Шел трамвай десятый номер

       На этой исторической фотографии 1946 года из Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР запечатлён "Комсомольский вагон" № 10 в городе Житомире, на Большой Бердичевской улице в районе нынешней площади Королёва. Не было ещё в том далеком 1946 году площади Королёва. Да и улица была тогда уже не Большая Бердичевская, а Карла Маркса. Так её переименовали большевики в 1920 году. Прежнее название ей вернут только через семьдесят один год. Но и старое  название не является историческим. На плане Житомира 1810 года она называлась "Большая почтовая дорога въ Бердичевъ". В 1830-х годах, поскольку дорога в Бердичев стала большой улицей, её переименовали в Большую Бердичевскую улицу, а ту Бердичевскую улицу, которая была поменьше, – в Малую Бердичевскую (в советское время – Комсомольскую).   
 
       Сейчас уже трудно узнать этот участок улицы. Уцелел только один дом. Он первый справа на фотографии. Это бывший гостиный дом Архиерейского подворья с привратницкой – памятник градостроительства и архитектуры  первой половины  XIX века. В октябре 1846 года здесь останавливался Тарас Григорьевич Шевченко. На фасаде здания об этом событии памятная доска. На фотографии видно, что вход в здание раньше был с улицы. Помню, что крыльцо у входа было чугунное. А на крыльце клеймо завода братьев Дурилиных в Денешах. В советское время в бывшем Архиерейском подворье находился штаб 8-й танковой армии Прикарпатского военного округа, а сейчас – штаб 8-го армейского корпуса. На фотографии возле дверей привратницкой мы видим часового. Здесь тогда была городская военная комендатура с гарнизонной гауптвахтой. За этим зданием виден одноэтажный магазинчик. Его снесли в 1971 году при строительстве на этом месте пятиэтажного здания.
   
       На втором плане справа — двухэтажный дом, торцевой фасад которого украшен граффити с изображением счастливых советских людей и портретом Сталина над ними. Это бывший доходный дом купца Алексея Ефимовича Журавлёва, построенный в 1891 году. А за ним виднеется крыша двухэтажного особняка бывшего Житомирского общества взаимного кредита, построенного в 1900 году. С 1905 по 1910 годы тут находились музыкальные классы, на базе которых в 1911 году открылось музыкальное училище при Житомирском отделении Императорского Русского музыкального общества на Михайловской улице. Во время Второй мировой войны оба сооружения пострадали от пожара. Реконструировали их с надстройкой ещё одного этажа в соответствии с проектом главного архитектора города Семёна Моисеевича Энгельмана. Работы были завершены 21 февраля 1959 года. В результате оба дома стали одним зданием, в котором находится Житомирский городской совет.

       Слева на фотографии — трёхэтажный бывший доходный дом. В советское время на первом этаже размещалась аптека № 1 и общественная столовая, а на верхних этажах — Житомирский отдел комплексного проектирования института "Укрсельхозтехпроект". А к зданию с левой его стороны был пристроен одноэтажный магазин "Химреактивы". 29 апреля 1971 года на площади Советов (ныне Королёва) откроют памятник Сергею Павловичу Королёву, и этот дом, закрывающий его обзор со стороны улицы, будет обречён на снос. Через два года его таки снесут. Аптека переселится на первый этаж нового пятиэтажного здания на противоположной стороне улицы, а проектная организация — на улицу 1-го Мая (теперь Святослава Рихтера).

       Обратим внимание на мостовую улицы. Она булыжная. Такими были тогда все улицы Житомира, за исключением Михайловской, которую заасфальтировали в 1936 году. А до 1936 года и она имела такое же покрытие. Асфальт на всех улицах потом уложат поверх булыжников. Посреди мостовой видим рельсы трамвайного пути. Он  узкоколейный, в одну колею. Сделать его больше не позволяла ширина старых улиц. Трамваи курсировали здесь с 1899 по 1958 годы. Чтобы они могли разминуться, по пути следования делались разъезды. На каждом из них трамвай должен был остановиться и долго ждать встречный вагон, чтобы пропустить его. Отсюда и поговорка: «Быстрый, как житомирский трамвай». Влево, на Комсомольскую улицу трамвайная линия поворачивает в депо. Это первое в городе депо, которое действовало с 1899-го по 1978 годы.

       А теперь в центре снимка обратим внимание на трамвайный вагон с номером 10 и названием "Комсомольский вагон". В честь чего такое название? В послевоенные 1940-е годы в школах проводили специальные воскресники по сбору металлолома и макулатуры. Пионеры собирали макулатуру, а комсомольцы — металлолом. Всё это приносили в школы. Те учебные заведения, которые больше собрали, награждались грамотами, о них писали в газетах. Я тогда ещё до комсомольского возраста не дорос, и собирал макулатуру. Нам объясняли, что из макулатуры для нас сделают новые тетради и учебники, а из металлолома — новые железнодорожные и трамвайные вагоны. Причем, если на заводе вагоны изготовят из металлолома, собранного комсомольцами, то их назовут "Комсомольскими вагонами". И действительно, такие вагоны вскоре появились в городах, где были трамваи. Летом 1946 года мы увидели новый житомирский «Комсомольский вагон», все детали которого выплавили из нашего житомирского комсомольского металлолома. Он на фотографии. Смотрите, завидуйте!

       Тогда я верил, что всё обстояло именно так. Теперь не верю. Дело в том, что во время войны ни один завод в Советском Союзе не выпускал новых трамвайных вагонов. И всего через год после победы это было крайне сомнительно. Разве можно было за такой короткий срок восстановить заводы и наладить производство новых вагонов? Чтобы развеять сомнения, начинаю поиск архивных документов. На каждый трамвайный вагон с момента его выпуска с завода-изготовителя и до его списания заводился технический паспорт, где записывалась вся его история. Тут мне повезло. В Житомирском трамвайно-троллейбусном управлении сохранился технический паспорт трамвайного двухосного моторного вагона № 10! Основные данные этого паспорта я нашёл и в интернете. Оказалось, что изготовили трамвай №10 на бельгийском заводе "Nivelles" и продали в Одессу. 

       Получается, что нас обманули? Это был не новый житомирский, а старый одесский трамвай? Тот самый, про которого одесситы сложили песенку: «Шёл трамвай десятый номер. На площадке кто-то помер. Тянут-тянут мертвеца. Ламца-дрица-ца-ца-ца …»? У Ильфа и Петрова в одиннадцатой главе "Золотого телёнка" эти строчки, неожиданно для всех, спел сам начальник всего "Геркулеса" товарищ Полыхаев. Как же этот знаменитый одесский трамвай № 10 оказался в Житомире?

       Действительно, это бывший одесский трамвайный вагон, но… не тот самый. В техническом паспорте написано, что до 1946 года у этого вагона был № 28. В Одессе первые электрические трамваи появились в 1910 году. В истории одесского трамвая есть список номеров пассажирских вагонов по годам их ввода в эксплуатацию. По этому списку вагон № 28 был введен в эксплуатацию в 1911 году. Тогда в Одессе тоже была узкая трамвайная колея, как и в Житомире. Но в 1934–1935 годах южный город перешёл на широкую колею, и часть узкоколейных вагонов стал продавать в города с узкой колеёй. Этот вагон купил Кировоград (ныне город Кропивницкий). 

       Осенью 1943 года немцы перевезли его из Кировограда в Житомир. Здесь оккупанты использовали пассажирские трамваи для перевозки угля с вокзала к электростанции. В 1946 году трамвай перекрасили в "Комсомольский вагон", заменив его № 28 на № 10. Сделали это, видимо, для того, чтобы старый вагон не узнали. Вот таким способом в 1946 году обманули наивных собирателей металлолома. Списали трамвайчик на металлолом в январе 1951 года…

Борис Дубман
Апрель 2017


Рецензии