого им было разрешено уехать в Германию.

Времена Британского мандата. Поколение внуков

После окончания Первой мировой войны школа Шнеллера находилась какое-то время под управлением американской благотворительной организации Near East Relief. В 1922 г. власти британского мандата вернули руководство школой семье Шнеллеров. В то время Сирийский сиротский приют был единственным в своем роде учебным заведением, где представители арабского сектора населения могли получить как общее среднее, так и специальное среднее образование. Духовное руководство школой взял на себя старший сын Теодора Шнеллера, Герман Шнеллер. Точно так же как и его отец Герман Шнеллер получил теологическое образование в Германии в университетах Тюбингена и Марбурга. С началом Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт. Был тяжело ранен. Затем он был послан на Палестинский фронт в качестве офицера-интенданта.
В 1925 г. за дело всей своей жизни работу в Сирийском сиротском приюте Теодор Шнеллер получил в награду от Тюбингенского университета почетное звание доктора. 1927 г. Теодор Шнеллер ушел на пенсию и учебное заведение возглавил его сын Генрих. Второй сын Шнеллера Эренст (1901-1986 гг) обучался по специальности инженера в университетах Штутгарта и Гданьска. Он вернулся в Иерусалим. Взял на себя руководство ремесленными мастерскими в Сирийском сиротском приюте. Вновь начался выпуск продукции на заводе по производству кирпичей и черепицы. В 1935 г. умирает Теодор Шнеллер. На церемонии прощания с усопшим присутствовало не меньше народа, чем на похоронах его отца. Он был так-же погребен на протестантском кладбище на Сионской горе.
В 1922 г. англичане дают Шнеллерам разрешение на возобновление сельскохозяйственных работ в Бир Салеме. Из Германии возвращается семья Шпона. Вновь начинают высаживать цитрусовые в плантации апельсиновых деревьев. Товар поступает на экспорт в Германию. Спустя 5 лет англичане полностью покидают это поселение и переносят свою комендатуру в Сарафанд находящийся в Ливане. В 1928 г. возобновляется работа школы в Бир Салеме. В этом же году были продолжены строительные работы в Назарете, начатые еще до Первой мировой войны. Как и было запланировано ранее, в городе были открыты интернат и школа, где велось преподавание не только общеобразовательных предметам, но и обучение различным специальностям. В школе получали образование около 30 учеников. Учебный комплекс славился среди местного населения высоким качеством преподавания и сыграл немалую роль в становлении протестантской общины города.В 1930 г. Шнеллеры приобрели четвертый участок. Он располагался на территории нынешнего Кирият Малахи (Helen Eshurin читала в одной из публикаций, что на месте нынешнего кибуца Ревадим). Они планировали создать в этом месте хозяйство по выращиванию зерновых культур.
С одной стороны в годы британского мандата иерусалимское отделение Сирийского сиротского приюта пользовалось репутацией одного из лучших учебных заведений Святой Земли, апельсины выращенные в Бир Салеме отправлялись на экспорт в Европу, а школа в Назарете оказало огромное влияние на культурный уровень окружающего населения, с другой стороны Шнеллеры постоянно сталкивались с трудностями возникшими в следствии обострения обстановки в тогдашней Палестине. Еврейское население, окружающих районов, мечтало приобрести не застроенные участки на территории Сирийского сиротского приюта. После беспорядков 1929 г. и 1936 г. усилилась подозрительность по отношению к тем организациям, где совместно работали арабы и немцы. Шнеллеры теперь старались всячески демонстрировать свою лояльность по отношению к властям. Нет смысла говорить о том, что позиция руководства Сирийского сиротского приюта была в основном проарабской. Она и не могла быть другой, т.к. "пастух хочет защитить свое стадо". Шнеллер поддерживал прямые контакты с муфтием Иерусалима, а симпатии части учительского состава его школы были на стороне нацисткой партии Германии. И все таки нацистская идеология, не стала официальной идеологией школы Шнеллера, т.к. она полностью противоречила той миссионерской деятельности, которой занималась учреждение. В этом отличие Сирийского сиротского приюта от темплеров, в среде которых большинство поддерживало нацистов. В это время возросла плата за коммунальные услуги, а сумма денежных пожертвований поступающих из Германии уменьшилась. В связи с текущими событиями, Шнеллер хотел перенести отделение своей школы в более спокойное место. Им был приобретен участок недалеко от монастыря Мар Элиас, расположенного на пути в Вифлеем, но переезд так и не состоялся, т.к. в 1939 г. незадолго до начала Второй мировой войны все лица имевшие немецкое гражданство были арестованы и высланы из страны (у автора статьи. На самом деле не все высланы). 25 мая 1940 г. ворота Сирийского сиротского приюта закрылись. Он прекратил свою деятельность на территории Палестины.


Рецензии