Глава 1. Обзор армий на поле битвы Курукшетра

БХАГАВАД-ГИТА – ЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ
Введение

Бхагавад-гита не является индийским писанием, она абсолютна и предназначена для всех, точно так же как Бог абсолютен во все времена и для всех народов. Бхагавад-гита, как и любое другое известное писание, излагает науку духовной жизни для всех искренних и вдумчивых людей. Истина неизменна, поэтому, хотя с момента, когда была рассказана Бхагавад-гита, прошло приблизительно 5000 лет, все эти знания актуальны и по сей день.

Бхагавад-гита – не отвлечённый философский трактат, это описание реальных событий, а изложенная в ней философия – ответ на практические, жизненные вопросы. Бхагавад-гита была рассказана перед военным сражением, для того чтобы подчеркнуть, что её учение способно помочь решить самые сложные проблемы жизни.

Сначала в Бхагавад-гите излагается наука о душе – возможно, мы много слышали о душе, но нередко люди имеют достаточно расплывчатое представление о ней. Далее рассматриваются принципы деятельности: как действовать в материальном мире, чтобы быть успешным и счастливым. Затем объясняется, что такое знание и как классически может быть получено совершенное знание. Мы можем не верить, что совершенное знание возможно, однако человечество почему-то стремится именно к нему.

Следующее – это йога: что такое йога и каковы её основные принципы, может ли современный человек заниматься мистической йогой. Потом говорится о качествах материальной природы: как действует материальная природа, из каких элементов она состоит, как она влияет на нас; почему люди имеют разные взгляды и наклонности. И, наконец, главная тема – знание о Боге, эта тема объясняется на протяжении всей Бхагавад-гиты. Кто такой Бог, или Абсолют. Каким образом можно познать Бога, какие существуют аспекты Бога, и так далее.

Вторая глава Бхагавад-гиты считается сжатым изложением сути всей книги. Поэтому мы решили сделать небольшую ознакомительную книжечку, издав в бумажном виде наши комментарии к первой и второй главе. Конечно, такое краткое изложение не заменит всю Бхагавад-гиту, однако оно вполне даст общее представление о ней. Все наши книги совершенно бесплатно находятся на сайте «Нилачала.ru» (https://www.nilacala.ru) в разделе «Форум». Также печатные книги мы будем продавать по себестоимости, у нас нет цели заработать на этом.

Хотя есть бесплатные электронные версии всех наших книг, мы всё же рекомендуем приобрести и бумажные книги. Ситуация в мире нестабильна, и лучше иметь Бхагавад-гиту, напечатанную на бумаге. В итоге эта книга может стать самой важной книгой в вашей жизни, по многим причинам.

 
Глава 1. Обзор армий на поле битвы Курукшетра

ТЕКСТ 1

Дхритараштра сказал: О Санджая, что делали мои сыновья и сыновья Панду, после того как собрались в месте паломничества на Курукшетре, желая сражаться?

КОММЕНТАРИЙ
Бхагавад-гита является фрагментом большого произведения, «Махабхараты». Диалог, описанный в Бхагавад-гите, – продолжение достаточно длинного повествования. Поэтому предполагается, что упоминаемые в Бхагавад-гите персонажи и связанные с ними истории уже известны читателю. В целом «Махабхарата» считается произведением, написанным для тех, кто любит интересные сюжеты. Однако Бхагавад-гита, несмотря на свой небольшой размер, занимает особое положение, поскольку в ней описаны основы всей духовной философии и религии. Также Бхагавад-гита вполне практична, её знание можно применять в повседневной жизни.

В первой главе Бхагавад-гиты достаточно много сложных, не известных нам имён. Так или иначе, эта глава является вступительной, и знание упоминаемых в ней имён не так важно. После небольшого сюжетного вступления, сделанного в первой главе, далее в книге будет вестись уже чисто научное объяснение основных жизненных принципов.

В данном стихе слепой царь спрашивает своего слугу о том, что происходит в стане его (царя) сыновей, собирающихся сражаться против сыновей его брата, царя Панду. Иначе говоря, битва должна была произойти между двоюродными братьями: за царство – с одной стороны, и за справедливость – с другой. Физическая слепота царя также указывает и на его духовную слепоту.

ТЕКСТ 2

Санджая сказал: О царь, осмотрев армию, собранную сыновьями Панду, царь Дурьодхана подошёл к своему учителю и начал говорить следующие слова:

КОММЕНТАРИЙ
Этот стих уже переносит нас на поле битвы. Дурьодхана – сын описанного в стихе выше слепого царя Дхритараштры.

ТЕКСТ 3

О мой учитель, посмотри на огромную армию сыновей Панду, так искусно выстроенную твоим разумным учеником, сыном Друпады.

КОММЕНТАРИЙ
Дурьодхана был главнокомандующим царской армии. В те времена сыновья наследовали царскую власть, что в итоге и погубило эту систему управления государством, потому что дети могут не обладать необходимыми качествами для управления страной. Позже родственные системы передачи власти были упразднены, что в целом верно.

Вся Бхагавад-гита начинается с прямого и косвенного порицания семейственности власти. Семья является одним из основных элементов общества, но это самый незначительный из всех подобных элементов, таких как, например, культура, знание и других. Когда незначительный элемент пытаются сделать главным, это ведёт к различным проблемам.

ТЕКСТ 4

В этой армии есть множество доблестных лучников, равных в бою Бхиме и Арджуне; есть также великие воины, такие как Ююдхана, Вирата и Друпада.

КОММЕНТАРИЙ
Дурьодхана, описывая армию противника, вполне понимал её силу. Это говорит об определённом разуме – всегда надо видеть и учитывать реальную силу противника.

ТЕКСТ 5

Есть также великие, доблестные, могучие воины, такие как Дхриштакету, Чекитана, Кашираджа, Пуруджит, Кунтибходжа и Шайбья.

ТЕКСТ 6

Есть могучий Юдхаманью, очень сильный Уттамауджа, сын Субхадры и сыновья Драупади. Все они – великие воины, [сражающиеся] на колесницах.

КОММЕНТАРИЙ
Успех любого предприятия всегда зависит от умных, сильных и опытных людей. Любое государство состоит из людей, и качества этих людей формируют всю ситуацию в стране. Существование государства или производства, любой сферы жизни, определяется качествами людей.

ТЕКСТ 7

О лучший из брахманов, позволь мне, для твоего сведения, рассказать о военачальниках, которые обладают особой квалификацией, чтобы руководить моей армией.

ТЕКСТ 8

Здесь есть такие личности, как ты, Бхишма, Карна, Крипа, Ашваттхама, Викарна и сын Сомадатты, названный Бхуришравой, которые всегда побеждают в битвах.

ТЕКСТ 9

Есть множество других героев, готовых отдать свои жизни ради меня. Все они хорошо вооружены различными видами оружия и все опытны в военной науке.

ТЕКСТ 10

Наша сила неизмерима, и мы полностью защищены Дедом Бхишмой, тогда как сила Пандавов, тщательно защищённых Бхимой, ограничена.

КОММЕНТАРИЙ
Армия Дурьодханы была сильнее армии Пандавов. Однако в итоге Дурьодхана был побеждён, поскольку был нечестен. Суть в том, что истина всегда побеждает. Пандавы могли и проиграть эту войну, однако люди, следующие истине, всё равно всегда являются победителями. Победа означает достижение духовного знания и просветления, а поражение – это утрата разума из-за следования ложным принципам  невежества и самодовольства.

ТЕКСТ 11

Сейчас все вы, занимая свои соответствующие стратегические позиции в фалангах армии, должны оказать полную поддержку Деду Бхишме.

ТЕКСТ 12

Тогда Бхишма, великий доблестный предок династии Куру, дед этих воинов, очень громко, подобно рыку льва, затрубил в свою раковину, даря Дурьодхане радость.

КОММЕНТАРИЙ
Большие морские раковины могут использоваться как музыкальный инструмент. У раковины спиливают выступающий конец, шпиль, и затем её можно использовать как трубу. Подобные раковины находят по всему миру, звук такой раковины может быть слышен на расстоянии до 1,5 километров.

ТЕКСТ 13

После этого внезапно зазвучали раковины, горны, трубы, барабаны и рога, и их общий звук был беспорядочным и шумным.

ТЕКСТ 14

На другой стороне Господь Кришна и Арджуна, стоявшие на прекрасной колеснице, запряжённой белыми лошадьми, оба издали звук своими трансцендентными раковинами.

КОММЕНТАРИЙ
Описываемое в Бхагавад-гите сражение происходило на поле битвы, но в нашем случае сражение происходит в нас самих, как борьба хорошего и плохого. Люди в разной степени склонны отрицать истину, поскольку хотят занять положение господствующих. Но это желание противоречит реальному положению каждого, ведь мы по своей природе зависимы.

Стремление к господству – основной движущий импульс материального мира. Борьба за власть, за богатство, за признание, создание собственных идей и стремление к обладанию. Все эти вещи присутствуют и внутри религий также. Принятие какой-либо религии, без развития знания и бескорыстности, в целом тождественно обычному материализму. Истинная религия означает развитие знания, поиск первоисточника всего. Религия – это знание, а не вера и обряды.

ТЕКСТ 15

Затем Господь Кришна затрубил в Свою раковину, называемую Панчаджанья; Арджуна затрубил – в свою, называемую Девадатта; а Бхима, ненасытный едок и тот, кто совершает богатырские подвиги, затрубил в свою огромную раковину, называемую Паундра.

ТЕКСТЫ 16–18

Царь Юдхиштхира, сын Кунти, затрубил в свою раковину, Анантавиджаю, а Накула и Сахадева затрубили в Сугхошу и Манипушпаку. Тот самый великий лучник царь Каши, великий воин Шикханди, Дхриштадьюмна, Вирата и непобедимый Сатьяки, Друпада, сыновья Драупади и другие, о царь, такие как сын Субхадры, очень хорошо вооружённые, все затрубили каждый в свою раковину.

ТЕКСТ 19

Звук этих разнообразных раковин стал очень громким, и так, вибрируя в небе и на земле, он потряс сердца сыновей Дхритараштры.

КОММЕНТАРИЙ
Материальное богатство не может сделать человека бесстрашным. Люди по своей природе всегда зависимы, и каждый инстинктивно ищет какое-то прибежище. Обычно люди ищут прибежища в семье, у друзей, у государства, в той или иной должности и подобном. И может сложиться впечатление, что они даже нашли прибежище в этом, однако такое впечатление обманчиво. Временные вещи не могут дать настоящей защиты. Когда человек развивает знание, тогда он и защищён. Иногда люди ищут защиту у Бога, просто веря в Него или обращаясь к Нему, но истинная защита приходит через развитие знания. Бог ассоциируется у людей с религий и верой, но на самом деле Бог даёт нам знание. Принцип веры сам по себе ущербен, поскольку верить можно во что угодно. Важно развитие знания, и Бхагавад-гита посвящена не вере, а знанию.

ТЕКСТ 20

О царь, в это время Арджуна, сын Панду, сидевший в своей колеснице, тот, на чьём флаге изображён Хануман, взял свой лук и, смотря на сыновей Дхритараштры, приготовился выпустить стрелы. О царь, затем Арджуна сказал Хришикеше [Кришне] такие слова:

КОММЕНТАРИЙ
В основном люди формально принимают, что Бог существует. Как правило, никто не исследует эту тему и, внешне приняв религию, далее люди живут для себя. Основой религии является знание, но, не имея интереса к Богу, или к Абсолюту, люди следуют номинальным религиям.

ТЕКСТЫ 21–22

Арджуна сказал: О непогрешимый, пожалуйста, выведи мою колесницу между двумя армиями так, чтобы я мог видеть, кто здесь присутствует, кто хочет воевать и с кем я должен сражаться в этой великой битве.

КОММЕНТАРИЙ
Люди по-разному называют Бога, но всё это одна и та же Личность. Бог является источником всего, следовательно, Он имеет в Себе все качества. Бог является Личностью, и одновременно Он безличен. Таково положение Абсолюта. Мы видим мир, наполненный качествами, соответственно, источник мира тоже обладает качествами. Важна не внешняя религия, важно понять всё научно и применять это знание в своей жизни.

Людям важно признание, и, приняв какую-то религию, они хотят считать её лучшей. Это рождает много раздоров, но, развивая знание, можно понять, что Бог – единое целое и нет повода к конфликтам. Нет нужды входить в такие враждующие религии, намного лучше путь знания, изложенный в Бхагавад-гите. Бог – не индийский и не американский, Бог – это источник всего. Для любого здравомыслящего, разумного человека очевидно, что у Бога много имён. Каждая религия говорит о Всемогущем. Так откуда столько противоречий между религиями? Подобные противоречия создают сами люди, а не те или другие религии как таковые. Проблема не в религиях, проблема в людях, в их качествах и в отсутствии понимания. 

ТЕКСТ 23

Позволь мне увидеть тех, кто пришёл сюда сражаться, желая угодить злонамеренному сыну Дхритараштры.

ТЕКСТ 24
Санджая сказал: О потомок Бхараты, после того как к Нему таким образом обратился Арджуна, Господь Кришна поставил прекрасную колесницу посредине между армиями обеих сторон.

ТЕКСТ 25

В присутствии Бхишмы, Дроны и всех других военачальников мира Хришикеша, Бог, сказал: Посмотри же, Партха, на всех Куру, которые собрались здесь.

ТЕКСТ 26

Оттуда Арджуна мог видеть среди армий обеих сторон своих отцов, дедов, учителей, дядей со стороны матери, братьев, сыновей, внуков, друзей, а также своего тестя и доброжелателей, – все присутствовали там.

ТЕКСТ 27

Когда сын Кунти, Арджуна, увидел все эти разнообразные категории друзей и родственников, он стал охвачен состраданием и сказал так:

ТЕКСТ 28

Арджуна сказал: Мой дорогой Кришна, видя своих друзей и родственников, присутствующих передо мной в таком воинственном настроении, я чувствую, как дрожат части моего тела и пересыхает во рту.

КОММЕНТАРИЙ
В Бхагавад-гите постоянно встречаются упоминания тех или других родственников. Материальная родственность – результат наших поступков сейчас и в прошлом. Люди рождаются в разных жизненных условиях, что не является несправедливым, это просто результат прошлых действий. Например, сначала человек учится, затем он получает диплом, то же самое происходит и во вселенском, космическом масштабе. Законы физики говорят, что любое действие имеет последствия. Таким образом, каждая душа рождается в каком-то месте не случайно, а вследствие собственных дел в прошлом. Совершая же поступки сейчас, мы формируем своё будущее.

В высшем смысле мы все находимся во вр;менной ситуации. Всё в мире меняется, всё перетекает, как вода. Нам же надо понять законы этого мира, чтобы быть успешными. Всё существующее в этом мире временно, следовательно и материальные родственники тоже временны. Не стоит пренебрегать родственниками, но и нет смысла придавать им слишком большое значение. Если человек распространяет духовное знание, проповедует, то весь мир – его родственники. Например, в этом мире миллионы детей. Но важны же не только наши дети, но и все остальные дети? Если человек бескорыстно и честно просвещает других, то весь мир станет его родственниками, это намного больше, чем наши обычные родственники.

Арджуна был расстроен воинственным видом своих друзей и родных. Он знал, что они будут сражаться, но не ожидал, что у них столько воинственности. Есть хорошее выражение: «Проблемы возникают из-за того, что разумные люди испытывают сомнения, а глупцы уверены в себе». И действительно, чем глупее человек, тем он более самоуверен. Какие-то искренние разумные люди скорее отойдут в сторону, чем будут сражаться ради самих себя или ради почёта. Но те, кто неразумны, легко пренебрегают другими людьми.

Чего бы человек ни делал, он всегда может найти оправдание своим поступкам. В том числе люди могут использовать и религию как оправдание себя. Единственный способ избежать такой ошибки – это продолжать следовать духовной жизни, стараясь разобраться во всём и используя разум. Развивая знание духовной науки, человек никогда не будет в проигрыше. Бог – это абсолютное сознание, и нам надо последовательно познавать Его.

ТЕКСТ 29

Всё моё тело дрожит, а мои волосы встают дыбом. Лук Гандива выскальзывает из моих рук, и моя кожа пылает.

КОММЕНТАРИЙ
Не стоит забывать, что всё это происходило на войне. Все, кто собрались на поле битвы, стояли друг перед другом в полной боевой готовности, сделав осознанный выбор. Никакого вида корыстное насилие, то есть насилие, совершаемое ради выгоды и из эгоизма, не может быть оправдано Бхагавад-гитой.

ТЕКСТ 30

Я больше не могу находиться здесь. Я забываю себя, и мой ум в смятении. Я предвижу только несчастье, о уничтоживший демона Кеши.

КОММЕНТАРИЙ
Следуя указаниям Бхагавад-гиты, человек может получить ответы на все вопросы и решить любые проблемы. Но необходимо вдумчивое последовательное изучение и следование. Такое изучение не предполагает вольных интерпретаций. Разные утверждения этой книги могут иметь разный контекст, и понять всё это можно, только изучив писание целостно. Также различные противоречия писания – это просто истина, выраженная диалектически. Можно разобрать любое «противоречие» писания и понять, что имелось в виду.

Когда человек следует Бхагавад-гите, он становится бескорыстным, или обретает свободу. Бог создал этот мир для исполнения желания души господствовать. Но душа в своей сути атомарна и не может достичь высшего господства. Даже если всё человечество будет развиваться ради этого, оно не станет способным господствовать в полной мере. Однако данный факт совсем не отрицает ценность деятельности людей и ценность знания людей. Также, если развивать знание о Боге, любая деятельность станет более плодотворной.

На примере Арджуны показано, как личные интересы привели его к смятению. Хорошие чувства к родственникам говорят о хороших качествах человека. Тем не менее выше семьи находится общество и государство, ещё выше – находятся различные науки и законы вселенной. И самая высокая точка – это Бог, или Абсолют, создавший всё.

ТЕКСТ 31

Я не вижу никакого блага от убийства моих родственников в этом сражении, и я не могу, мой дорогой Кришна, желать какой-либо последовавшей [за этим] победы, царства или счастья.

КОММЕНТАРИЙ
Арджуна попал в сложную ситуацию: ему предстояло воевать с теми, кого он любил. Однако в прошлом эти люди вели себя нечестно и вероломно. Арджуна сострадает им, но прощать им вероломство было бы неправильно. Законы нужны, чтобы поддерживать порядок в обществе, и законы нужны для воспитания людей. Если не будет наказания, тогда появится много преступников, чего нельзя допускать. Этот урок Бхагавад-гиты состоит в том, что нужно быть стойким и принципиальным. Несмотря на привязанность к родственникам, всё равно надо следовать более высокому долгу. Арджуна показал своё сострадание и был готов оставить поле сражения, проявляя миролюбие. Однако в такой ситуации это не было правильным поведением.

ТЕКСТЫ 32–35

О Говинда, какая польза нам от царств, счастья или даже самой жизни, если все те, ради кого мы можем желать этого, выстроены сейчас на этом поле битвы? О Мадхусудана, когда учителя, отцы, сыновья, деды, дяди по материнской линии, тести, внуки, зятья и все [остальные] родственники готовы отдать свои жизни и имущество и стоят передо мной, то почему я должен хотеть убить их, хотя я и смогу выжить [за счёт этого]? О поддерживающий все живые существа, я не готов сражаться с ними даже в обмен на три мира, не говоря уже об этой земле.

КОММЕНТАРИЙ
Арджуна пока ещё не понимает, что эта битва возникла вполне закономерным образом, а люди на противоположной стороне заслужили наказание. Истинный преданный Бога – тот, кто имеет знание, а не просто следует вере или каким-то сантиментам. Из-за своих вероломных поступков Дурьодхана и его союзники навлекли на себя негативные последствия, и их участь была предрешена. Принял бы Арджуна участие в битве или нет, результат этой битвы был уже определён.

ТЕКСТ 36

Грех одолеет нас, если мы уничтожим таких агрессоров. Поэтому не подобает нам убивать сыновей Дхритараштры и наших друзей. Чего мы добьёмся, о Кришна, супруг богини удачи, и как мы сможем быть счастливы, убив своих собственных родных?

КОММЕНТАРИЙ
Любой человек может попасть в сложную ситуацию, и решением всего является развитие знания. Надо понять, в чём смысл жизни и каков источник всей жизни. Изучая духовную науку, следует также просвещать и других людей, через общение с ними. Мы не создаём никакую религию и не находимся ни в какой религии. Истинная религия – это знание о Боге. Мы не ищем денег и известности, но нам интересны думающие, разумные люди. Обсуждая духовную науку, не пытаясь господствовать над другими, – так человек может осознать Бога, или источник всего.

Мы живём в мире, который управляется законами. Очевидно, что эти законы создали не мы. Также, поскольку по своей природе эти законы постоянны, они не могли появиться случайно. В мире уже много всего: городов, заводов, различных учреждений и так далее, но во всём этом не хватает духовного понимания. Все эти города и заводы созданы умом и разумом. Разум – основная движущая сила всего, и лишь затем следует физическая деятельность. Поэтому чем больше у человека разума, тем он будет более эффективен. Основная масса проблем любого общества возникает из-за эгоизма, желания личного блага в противовес общественному благу. Если же люди развивают знание, то влияние эгоизма слабеет, и затем идёт рост благополучия общества.

ТЕКСТЫ 37–38

О Джанардана, хотя эти люди, охваченные жадностью, не видят порока в убийстве своей семьи или вражде с друзьями, почему мы, зная о том, что это грех, должны участвовать в такой деятельности?

КОММЕНТАРИЙ
Никакое положение писания невозможно сделать универсальным правилом и применять при всех обстоятельствах. Способность верно применять правила различного вида называется разумом. Люди склонны манипулировать писанием в своих интересах, это ложный подход. Надо понять всё «как оно есть», понять истину. Правила морали также должны вести к знанию, а не существовать сами по себе.

ТЕКСТ 39

С разрушением династии вечная семейная традиция становится поверженной, и таким образом оставшаяся часть рода вовлекается в нерелигиозную деятельность.

КОММЕНТАРИЙ
Арджуна говорит всё верно. Падение общества ускорилось, в том числе из-за разрушения института семьи. Тем не менее такие аргументы неверны, поскольку причины данного сражения лежали в совсем другой плоскости.

ТЕКСТ 40

Когда в семье доминирует нерелигиозность, о Кришна, женщины этой семьи становятся порочны, и из-за деградации женщин, о потомок Вришни, появляется нежелательное потомство.

КОММЕНТАРИЙ
Арджуна правильно описывает процесс деградации. Когда мужчины теряют стремление к высшим ценностям, затем они теряют и внутреннюю силу. Когда женщины становятся сильнее мужчин, то на первое место выходит комфорт, а не исполнение долга и истина. Далее дети, которые рождаются, получают в основном женское воспитание и, соответственно, женский менталитет. Для девушки нацеленность на комфорт и семью в чём-то естественна, но мужчина должен следовать более высоким целям, таким как служение государству, обществу и истине. Для главы государства в первую очередь важны дела государства. Для главы компании важны дела компании. Для политика важна его партия и всё общество. Это очевидные вещи.

Когда мужчина исполняет свой долг, он принесёт благо всем, и в том числе своей стране и своей семье. Сейчас мужчины и женщины в целом становятся равны, но в семье мужчина и женщина дополняют друг друга. Мужчина выступает как защитник и лидер, женщина – как хранительница семьи и искренняя в своих чувствах.

Существует много идей, как сделать семейную жизнь счастливой. В религиях тоже есть различные предписания на этот счёт. Однако сейчас в обществе любая религия уходит на второй план, и такая ситуация во всех странах мира. В целом это в чём-то правильно, поскольку в основном важно знание и понимание. Различные религиозные обряды или, например, ведическая система варн и ашрамов уже неэффективны. В любом обществе мы найдём тех, кто интересуется развитием знания, управлением, бизнесом, земледелием и просто работающих. Подобное деление на четыре класса людей закономерно, и варнашрама опирается на это деление людей по их естественным наклонностям. Однако ввести данную систему на религиозной основе сегодня уже невозможно. Также и Бхагавад-гита не делает акцент на ней.

В современном мире важны развитие знания, просвещение других и повторение мантры. Повторение мантры – это научный процесс концентрации ума. Любой желающий может проверить этот метод на самом себе. Повторяя Харе Кришна мантру, человек чувствует умиротворение. Эта мантра является главной, она состоит из 16 слов: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Слово «Харе» – это символ, или воплощении энергии. Например, чтобы работала любая машина, нужна энергия – электричество или какая-либо другая. Так и в мантре слово «Харе» – это обращение к энергии. «Рама» означает могущество, все ищут какое-то могущество или влияние. А «Кришна» означает привлекательность или знание. Красота и могущество – это два основных качества и в материи также. Что бы люди ни делали, всё всегда направлено на две эти вещи: на красоту или могущество. Чтобы повторять мантру, не требуется посвящения от гуру или членства в религиозном обществе. Повторение мантры – это со всех точек зрения научный процесс, и вместе с развитием знания оно является основой духовной практики.

ТЕКСТ 41

Когда существует рост нежелательного населения, создаётся адская ситуация как для семьи, так и для тех, кто разрушает семейную традицию. В таких порочных семьях нет предложения подношений пищи и воды предкам.

КОММЕНТАРИЙ
Люди следуют религиозным обрядам ради материального благополучия, семьи или здоровья. Однако разумный человек в религии ищет истину, а не какую-то выгоду для себя. Надо увидеть суть, а не просто следовать обрядам, которые в целом стали уже неэффективны. Если знаешь источник всего, то появится и возможность понять его части. Если люди знают целое, то затем и все составляющие их жизни и жизни общества будут в порядке.

ТЕКСТ 42

Из-за порочных поступков тех, кто уничтожает семейную традицию, разрушаются все виды укладов жизни общества и деятельности по обеспечению семейного благополучия.

КОММЕНТАРИЙ
Различные религиозные системы могут применяться для упорядочивания жизни общества. Но истинный порядок исходит из знания и понимания. Если есть знание целого, то естественным образом части будут отрегулированы. Любая внешняя религиозная деятельность без знания неэффективна. Люди не имеют интереса к истине, они следуют лишь обрядам и культу, что в итоге почти ничего не меняет. Одни люди привязаны – к одному Богу, другие – к другому, и потом начинаются противоречия и проблемы. Поэтому надо понять истину такой, какая она есть.

ТЕКСТ 43

О Кришна, Тот, кто поддерживает людей, я слышал через ученическую преемственность, что разрушители семейных традиций вечно пребывают в аду.

КОММЕНТАРИЙ
Арджуна ссылается здесь на ученическую преемственность. Ученическая преемственность – последовательность людей, которые осознали себя. Такая преемственность не является физической, это преемственность знания и понимания. Писание даёт перечень тех, кто входит в преемственность, но во многих случаях люди, находящиеся в этом перечне рядом, никогда не встречались друг с другом. Они включены в перечень, потому что являлись носителями одного и того же знания. Ученическая преемственность – преемственность знания, передача которого велась в том числе с помощью книг. Со мной могут спорить, но совсем не сложно показать, что на протяжении тысячелетий именно книги были основой любой религии (как и науки). Духовные книги были основой, и, например, понимание, кто такой гуру (духовный учитель), может быть получено только из книг. Любой может назвать себя «гуру» и надеть религиозную одежду, поэтому верить на слово в данном вопросе нельзя, такой подход не является истинным.

Учитель – это тот, кто может возвысить ученика, и одно лишь внешнее принятие учителя не имеет смысла. Учитель  общается со своими учениками, не просит у учеников денег и не учит собирать пожертвования. Чтобы принять учителя, надо быть знакомым с ним лично, иметь регулярное общение или даже прожить вместе с ним не менее года (см.: Хари-бхакти-виласа, 1.73). Но сейчас много самозваных учителей, поэтому важны книги, содержащие духовное знание. Книги – это также учитель.

В духовной жизни существуют различные правила и предписания, но главное предписание – это развивать знание. Если вы посмотрите на сказанное в Бхагавад-гите, то увидите, что в основном эта книга о знании. В ней не описываются никакие обряды и не говорится посещать какой-либо храм или вступать в духовное общество. Вообще любые внешние правила важны не сами по себе, а как помощь в развитии знания. Если правило используется для знания, оно истинно, в другом случае то же самое правило будет ложным. Люди могут следовать правилам, например, из престижа или чтобы доминировать над другими, такое следование неверно. Дело не правиле, а в мотивах человека.

Если человек развивает духовное понимание, затем и вся его жизнь пойдёт в русле истинного знания. Дело не в том, чтобы что-то менять внешне, важно, какое у человека сознание. Когда сознание возвышенно, тогда и поступки будут возвышенны, и наоборот. Есть также люди, принявшие отречённый образ жизни (санньяси, например), но важно следование, а находится человек в отречении или нет, это не важно. Многие так называемые отречённые сейчас не исполняют свои обеты, и также по-настоящему отречённый человек не будет стремиться показывать это внешне. Если человек отречён, как он может демонстрировать это всем окружающим? Таково истинное отречение.

ТЕКСТ 44

О, как это странно, что мы, движимые желанием наслаждаться счастьем царствования, готовы совершить очень греховные поступки.

КОММЕНТАРИЙ
Корыстные желания обязательно принесут проблемы человеку. Как бы мы хорошо ни вели свои дела, но привязанность к деятельности и её плодам имеет обратную, негативную сторону. Выход из этого – посвящать себя развитию знания и предлагать всю свою жизнь полному целому, или Абсолюту.

В любом случае развитие знания выше внешней деятельности, об этом в Бхагавад-гите будет сказано позже. Также истинная религия не зависит от количества людей, находящихся в ней, от количества денег, зданий и подобного. Истинная религия – это знание и проповедь от человека к человеку. Такая религия не имеет границ и пригодна для каждого желающего в любом времени и месте.

ТЕКСТ 45

Я думаю, что для сыновей Дхритараштры было бы лучше убить меня безоружного и несопротивляющегося, чем [мне] сражаться с ними.

КОММЕНТАРИЙ
Вероломство и беспринципность некоторых людей может вызывать желание опустить руки. По своей духовной природе мы ищем честность и правду. Иногда, сталкиваясь с обманом, человек может почувствовать разочарование жизнью и бессмысленность любых своих действий. На самом деле такие чувства вполне характерны для воинов, у которых сильно развито чувство справедливости. С одной стороны, описанные рассуждения Арджуны указывают на его искренность и хорошие качества. С другой стороны, Арджуна не впал бы в смятение, если бы истина и Бог были в центре его жизни.

По сути, любые виды проблем рождаются из-за отсутствия знания о Боге. Основная привязанность у людей – это привязанность к самим себе. Но если личность ставит на первое место наставления Бхагавад-гиты, то все проблемы такого рода постепенно будут уходить. Когда человек следует наставлениям этой книги, важность его личного положения для него уменьшается. Пока же человек занят самим собой, он неизбежно будет страдать.

Вся Бхагавад-гита направляет личность к подлинному счастью и свободе взамен мелкой эгоистичной жизни. Один из центральных пунктов духовной жизни – это перенос внимания с самого себя на истину, или Бога.

ТЕКСТ 46

Санджая сказал: Арджуна, произнеся это на поле битвы, отбросил в сторону свой лук и стрелы и сел в колеснице, его ум был охвачен горем.

КОММЕНТАРИЙ
Даже известным святым приходилось проходить через различные трудности. Когда человек проповедует истину, это всегда будет создавать для него те или другие проблемы. Поиск истины нередко находится в противофазе тенденциям материального мира. Поэтому тот, кто пытается сделать что-то значимое, может испытывать противодействие со стороны невежественных людей. Духовное развитие в чём-то и достаточно сложная вещь. Однако Бхагавад-гита ведёт нас вперёд, помогая преодолеть все препятствия на духовном пути, подобно тому как Кришна управлял колесницей Арджуны и вёл его к победе.


Рецензии