C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Легенда. Итоги

Верхнетоемский след 2 (выдержка из книги)


Именно предыдущая глава под названием «Пермогорский след», кажется, дала, а может только подсказала мне, понимание финала работы над поиском истоков, начала, корней имени нашего рода АввАкумовых-Абакумовых на севере России. Я долгое время не мог написать завершающую главу своей «Легенды» –  «Итоги». Она никак мне не давалась.
 
      И вот наконец-то, мозаика моей семьи сложилась окончательно. Сейчас я уложу последний пазл и с легким сердцем могу завершать начатое.

      Чтобы во всем разобраться, надо вернуться к главе «Верхнетоемский след».

      Я допустил там две принципиальные ошибки, приняв за аксиому, что в 1678 году у Верхнетоемских Илюшки и Васки вторичное имя Аввакумов было отчеством, а не прозвищем. А другая, что Михаил и Федор, по второй ревизии населения 1745 года, являлись детьми Васки, причем я был тогда уверен в этом почти на 100%.

      На самом же деле в 1678 году все обстояло совсем по-другому: отцом Илюшки (?), Васки (?), Фомки (?) и Федки (?) был Афанасий. А к 1700 году у Илюшки было четверо сыновей: Михаил (?), Федор (?), Иван (1680) и Василий (?). У Васки не было детей на Верхней Тойме. Он присоединяется в 1686 году к Пермогорскими братьям Аввакумовым, убегающим от церковного суда, и уходит вместе с ними в Моржегорскую пустынь, где и дает начало нашим Моржегорским ветвям рода. Те же продолжают свой путь и возвращаются в Холмогоры.

      Теперь я должен привести доказательства тому, что выше сказал. Не ждите от меня документального подтверждения. Оно будет построено на логике событий опирающихся на имеющиеся архивные справки.

      И начнем мы с конца – с ревизской сказки населения 1745 года. Надеюсь, читатель не забыл формат этого документа, его построение. Здесь нужна внимательность.

      На этот год «в деревне Починке Дертичевском  Верхотоемской волости Подвинской четверти Важского уезда Архангелогородской губернии среди дворцовых крестьян мужского пола значатся:» Иван (33 года) и Сергей (31 год) Михайловы дети Аввакумовы; Иван Ильич сын Аввакумов (65 лет); умершего Василия Ильича сына Аввакумова сын …; Иван Федоров сын Аввакумов (27лет). Не считая малолеток, все.

      Здесь мы видим только одно лицо старшего поколения: Илюшка, как отчество двух братьев, имени Васки нет. Затем четыре лица следующего поколения: Михаила (?), Ивана Ильича (1680), Василия Ильича (?) и Федора (?), причем, второй и третий точно родные братья. Первый и четвертый тоже братья, но родные или двоюродные между собой и с первыми не ясно, отчества их не известны. Остальные лица третьего младшего поколения нас не интересуют. Все имеют фамилию Аввакумов.

      Предыдущая ревизия проходила в 1719 году. В этот промежуток времени (за 26 лет) умирает Василий Ильич. А до 1719 года умирают Михаил и Федор, т.к. ни в первой, ни во второй сказке они не указаны. Поэтому-то  мы и не знаем точно их отчеств. Последним из живых братьев остается на 1745 год Иван Ильич (65 лет).

      По переписной книге 1678 года в деревне «Починок Дертиченский Ми-рона-новгородца» было три двора: Илюшка Аввакумов, двор Федка и Фомка Афанасова, двор Васка Аввакумова. Между этим годом и годом первой ревизии населения прошел 41 год – немало. Предположим, что все четверо были сыновьями одного человека, но двое имели отчество по отцу Афанасов сын, а двое имели дополнительное прозвище Аввакумов, поэтому-то их отчества и опущены.
 
      Могло ли такое случиться, и если могло, то каким образом?

      К 1678 году Афанасий умирает, т.к. его имени в переписи нет. Видимо, Федка и Фомка уходят из родного дома в самостоятельный двор ранее какого-то неординарного события, произошедшего в семье, и которое повлекло за собой появление прозвища Аввакумов у оставшихся детей мужского пола. Если мы предположим, что Василий Афанасов сын Аввакумов (Моржегорский) и Васка Аввакумов одно и то же лицо, то дата рождения Васки будет 1644 год, а отчество Илюшки будет тоже Афанасов. Значит, около этих же лет будут крутиться и года рождений остальных сыновей Афанасия, причем Федка и Фомка должны были быть старше Васки с Илюшкой. Отсюда может последовать вывод, что отчество Афанасия не могло быть связано с именем Аввакум, иначе у Федки и Фомки Афанасовых тоже должны были быть прозвища Аввакумов. Но, их нет.
В те времена крестьянские семьи не могли быть маленькими, от этого зависела сама выживаемость рода. Поэтому, в наличие только двоих сыновей, Илюшки и Васки, у Афанасия не верится. Жили они тремя отдельными дворами. Возможно, Васка оказался  самым «неуспешным», неженатым из детей. Он воспользовался случаем и с попутчиками уходит в 1686 году из семьи один в Моржегорскую пустынь, освобождая двор для Фомки.

      Выжить одному невозможно и Василий становится трудником или по-слушником в монастыре. Этим объясняется многое, практически все.

      Теперь ближе к нашему Моржегорскому роду Абакумовых.

      Давайте обратим внимание на Моржегорскую жизнь семьи Василия Афанасова сына АввАкумова (1644-1728), сопоставим ее с «Верхнетоемским следом».   Для этого надо вычислить ответ на один вопрос, почему сыновья Василия, Федот (1699-1770) и Влас (1702-1777), родились так поздно? Вторичная женитьба или поздний брак? Если первое, то были ли у него сыновья от первого брака? Сколько их? Где они?  Их даты рождений должны были быть между 1670 и 1690 годами. Но, во-первых, обнаружить других Васильевичей с фамилией АввАкумов и соответствующими годами рождений за все эти годы мне не удалось. А, при их наличии, должен бы. Во вторых, если Васка ушел с Верхней Тоймы в 1686 году в пустынь, то у него и не должно было быть детей. Ему уже 42 года. Значит, …? Значит, это подтверждает то, что Василий действительно в одиночку мог перебраться из Починка в Моржегорский мужской монастырь, будучи или бездетным вдовцом, или неженатым еще человеком. Подчеркиваю, именно «в», а не «к». Он вполне мог стать на какое-то короткое или довольно длительное время, лет на десять, трудником или послушником в староверческой пУстыни.
 
      В чем причина его поздней женитьбы я точно не знаю, хотя и могу предположить. В период появления в Починке сыновей протопопа с беременной Фетинией и Федором-юродивым в 1668 году, Василию было около 25 лет и он  еще не женат (или уже вдов). Скорей всего именно там Фетиния родила своего сына Григория. Он рождается в середине ноября, видимо, преждевременно, недоношенным и слабым ребенком. Это случилось в доме Афанасия. И именно жена Афанасия могла быть повитухой и принять сына Фетинии и Прокопия. АввАкумовы задерживаются по этой причине на какое-то длительное время. Впереди  зима, а пройти надо еще около 600 верст. Прозвище от АввАкумовых «прилипает» к семейству Афанасия.

      Мы не знаем, насколько была крепка  вера у Василия? Судя по будущим поступкам  его сыновей и внуков, он был из идейных староверов. Уйти же из монастыря он мог, самое позднее, около 1697 года, когда пУстынь подчинили Архиерейскому дому в Холмогорах и церковные правила стали резко изменяться с привычных «древлеправославных» на новые обряды. Не исключаю и более ранний период, но это уже не важно.



Итог (выдержка из книги)


     Год окончания работы над моим родословием - 2017. Всему наступает когда-то конец. Хотя процесс этот и бесконечен, но нет смысла дальше затягивать основные выводы. Для меня все стало понятным.

Подведем черту.

     Наш Моржегорский род Аввакумовых/Авакумовых/Абакумовых вышел из Верхотоемской волости Подвинской четверти Важского уезда, деревни Починок Дертичевский и пошел он от дворцового крестьянина Афанасия (ок.1610-ых-?). Прозвище АввАкумов «прилипло» к его детям, Илюшке и Васке, в результате необычного события произошедшего в ноябре 1668 года в его семье. По дороге из Москвы к месту ссылки на Мезень, в доме Афанасия остановилось на длительный период часть семейства протопопа АввАкума. Это были его сыновья Иван (1644) и Прокопий (1648), духовный сын АввАкума Федор-юродивый (ок.1630-ых?) и домочадка семьи Фетиния (ок.1640-ых?). Они самостоятельно «брели»  к матери на Мезень. Весной  1668 года перед самым выходом из Москвы, Фетиния беременеет от среднего сына АввАкума Прокопия. В Починке она рожает, возможно, жена Афанасия принимает ребенка, т.е. она могла быть повитухой. По православному обычаю, при крещении ему дается имя Григорий, в честь памяти святого Григория Чудотворца (17 ноября).
 
     Другие возможные события, связанные так или иначе с именем протопопа АввАкума, не привели к образованию нашего прозвища у кого-нибудь еще.  Мои поиски это подтвердили.

     В 1686 году Василий Афанасов сын Аввакумов (1644-1728) уходит в Моржегорскую пустынь, где проводит трудником или послушником около десяти лет. Он старовер. В 1697 году монастырь подчиняют архиерейскому дому в Холмогорах. Начинаются притеснения монахов и братии. Василий уходит из пустыни и там же женится. Это начало образования деревни при монастыре – в будущем она получит имя Монастырек. У него рождаются два сына, Федот (1699) и Влас (1702) АввАкумовы. В 1719 году в первую ревизию населения прозвище становится нашей родовой фамилией окончательно. Дальше больше.
 
     Наш род –  крестьянский, ему 400 лет!

     Нашей фамилии 350 лет, датой ее образования можно считать ноябрь 1668 года.

     «Николаевская Моржегорская мужская пустынь» (скит, монастырь с одной церковью) на Северной Двине образовалась в середине второй половины XVI века при царе Иване IV, Грозном, и просуществовал почти 200 лет до его упразднения Императрицей Екатериной II в 1764 году. Бывшая монастырская Церковь во имя Великорецкого Николая Чудотворца разрушена в начале 1930-ых годов.

      Василий Афанасов (1644-1728) стал первым официальным носителем  фамилии нашего рода – АввАкумов!

      Всего насчитывается 13 известных мужских прямых поколений нашего рода и 13 поколений нашей фамилии до моих детей включительно!

      Деревню Моржегорскую Пустынь при монастыре основал первый из нашей фамилии Василий Афанасов сын АввАкумов в 1690-ых годах, после ухода из монастыря. Следующие 200 лет наша семья АввАкумовых жила в деревне сначала как монастырские, а затем как экономические крестьяне. Возраст ее на 50 лет меньше нашей фамилии.

      В течение первой половины XIX века написание нашей фамилии стара-ниями церкви постепенно, но принудительно изменяется с АввАкумовых на АвАкумовых, а затем на АбАкумовых. Сегодня мы все Абакумовы.

      Верхнетоемские АввАкумовы сохранили свою фамилию неизменной, они наши кровные родственники. Для меня это стало неожиданностью.

      Холмогорские Абакумовы вернули себе родовое имя, они наши однофамильцы.
Сегодня этот факт может подтвердить или опровергнуть только генетическая экспертиза – нам это надо? Мне – нет.

      Все жители мужского пола в деревне Монастырек до начала XX века были АбАкумовы и находились в кровном родстве. Их количество за 200 лет возросло от  нескольких человек  до 187 человек (не считая потомков тех кто покинул деревню в этот период)  и 33 дворов в 1897 году. Род Абакумовых в течение последних двух веков расселялся в основном по северу России.

      Современное название нашей родовой деревни – Монастырек, Виноградовский район, Архангельская область. Место зарождения рода и фамилии АввАкумовых –  деревня Устье, Верхнетоемский район, Архангель-ская область. Ее уже нет.

      На этом я хотел бы завершить свою «Легенду».


Рецензии