Всё разумное действительно, всё действительное...
Фраза «Всё разумное действительно, всё действительное разумно», появившаяся в «Философии права», выражает собой одну из основных гносеологических и онтологических идей Гегеля [1]. Многие, заблуждаясь, увидели в ней примирение с окружающей действительностью и стали её сторонниками, но ещё больше – её противниками. Подлинный смысл сказанного постигли немногие. В предисловии к «Энциклопедии философских наук» Гегель вернулся к этой фразе и пояснил её смысл.
В его учении действительность не то пёстрое многообразие, которое даётся человеку в чувственном созерцании [2]. Действительность по определению Гегеля – это "единство сущности и существования; в ней имеет свою истину лишённая образа сущность и лишённое устойчивости явление..." [3, с. 636]. Однако мысль не всё «видит» в многообразии – только то, что ««достойно существования», то, что имеет смысл и значения существования как для себя, так и во взаимосвязи с внешними предметами, вещами, явлениями» [4]. Вещь становится «разумной» благодаря связи с внешним миром.
Сконструированная, таким образом, гегелевская действительность оказывается разумной по определению. Ну, а всякое разумная мысль имеет свою значимость для существующего, и в рамках этого существования действительна.
Гегелевское понимание действительности с позиций материализма критиковал уже Фейербах. Он считал основной характеристикой действительности существование чувственно данных единичных вещей и людей [5]. Действительность по Гегелю – умозрительная конструкция, действительность по Марксу – независимо от нас существующая реальность.
Афоризм «Всё действительное разумно, всё разумное – действительно» имеет смысл лишь в границах учения Гегеля. Поэтому изрекать его, имея в виду наш «грешный» мир – нонсенс.
Источники информации
1. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. – М.: Наука, 1972. – 288 с.
2. Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
3. Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 659.
4. Все действительное разумно? http://di-mat.ru/faq/2012-487, 11.09.2012 .
5. Фейербах Л. Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 182-83 и 194.
Опубликовано: 16.04.2017
Свидетельство о публикации №217041600310