Загородные природные парки и туристские походы

Т.И. Герасименко, Б.Б. Родоман
 
ЗАГОРОДНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ И ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Опубликовано: Туризм в глубине России. - Пермь, 2017
 
        Как известно, городской образ жизни требует всесторонней компенсации путём общения человека с природным ландшафтом. В нашей стране, при всей её малолюдности и редком населении, почти вся более или менее цивилизованная жизнь сосредоточена в больших городах, городских агломерациях и пригородных зонах. Поэтому огромное значение имеет задача сохранения условий для активного отдыха на пригородных территориях.
        Туристский поход – не примитивная оздоровительная процедура, подобная бегу по замкнутому кругу, а комплексное мероприятие с большим диапазоном социокультурных функций (Каганский, Родоман, 1988).  Те «три кита», на которых оно держится – оздоровление, познание и общение, на самом деле означают множество целей и задач.  Среди них – стремление туриста увидеть новые места и показать их друзьям; самоутвердиться путем преодоления расстояний и трудностей и в качестве лидера и проводника на маршруте; улучшить своё положение в сфере «личной жизни»; испытать своего рода физическую и моральную встряску и приобрести «здоровую усталость», после которой повседневная жизнь в городской квартире будет казаться более приятной, и т.д. Эти задачи лучше  всего решаются в многодневных походах во время отпусков и каникул, но незаменимой школой для дальних маршрутов служат пригородные походы выходного дня. На них происходит тренировка и отбор участников.
        Уникальная инфраструктура для походов выходного дня сложилась в советское время в Подмосковье. Из столицы идут во все стороны одиннадцать электрифицированных железных дорог. Между их остановочными пунктами, от одной радиальной линии к другой, протянулись траверсные туристские маршруты – пешие,  лыжные и для сплава на байдарках. Пешеходы и лыжники пересекали леса по хорошо расчищенным просекам и по лесным дорогам, некогда соединявшим соседние сёла. Самые  красивые и малолюдные места туристы проходили в середине маршрута. Чем дальше от Москвы расположены начальные и конечные железнодорожные станции, тем длиннее маршрут; он может быть одно- или двухдневным, а в праздники и многодневным. То была чёткая, отлаженная  территориальная рекреационная машина, народная  фабрика физического и нравственного здоровья,  созданная независимо и незаметно для государства и сыгравшая  огромную роль как компенсатор повседневного труда в важнейших отраслях деятельности (Родоман, 2011).
        В самодеятельных туристских походах по безлюдному природному ландшафту, без радиотелефонной связи и без возможности прервать маршрут, достигалась высокая физическая и моральная закалка,  рождалась своеобразная  туристская этика и вырастали особые формы самоорганизации, формировались такие человеческие качества, без которых нельзя было преодолевать трудности похода. Все бытовые операции в суровом походе туристы совершают не в качестве игры и тренировки, а для того, чтобы выжить сегодня (Родоман, 2004, 2006). Весь образ жизни в таком походе был не произвольным выбором каждого дня, а однозначно диктовался окружающей средой. Но приготовительной ступенью для столь  серьёзных ситуаций служили пригородные походы, а для них нужен подходящий ландшафт, которого многие, если не большинство российских городов, лишены или вот-вот утратят.       
        В постсоветской России рекреационное использование пригородных территорий пошло по пути приватизации и раздела земли между собственниками, что приводит к застройке земли дачами и коттеджами, тем самым, к дальнейшей урбанизации. Пространства для общественного пользования не резервируются. Оставшиеся незастроенными лесные территории, а также луга и берега водоёмов, площадь которых катастрофически уменьшается как «шагреневая кожа», пока используются стихийно вблизи автодорог для стационарного пикничного отдыха и купания на берегах водоёмов. Лесные дороги и просеки либо сплошь завалены деревьями, либо испорчены ездой на автомобилях, особенно внедорожниках. По вине автотранспорта грунтовые дороги с мокрой грязью и глубокими лужами стали менее проходимыми, чем густой лес. Вместе с тем, мы полагаем, что в глубине России, вокруг городов среднего размера, отставших от столицы по уровню урбанизации,  некоторый опыт и уроки Подмосковья могут быть учтены и использованы позитивно.
        Для пригородного маршрутного туризма нужны не столько большие, компактные массивы природного ландшафта, сколько достаточно широкие «зелёные коридоры»; именно об их сохранении надо думать в первую очередь. Надо сохранять также «зелёные остановки» общественного пригородного транспорта, где турист может сразу стать на лыжи или войти в лес, не проходя по улицам дачно-коттеджного посёлка.
        Все леса в пригородных  зонах должны быть превращены в природные парки с необходимым минимумом природоохранно-рекреационного благоустройства. Туристские (они же – познавательные экологические) тропы и водные трассы разной категории должны быть так устроены, чтобы по ним можно было передвигаться только одним способом, дабы не было езды на лошадях, велосипедах и любом моторном транспорте по пешим тропам, пешей ходьбы и снегоходов на  лыжных  трассах, мотоциклов на велосипедных дорогах, моторных лодок на путях байдарок. Тропы для разных видов активного туризма должны располагаться так, чтобы не мешать одна другой, не совмещаться, не идти близко и параллельно, а только пересекаться в немногих узлах и к притягательным объектам подходить с разных сторон (Родоман, 2002, рис. 19 на с. 149). Избегать конфликтов между различными видами транспорта и туризма надо не столько увещеваниями и запретами, сколько умелой планировкой парка и его дорожной сети.
        В нашей стране пригородные леса больше всего страдают от вытаптывания, выламывания веток, костров и пожаров. Туристская тропа должна быть устроена таким образом, чтобы исключить не только возможность, но и желание сходить с неё и проникать под полог леса. Для этих целей служат мощёные участки, ограждения, перила, мостки, скамейки, беседки и т.п. Должно существовать известное множество официальных туристских стоянок, имеющих номера, названия, изображения на карте. Нашим слушателям несомненно знаком опыт многих зарубежных национальных парков, особенно расположенных в сходных с Россией природных условиях. Но есть и неожиданные, малоизвестные примеры из регионов с высокой степенью урбанизации.
        Авторам настоящей статьи довелось в разное время и в разных  регионах и странах познакомиться с туризмом в национальных парках (например, в Альпах, в странах Балтии, на Кипре, на Канарских островах, в Эквадоре, Малайзии, Таиланде,  Шри-Ланке), но наибольшее впечатление произвёл феномен повседневного сосуществования огромных масс людей с природным ландшафтом в Гонконге, где  на площади в 1,7 тыс. кв. км имеется 23 парка (40% территории) и более 200 км туристских троп с кемпингами. Вместо  пресловутых «урбанистические джунглей», где люди якобы задыхаются среди автомобилей и небоскрёбов, мы увидели  город для пешеходов, с приоритетом общественного транспорта. Там на метро можно за считанные минуты добраться до таких мест отдыха, где вас окружает дремучий лес и никаких признаков города не видно, а в будни и людей не так уж много. 
        Опыт зарубежных стран убедительно показывает, что отучить подавляющее большинство людей от вредных привычек и сформировать приемлемое поведение в общественных местах вполне возможно. Менталитет в наши дни больше всего формируется средствами массовой информации. Они оказались способными за небывало короткое время изменять мировоззрение даже у взрослых и пожилых людей. Если бы наше телевидение уделяло экологическому воспитанию  хотя бы десятую часть тех усилий, которые тратятся на политическую пропаганду, то многие задачи охраны природы и рекреации были бы давно решены. 
 
Литература
 
        Каганский В.Л., Родоман Б.Б. Социокультурные функции самодеятельного походного туризма // Научные проблемы туризма и отдыха. Бюллетень научно-технической информации, № 2. Сходня: ВНИЛТЭ (Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий), 1988, с. 152 – 180.
        Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера: Сборник статей. – Смоленск: Ойкумена, 2002.
        Родоман Б.Б. Под открытым небом: О гуманистичном экологическом воспитании. М.: Росс. гуманистич.  об-во, 2004; изд. 2-е. М.: Т-во научн. изданий КМК, 2006.
        Родоман Б.Б. Самодеятельные туристские походы как школа позитивной самоорганизации общества // География и туризм: сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т,  Пермь, 2011, вып. 10, с. 123 – 138.
 


Рецензии
Татьяна, да и Родоман,
твердят, объездив много стран,
о рае на Земле Людей,
средь городов, среди полей,
о коридорах, меж промзон,
где отдыхать бы нам резон...)))

Виталий Мельник -Запрудский   17.07.2017 09:22     Заявить о нарушении
Еще раз перечитал. Нравится!

Особенно, эта формула:

" Туристский поход – не примитивная оздоровительная процедура, подобная бегу по замкнутому кругу, а комплексное мероприятие с большим диапазоном социокультурных функций" (Каганский, Родоман, 1988)

Собираюсь посетить "Дачу Ковалевского в Одессе" - Неплохоцй наглядный пример в четверть квадратного километра! Знаменит своими вековыми дубами... Послезавтра еду!

Мне есть с кого брать пример. Есть таки учителя!

Виталий Мельник -Запрудский   30.09.2017 03:29   Заявить о нарушении