Подвиг франциска скорины

 Марыў калісьці славутя Скарына,
“Ціснучы” кнігі на мове бацькоў:
Простаму люду ў роднай краіне
Зрабіць даступнай ёй мудрасць вякоў.
Ніл Гілевіч

У белорусов, как и у всех народов мира, есть свои выдающиеся сыновья. Физически уходя в вечность, они духовно остаются с нами, своим существованием, жизненным примером, гениальным предвидением олицетворяют живую связь поколений, вечность и несгибаемость национального духа, бессмертие народа. И в этом – сущность жизни. Они – духовные поводыри и вожди нации, её гордость и счастье, совесть и радость, надежда и неудержимая её боль. Пока будет существовать на Земле жизнь, сердце каждого белоруса будет согревать вечное солнце, имя которому – Франтишек Скорина.
На белорусском национальном небосклоне Франциск (Франтишек) Скорина сегодня сияет звездою первой величины. Как первопечатник, давший восточнославянским народам книгу на понятном для них языке. Как один из первых в Европе переводчиков Священного писания. Как выдающийся мыслитель-гуманист, синтезировавший в своих предисловиях к изданиям достижения двух эпох – Средневековья и Возрождения (Ренессанса). Как первый на белорусской земле общепризнанный учёный (доктор медицины). Как зачинатель отечественного стихосложения. Наконец, как привлекательная личность, неутомимый труженик, подвижник, патриот.
Кто он и что было сделано им для того, чтобы навсегда остаться в памяти народной? Просто невозможно представить и поверить в то, что всё, сделанное им, создано одним человеком. Можно благодарить судьбу, что в средневековье не связали это с дьявольским влиянием и нечеловеческой одержимостью. Но это был настоящий подвиг во имя нации, первый подвиг на тернистом пути национального возрождения и в то же время первый пример национального мессианства. Он пришёл к народу, потому что так было нужно, ибо настало его время и время его народа.
Это был подвиг, потому что он дал народу СЛОВО, родное СЛОВО, дорогое для каждого из вас СЛОВО. И как тут не вспомнить Библию: “И первым было слово!”. Его перевод Священного Писания на белорусский язык – первый среди восточнославянских народов и второй, после чешского, в мировом славянстве На небосводе нашей национальной истории золотом сияет 6 июня 1517 года, когда в Праге-Чешской Скорина издал первую книгу на старобелорусском языке “Псалтырь”, а в целом меньше чем за два года “пустил в свет” 22 книги Святого Писания.
Это был подвиг, потому что он заложил фундамент нашего гуманизма и толерантности, нашего уважения к другим, значительно больше, чем к самим себе. Причём в то время, когда в Европе вера превратилась в фанатизм, в свою уничтожающую противоположность, и мрачные сполохи костров аутодафе наводили ужас на хилых духом и телом.
Это был подвиг, потому что, как в волшебной сказке, двумя-тремя книгами он открыл двери и вывел людей из темноты к свету. Вывел нас в общечеловеческую семью, в пантеон гуманистической культуры нашего континента, заявил о праве белорусского народа на национально-культурное самоопределение.
Мы, европейцы-автохтоны испокон веков жили на своей земле, но вели себя до-вольно сдержанно, несмело оглядываясь вокруг, а тут сразу, одним махом, вошли в обще европейский культурный процесс.
Это был подвиг, ибо Скорина дал народу знания в семи науках «освобождённых», таких, как грамматика, логика, риторика, физика, арифметика и геометрия, музыка, астрономия.
Это был подвиг, потому что он первый среди белорусов выступил против брато-убийства, за то, чтобы нация, раздираемая на религиозные конфессиии, почувствовала себя хоть на какое-то время одним живым национальным телом, почувствовала себя единым народом, который потом враги на протяжении нашей многострадальной истории ещё не раз «жыўцом ірвалі на кускі» (Я. Купала).
Таким образом, величие Скорины, главный смысл его деятельности заключается в том, что, дав народу родное слово в привычной для него форме, создав совместно с Гусовским фундамент национальной литературы эпохи Ренессанса, дав “людям посполитым” самые разнообразные знания, он по существу вдохнул в обессиленные души веру в Национальное Возрождение, сделал всё, чтобы наши люди почувствовали  себя НАРОДОМ, БЕЛОРУСАМИ.
В жизни каждого народа всегда идут рука об руку чёрное и белое, светлое и радостное, мрачное и трагическое. Так и жизни человека, тем более такого необычного, как Скорина.
Что мы сегодня знаем о Франциске Скорине, о его жизни и деятельности? С одной стороны, будто бы много: в 1988 году вышла книга “Францыск Скарына. Зборнік дакументаў і матэрыялаў”, заботливо составленная В.Дорошкевичем. В ней более трёхсот страниц (349, ибо автор этих строк имеет этот сборник), впервые собраны десятки документов. Но, с другой стороны, когда перечитываешь их, приходишь к неутешительному выводу, что знаем мы о Скорине всё же мало. Неумолимое время стёрло даже точные да-ты его рождения и смерти. Хотя большинство исследователей склоняются к тому, что это счастливое событие приходится на 6 марта 1486 года или на 1490 год и произошло это в городе Полоцке. Мы сегодня, при более чем 100-летнем существовании научного скориноведения, не знаем точно его конфессиональной принадлежности. Родившись в православной купеческой семье, получив начальное образование у полоцких монахов-бернардинцев, нося католическое имя Франтишек, В то же время он печатал свои книги кирилицей, неоднократно подчёркивая, что это делает для православного люда.
Возможно, совсем не случайно главное дело своей жизни – печатание первой белорусской книги – он начал в православный праздник ПРЕОБРАЖЕНИЯ, который всегда ассоциировался с ОБНОВЛЕНИЕМ. И тут мы имеем первый и необычно важный пример белорускости. Когда идеология, вера, пусть самая лучшая, делят, рвут нацию на части, они должны быть отодвинуты в сторону, и на первое место должны выйти кровное единство, яркое сознание того, что прежде всего мы – белорусы, братья по крови, единый народ, а потом – всё остальное. В сегодняшних обстоятельствах жертвенный пример Скорины, его заветы звучат актуально в политических отношениях. В этот светлый час вспомним о них и навсегда это запомним.   
Первым документальным свидетельством о существовании Франциска Скорины является не его метрика ( метрик тогда ещё не знали вовсе), а запись о его поступлении в Краковский (Ягелонский) университет в зимний семестр 1504 года.Среди иных студентов здесь назван и «Франциск», сын Луки из Полоцка, внёсший «2 гроша» вступительной платы.
Читаешь эту скупую строку – сразу же возникают непростые вопросы. И первый среди них: так сколько же лет было Скарине во время поступления в Краковский университет, если, как мы сегодня считаем, родился он в 1490 году? Четырнадцать? Но возможно ли это? Ведь Скорина прибыл в Краковский университет, где всё обучение велось исключительно по-латыни, из далёкого православного Полоцка, в котором языком письменности являлся церковнославянский язык, а латинская культура делала (стараниями монахов открытого здесь в 1498 году монастыря-бернардинцев, вознёсших костёл под именем своего патрона Франциска) лишь первые шаги.
Запись о поступлении Ф.Скорины в Краковский университет порождает и другие вопросы. Например, где он получил первоначальное образование? Дома, под руководством отца Луки (Лукаша), поставившего в Полоцке на широкую ногу торговлю кожами (скурами – отсюда, возможно, происхождение прозвища)? В приходской школе полоцких бернердинцев? Или может в Вильно, где уже существовали развитые традиции латинского обучения и где у купца Луки Скорины, было торговое «представительство» (скорее всего в лице старшего сына Ивана)? Кто указал отроку путь в Краков? И, наконец, «2 гроша», это свидетельство среднего достатка Скорины. Как бы там не было, отцовские, а может меценатские деньги Франциск Скорина истратил незря, ибо через два года после поступления он окончил обучение со степенью бакалавра свободных наук. Значит - действительно получил хорошую предварительную подготовку. Значит – обладал недюжинными способностями.
О подвиге Скорины можно говорить бесконечно. Приятно, что в своём труде, судьбоносном для нашего народа, он был не один. Вслед за ним уже поднимаются мощные фигуры просветителей и философов, писателей и переводчиков Семёна Будного, Василя Тяпинского, Симеона Полоцкого, Янки Купалы, Якуба Коласа.
Белое и чёрное... Подвиг, триумф и трагедия. Как всё это характерно для нашего многострадального народа! Но не смотря на невыносимые испытания, войны, национальные издевательства со стороны соседних народов, истребление, казалось бы, до основания национальной культуры, он выстоял и победил. Выстоял благодаря тому, что на национальном небосводе всегда сияла негасимая звезда Скорины.
Мировая слава сегодня не греет Франтишка Скорину, но она нужна его народу, со-здавшему независимое государство, государство в лоне новой Европы, нам нужна такая национальная опора, как идеи и заветы Скорины.
Он, один из титанов духа и дела эпохи Возрождения, дал нам поучительный урок, как много может сделать один человек, если он патриот и труженник, для развития своего Отечества, для мирного сожития и культурного взаимообогащения народов.
Нам сегодня во многом близки нравственно-этические ценности, заключённые в наследии Скорины, его жажда духовного обновления человека и общества. Славный полочанин высоко, как никто до него на белорусской земле, поднял человека, его достоинство. Но и показал его низменные инстинкты, предвидел, что если они возьмут верх, тогда «настануть времена люта, в них же будут человеци вельми зліи”. В предислових Скорины прямо указаны средства, позволяющие избежать таких времён: не социальная престижность, а духовность, добродеятельность, милосердие, служение другим людям ради всеобщего блага.
Франциск Скорина – один из величайших сынов Беларуси. Высшие награды Бела-руси, медаль и орден, названы в его честь. Только самые достойные получают эту награду – только те, кто отдаёт свой талант на благо своего народа, самоотверженно трудится на ниве просвещения и культуры. Его имя носит университет в Гомеле, центральная библиотека и педучилище в Полоцке, гимназия №1 в Минске, негосударственное общественное объединение «Общество белорусского языка имени Франтишика Скорины», другие организации и объекты. Памятники ему стоят в Полоцке, Минске, Лиде, Калининграде, Праге. В 1991 году после распада Советского Союза, главный проспект Минска был назван в честь Франциска Скорины. В 2005 году указом Президента Республики Беларусь 7 мая 2005 года № 216 «О переименовании некоторых проспектов и улиц в г.Минск» проспект был переименован в проспект Независимости. А Староборисовский тракт получил название улицы Франциска Скорины.   


Рецензии