43-1. Школа даосов о смысле жизни

43 - 1.

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Когда мы говорили на прошлой встрече с мудрецами о том, что обращение к «лици» (острым орудиям) – крайнее средство, которым человек крадёт себя у Дао, мы имели в виду взаимоотношение человека и Дао. Этому посвящена 53-я глава трактата «Дао-дэ дзина» Лаоцзы.

В ней идет речь о следующем:

«Я твёрдостью владею знанья,
Иду в великое Дао,
Только претворенность страшит,
Великое Дао совсем свободно,
Но люди пристрастились лишь к тропинкам,
Династия совсем искорена.
Поле совсем заросло.
Хранилище совсем пустое.
Одежды в узорах и пестры.
На поясах острые мечи.
Пресыщение в питье и еде.
Имущество имеется в избытке».

Я объяснил мудрецам моё понимает этой главы так:

Это - как «лицзянь» - обоюдоострый меч, то есть, как некое противопоставление, а именно, Жэн (;) – Человек, удерживающийся в потоке ; Дао твёрдостью знания, и человек, предпочитающий вместо плавания в потоке топтаться по тропинкам – руслам высохших рек. «Династия сосем искорена» - утрачена руководящая идея Дао. «Поле совсем заросло» - сознание человека заполняется ложными идеями и принципами. «Хранилище совсем пусто» - опустошение духовной жизни человека. «Одежды в узорах и пестры» - пустоту человек пытается прикрыть, вставая на путь украшательства, развивая и проповедуя ложные теории. «На поясах острые мечи» - человек ради украшения себя прибегает к крайним средствам, которые в конце концов приводят его к моральному и интеллектуальному кризису. Отсюда и следует – «пресыщение в еде и питье». «Имущество имеется в избытке» - накапливается много лишнего и ненужного.

Когда я изложил свою точку зрения на то, как я понимаю эту главу, Ян Чжу согласился и высказал своё мнение о суете сует.

СУЕТА СУЕТ

Сейчас кто помнит о деяньях старины далёкой?
Исчезло всё, и умерли все люди, те, что жили,
Не сохранились предков дела в памяти глубокой,
О них давно все поколенья прошлого забыли.

То ль наяву, то ли во сне всё то когда-то было,
Не знаем ни одного из дел тайных или явных,
Людей сколько чреда побоищ древности убила?!
И сколько в Лету кануло событий достославных?!

Из происшедшего всего, что видел кто и слышал?
Из тьмы событий ничего в памяти не осталось,
Весь дух величия из прошлых поколений вышел,
Никто не помнит из того, что в древности свершалось.

Лет сколько минуло с тех пор, нам и припомнить трудно,
Какие только на страну агрессоры ни лезли,
Опустошенья, моры делали её безлюдной,
Но победители и побеждённые исчезли.

Погибли умные, глупцы, красавицы, уроды,
Исчезло всё, чем ум и сердце древних пор горели,
Давно уж в памяти забыты многие народы,
Останки их, дома и ценности давно истлели.

Срок быстрый или медленный во времени различен.
Но какова же радость жизни? Состоит в чём ценность?
И счёт истории для всех давно уж обналичен.
Всех их в своё нутро всецело поглотила бренность.

Любой ценой ли стоит нам к известности стремиться?
Не лучше ль жить, как мы хотим, пока нас ноги носят?
Жизнь наша есть одно мгновенье. Нужно ли гордиться
Тем лишь, что славят нас в какой-то миг или поносят?

И почему, чтоб цель достичь, у нас такие нравы -
О стену бьются головой, пока она не треснет?
И это делается всё посмертной ради славы,
Ведь тело от неё не оживёт и не воскреснет.


- Но тогда в чём же смысл жизни? – спросил я у Ян Чжу.

И Ян Чжу мне ответил:


СМЫСЛ ЖИЗНИ

Философа Гуань Чжуна как-то люди попросили
Ученье объяснить о жизни просто и понятно,
Сказал он: «Не мешать себе и действовать по силе,
Не останавливать себя, легко жить и приятно.

Из жизни нужно устранять всё то, что жить мешает,
Взирать глазам лишь на то, что к красоте причастно,
Ушам позволить слушать то, что сердце пожелает,
Не тратить в жизни на суету времени напрасно.

Позволить носу обонять благоуханья запах,
Позволить телу пребывать всё время в наслажденье,
Позволить сердцу мыслить на всех жизненных этапах,
Всё говорить, что хочется, и жить без принужденья.

Когда глаза желают видеть красоту и краски,
И если помешать им, то можно притупить зренье,
Когда же говорить и думать можно без опаски,
Скорей в умах наступит то духовное прозренье.

Без интересов в жизни, притупляется вниманье,
Здоровье от прекрасного зависит настроенья,
Без чувства ароматов, теряешь обонянье.
Без мысли о свободе, не идёт вперёд движенье.

В заботе, скорби проживать во имя долголетья,
Живя сто лет, без радости и счастья испытанья,
Что может быть глупее в жизни этого столетья,
Безумья ожидая в постоянном обузданье.

И если каждый препятствия в жизни устраняет,
То устремляется к духовной дух его работе.
Он в радости и счастье вплоть до смерти проживает,
Смысл жизни – в любви и о самом себе заботе».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии