Полвека знаменитому самолёту

Ровно полвека назад в небо поднялся Boeing 737 — лайнер, которому предстояло стать самым массовым пассажирским самолетом за всю историю авиаиндустрии. В 1965 году марка Boeing ассоциировалась с большими четырехдвигательными самолетами. Поэтому когда компания объявила о планах выпуска нового двухдвигательного лайнера под номером 737,к нему сразу прицепилось прозвище Baby Boeing.Культовая книга Артура Хейли «Аэропорт», изданная в 1968 году, в точности описывала надежды, с которыми связывали будущее мировой авиации, — крупные широкофюзеляжные лайнеры, которые будут перевозить людей на большие расстояния и дешево.
Поэтому рыночные перспективы узкофюзеляжного самолета в то время многим казались призрачными и мало кто предполагал, что Baby Boeing сможет по популярности соревноваться с известным во всем мире поршневым Douglas DC-3: в 1965 году на 737-ю модель был всего 21 заказ.

Сегодня сложно представить, что решение о запуске в производство 737-й модели было самым горячо обсуждаемым в истории компании Boeing — слишком расходились между собой взгляды компании на будущее и реалии рынка. Ведь ему предстояло соревноваться с уже существующими конкурентами — BAC-111 и Douglas DC-9, а также конкурировать за производственные мощности внутри самой компании с самолетами C-5, а также со знаменитыми Boeing 747 и 727.
737-й стал последней моделью компании, которую начали собирать на заводе №2 в Сиэтле. С этим, кстати, связана проблема — самолет не вмещался по высоте в цеха, и хвост приходилось крепить краном снаружи.

Презентация первого образца самолета состоялась 17 января 1967 года, на ней присутствовали представители 17 авиакомпаний, сделавших первые заказы.В первый полет 9 апреля 1967 года лайнер подняли летчики-испытатели Брайен Уигл и Лью Уоллик. Приземлившись в Эверетте, штат Вашингтон, Уигл сказал: «Когда я поднял самолет от земли, он отлично вел себя во всех отношениях».

Интересно, что в 1971 году серьезно встал вопрос о прекращении производства модели.
Слишком велики были затраты на производство, которые плохо окупались. В тот год ВВС США закупили 19 таких самолетов, чтобы использовать их воздушные тренажеры, а авиакомпании заказали всего 31 машину.И все же менеджеры Boeing находили покупателей новых самолетов среди небольших региональных авиакомпаний, они-то и стали основными эксплуатантами этих самолетов в 70–80-е годы.
Позднее появились новые модификации самолета, позволившие увеличить экономичность, дальность и вместительность самолета, — 300-й, 400-й и 500-й серии. В них были реализованы последние достижения науки и установлены новые реактивные двигатели с высокой степенью двухконтурности.В 90-е годы были разработаны семейства 737-600, -700, -800 и -900, заметно отличающиеся от первых самолетов семейства 737 Original.Сегодня речи об остановке производства нет и в помине. Самолеты 737-й серии летают по всему миру,по состоянию на март их было произведено 9448 штук, а пакет заказов составляет еще 4506 штук.А с вводом в производство последней версии самолета 737 MAX фирма планирует увеличить выпуск этих самолетов на заводе в Рентоне с 47 до 52 в месяц.

Секрет такой популярности, скорее всего, в оптимальной вместимости. В золотой середине между большим количеством пассажиров, перевозимых дальнемагистральными самолетами, и региональной авиацией. Быструю популярность самолет завоевал несколькими моментами. Это двухдвигательная компоновка, что позволило экономить топливо. Плюс кабина на двух членов экипажа. Это позволило авиакомпаниям экономить на зарплатах пилотам и их подготовке.


Рецензии