Воронежское Метро

   Воронеж. Город воинской славы. Город в линии фронта, боле двухсот дней. Не оккупированная левобережная часть, застопорившая наступление немцев. Разрушенный до основания. Пущен под нож бульдозера и заново восстановлен по фотографиям.
   Строительство метро в разросшемся городе было необходимо давно. «Вот-вот и скоро начнут строительство» – говорили жители Воронежа в начале семидесятых, когда их численность перевалила за шестьсот тысяч. «Вот-вот и начнут» – говорили они в начале восьмидесятых, кода устремились к девятистам. Чей-то формальный норматив в миллион жителей всё не позволял получить разрешение на Него. Ещё бы чуть-чуть и уже точно «вот-вот», но тут началась Перестройка, а за ней Девяностые… Все надежды рухнули… Не рухнула лишь мечта о Нём.

   В начале двухтысячных приходит долгожданное известие от мамы: «Наконец-то, сынок, дождались! Началось строительство».
   И сразу было ясно, о чём речь – о метро, естественно. Понимаю, что не может быть: «Откуда деньги, Зин?» Но мать настаивает: «Сама видела, сама читала о начале строительства, а газеты врать не будут». Ну, раз газеты говорят, значит, правда и против них не попрёшь. Потрясающе, совсем крыша у городских властей поехала, как будто других дел больше нет, как сюда бюджет города зарывать. Это же не на одно десятилетие все социальные программы придётся свернуть, а может быть, и на века. «Ты что! маме не веришь!?» – привела неубиваемый аргумент мать и выслала газету.
   Действительно, в заметке писалось, что начато строительство Metro. Страсть ко всему иностранному на Руси тянется с давних времён, поэтому латиница никого не смутила, и весь город на завтра знал, что скоро, совсем скоро появится долгожданное метро. Так в городе Воронеже появилась сеть Метро. Сеть гипермаркетов для юридических лиц с огромными торговыми площадями, где бог знает, что можно купить.

   А вообще, Воронеж действительно мощный, раскинутый по двум берегам, индустриальный город. Гуляя по «старому» городу, наблюдаешь смешение стилей. Картину ровных питерских европейских линий и московских башенок отдельно стоящих домов царапают глыбы мало архитектурных форм из стекла с металлом и бетонной крошкой. Среди выросших заново в социалистическую действительность зданий с колоннами и с лепниной, натыкаешься на здания царской купеческой России, чудом попавшие в восемь процентов уцелевших во время войны зданий. Всего скорей, они тоже восстановлены, но удивляет их появление в различных местах. Выросший на равнине, город получился много уровневым, многоярусным. Спускаясь к воде, он захватил огромную пойму реки-водохранилища и борется за каждый клочок земли, стараясь в первую очередь красиво освоить холмы и пригорки. Современным постройкам холмов почти не досталось, но старинные многочисленные храмовые сооружения с православными крестами, возвышающимися над ломаными разноцветными крышами современных домов, каким-то странным образом дополняют друг друга и поэтому совсем не раздражают. Борьба с оползнями сформировала особую сеть дорог, расползающихся вдоль стен, сдерживающих натиск земли. Эти стены повсюду и маленькие и большие, и покосившиеся и не очень, и старинные и современные, но всегда рано или поздно проигрывающие движению вздыбленных войной пластов грунта и талой воды. Впечатлил горбатый мост с коваными перилами и фонарями, повисший над автомобильной дрогой, как река, сдавленной такими же стенами набережной с двух сторон. И эта дорога-река с мостом тоже борьба с оползнями. Хотя заметно, что лучше всего с этой задачей справляются корни деревьев, глубоко проникающие в залитую во время войны кровью землю, но внимание на успехи этого борца, видимо, обратил только я – командированный гость Воронежа. И всё новые и новые заград-стены нарезают мудрёные направления дорог, а на этих стенах воронежцы пишут потрясающие послания в стихах, не изуродованных пошлостью.
   Обобщая можно сказать, что через город архитектурой прошла вся Русь: северная – сжатая и строгая, центральная – разбросанная и вычурная, а в некоторых местах практичная и прижимистая – южная, толи с казакским, толи с украинским укладом.
Вот такие особенности Воронежа заметил в его Центральном районе. Остальные новостройки, как и везде в других городах, маловдохновляющие…

   А жители не устают повторять: «Вот-вот и скоро начнут строительство»…
Это о метрополитене.

24-25.03.2017. 1005 … 1230
г. Воронеж


Рецензии