Почему так? Глава 3. Повесть Братья

                ПОЧЕМУ  ТАК?   Глава третья

     Братья ждали незваных гостей из правления, вновь назначенного председателя колхоза Павлова Лукьяна, ареста – ни гостей, ни ареста. После угона со двора Бетки коровы и быка прошло два месяца. Уналче продолжала беспокоиться за своих сыновей, переживала за внука Орслана, внезапно заболевшего,  – отказывался от любимой пищи творога со сметаной, чая с мёдом. Пиканай сына решила показать фельдшеру, по пути зайти к своей крёстной матери, посоветоваться с ней, что же  случилось с маленьким Орсланом.   
-Мама, что же случилось с моим сыном? Почему так со мной распоряжается Бог, у меня отнял четверых  маленьких, грудных детей: двух дочерей и сыновей. Чем я перед Богом провинился? Мама, скажи мне, своему сыну, - через слёзы говорит мужчина, встал на колени перед иконой, молится, плачет. Слёзы сами идут, их не остановить!  Почему, почему я такой несчастливый? 
- Арслан, сынок, успокойся, не реви. Мне, твоей матери, тоже нелегко. Я переживаю за вас, за всех.   Скоро пасха, помолимся в роще, - успела сказать Уналче – перед окном появился старший сын Бетка, идёт, почти бежит к матери, Арслану-брату. – Ой, Господи! Что-то опять случилось? Не дай, Бог! Пиканай – сноха после утренней дойки коровы им в ведре молока оставила. Надо передать детям. Как теперь без молока? Бесстыжие!  Смотри ты на них! Ни стыда, ни совести! Угнали корову и быка! Надо же!
- Мама, Арслан! – закрывая за собой входную дверь, к родным людям обратился Бетка, - Я решил, пока меня не арестовали,  с утра отправиться к сестре Унавий в Шора–Баш. Денёк-другой побуду у них, успокоюсь. С собой возьму Лстий. Шарип по той дороге  на лошади, теперь колхозной, в соседнюю татарскую деревню по делам часто ездит.  Может, прихватит нас с Лстий, вчера он мне об этом сам сказал, предложил свои услуги.
- Съезди, Бетка, навести сестру Унавий – узнаешь, как дела у них. Лстий–то устанет, дорогу не выдержит. Как-никак двенадцать километров – для ребёнка немалое расстояние.  Если на лошади, конечно, это хорошо. Как Лиза-то чувствует после такого шума властей? Всё угнали! Бетка, забери-ка молока в ведре – вам оставили. Понеси. Хорошо, что пчёл оставили, не забрали. Ты улья-то вынес на огород? Лучше с Арсланом перенесите-ка к нам. Поставим их между яблонями, места хватит. Так лучше будет. Я прослежу. Может, не заметят, успела сказать Уналче – за окном опять раздался  стук.
- Есть кто дома? Арслана Вашего вызывают в правление колхоза. Дома что ли Арслан-то?               
- Что опять случилось? – за окном заметив Ларису, спросил  Арслан.
-Арслан, не беспокойся, Лукьян Павлович, председатель-то колхоза, тебя к себе вызывает, хочет с тобой посоветоваться насчёт сеялки, которую вчера вечером из Морков  в деревню привезли. Вроде бы тебе хотят вручить, чтобы ты на ней работал. Никто, кроме тебя, говорят, не справится с такой техникой, не сможет работать. Что сказать мне Лукьяну Павловичу?
- Приду через полчаса. Сын мой Орслан заболел. Дождусь Пиканая с сыном и приду. Так и передай Павлову Лукьяну.               
 - Бетка, гляди: Шарип, видно, к тебе бежит, на нём дорожная накидка, и кнут в руке. Конечно, к тебе. Лстий-то собрали в дорогу? Иди, поторопись, сынок! Сейчас и я выйду, провожу вас с Лстий в дорогу. Долго-то там не будьте, домой идите. Может, Шарип вас и обратно заберёт.
 - Лиза в дорогу всё приготовила.  В полотенце завернула гостинцев, - выходя из дома, рассказывает матери Бетка.  Оба направились  к Шарипу. Следом за матерью и братом на улицу вышел и Арслан. Видит: к дому подходит  Пиканай с маленьким Орсланом на руках. Арслан встретил дорогих ему людей прямо перед домом. Втроём присели на скамейку. Арслан нежно,  осторожно снял уснувшего на руках мамы сына, переложил его к себе на колени. Спросил шёпотом:
- Что сказала фельдшер?
- Смерила температуру – она невысокая,  дала какой-то порошок, вот он,-  достала из кармана пиджачка, показала мужу. 
- Давай уложим сына на кровать, ты посиди, приляг рядом с ним, а меня вызывают в правление колхоза, схожу. Не бойся! Лариса мне сказала, что из района привезли какую-то сеялку, шёпотом рассказывает Арслан жене. - Хотят, чтобы на ней я работал. Мама ушла к Бетке – Шарип по пути повезёт Бетку с Лстий в  Шора – Баш. 
   Правление колхоза «Киян энер» («Каменная речка») разместили на втором этаже двухэтажного дома. Лукьян, новый председатель колхоза, сидит за столом в отдельной, небольшой комнате. 
- Что ж, Арслан, о вступлении в колхоз заявление будешь писать? – председатель Арслана спросил прямо с порога.
- Для этого меня сюда вызвал? – открыто глядя в глаза Павлова Лукьяна, поинтересовался Арслан. – Писать пока не буду. Что от меня тебе надо?
- Ладно, Арслан. Мы с тобой как-никак дальние родственники, я к тебе с просьбой: помоги колхозу с посевной  кампанией.  Сеялку из района прислали, кроме тебя, мало кто в ней разберётся. Сеялку возить будут твои же лошади – ты их, надеюсь, в конюшне узнаешь. А жернова свои ты можешь  забрать. Тогда мы погорячились.  Вот ещё что. Твою жену Пиканай хотим назначить в колхозе бригадиром. Ты, Арслан, в Усурте для себя нашёл  грамотную жену. Сколько классов она закончила? - Четыре класса.
- Сам видел, как она работает на счётах, людям всякие заявления помогает писать. Люди-то хвалят её, говорят, что жена Арслана Пиканай и читать умеет, разбирается в разных бухгалтерских бумагах. Моей дочери вот на днях жена твоя на своих пальцах показала таблицу умножения. Откуда она такая умная? Понимаешь? Дочь-то моя учится в третьем классе. Считает как-то, поняла ведь, сумела твоя жена объяснить ей таблицу умножения на пальцах. Как? 
- Нет, Лукьян! Пока жена моя Пиканай дома с ребёнком будет сидеть. Об этом потом поговорим. Сначала свою сеялку покажи мне. Смогу ли, разберусь ли в ней?
  Так Арслан без заявления о вступлении в колхоз сел за сеялку, которую в поле тянули две его, собственные лошади.  Началась посевная, затем уход, забота о новом, коллективном урожае.  Для Уналче,  матери братьев, их жён работы хватало и на огороде, и по уходу за домашней скотиной.  Маленький Орслан не поправлялся – не помогало лекарство,  порошок, назначенный фельдшером, ни чай с мёдом, малиной, ни тёпленькое молоко. Из Шор-Уньжи приезжала Анисия Александровна, фельдшер. Здоровье мальчика с каждым днём ухудшалось.  Арслан  и Пиканай, Уналче по очереди от постели ребёнка не отходили ни на минуту.
- Орслан у нас с тобой по счёту – пятый ребёнок, ему скоро исполнится пять лет. Красивый мальчишка! Все так говорят. Все! Арслан, он очень  похож на тебя, очень! Глаза, нос, подбородок, волосы,… – всё твоё! Неужели и этого ребёнка мы с тобой потеряем? – безостановочно говорит, причитает Пиканай. Сама плачет, вытирает углом фартука слёзы  мать, жена, умная, красивая женщина. -  Остальные наши дети умерли сразу, как родились. Никто не смог их спасти. Почему так, Арслан? Чем я, мы с тобой перед Богом провинились?? Чем? Сглазили?  Может быть!   Киямат аве ( крёстная мать) мне объяснила, почему. Потом я тебе, Арслан, расскажу. Потом! Есть у нас с тобой недоброжелатели. Есть! Есть завистники! Злые завистники! Завидуют мне! Завидуют тебе! Пятый по счёту ребёнок наш из жизни уходит. Пятый! Почему так? Почему? 
               


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.