И Авраму хорошо было ради ее...

10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: «это жена его»; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
Книга Бытия, глава 12

Думаю, что не очень погрешу против истины, предположив, что в процитированной мной библейском эпизоде рассказывается о первом исторически описанном сутенере, и его первой исторически описанной крыше, в роли которой выступил лично создатель неба и земли, поборник нравственности, гонитель содомлян, ненавистник амаликитян, моавитян, ханаанеян и бесчисленного списка мелких ближневосточных племен, некстати расселенных в тех местах, которые он пообещал Аврааму, заключая с ним свой завет.

Здесь я позволю себе небольшое лирическое отступление, посвященной пресловутой свободе выбора, о которой любят рассуждать либеральные теологи. А кстати, предлагался ли Сарре выбор идти или не идти в дом фараона? В форме шантажа, что-то мне подсказывает. Свобода выбора, предлагаемая христианам - это не свобода между каким-то количеством вариантов действий, а свобода между прямым повиновением и прямым запретом, между исполнением завета в ветхом (исповеданием Христа в новом) заветах и преступлением, между спасением и погибелью. Полноте, речь действительно о свободе? Делай, как написано - или погибнешь, это именно она?
С одного конца христианской "свободы" необходимость подчиниться настоянию, с другого - пойти против запрета. Как- то больше шантаж напоминает, чем свободу. От Оригена, проповедовавшего всеобщее спасение до Кальвина, рассуждавшего о предопределении, никто не говорил о свободе выбора, предложенной человекам, но о выборе между вечной погибелью и спасением, провести которое как угодно тоже нельзя, а лишь в специально отведенном для этого месте, занимаясь тоже, не чем в голову взбредет, а вечным воспеванием осанны.

Отношение церкви к проституции и проституткам никогда не было определенным. С одной стороны, Христос недвусмысленно заявил, что царство небесное принадлежит блудницам и мытарям, грешникам, которым достаточно было лишь уверовать для спасения. С другой стороны, существовал соблазн перераспределить заветные места поближе к господу, убрав оттуда блудниц, то есть, женщин, и оставив эти места для публики поприличнее. Маневрирование между этими двумя противоположными задачами показало следующую картину: до 1649 года в России проституция законом не преследовалась, затем на нее начались гонения, приведшие к закономерному запрету слова на букву "б", но явления не искоренившие. Затем, как мы уже обсуждали, возобладал государственный подход, легализация, налоги, взятки городовым за крышевание. Влияние православия в стране было огромным, по данным церковной статистики, в 1905-м году у монастырей было более 740 тысяч гектаров, у церквей более двух миллионов, земельные владения духовенства в течение 12-ти лет только увеличивались. По подсчетам большевиков, духовенству принадлежало около шести миллионов гектаров, а после Великого Октября национализированными оказались примерно девять миллионов. У церкви была полная монополия на идеологию, законодательно закрепленная, державшаяся на только на штыках и нагайках, но и на повсеместном христианском просвещении, делах милосердия и благотворительности. Но всякий мужчина, желавший купить женщину, шел и покупал ее под бдительным оком государства. Случайность? Совпадение? Недоглядели, упустили? Или часть традиционного уклада, существовавшего столетиями, то явно и легально, то тайно и подпольно, но существовавшего всегда? Авраам, муж божий, дважды продавший свою жену из страха, и дважды обогатившийся на этом мероприятии, дал-таки пример своим многочисленным, как песок, потомкам, заселившим землю - продавать и покупать женщин "нельзя. Но можно".©

Так бывает, когда, выражаясь тем же библейским языком, "правая рука не ведает, что творит левая". У церкви было две тысячи лет, чтобы изменить хоть что-нибудь в унизительной практике торговли женщинами, но совершенно очевидно, что ситуация лишь усугубилась, и презираемое ремесло превратилось в рабство. Потомство Авраамово с выгодой для себя распоряжается телами женщин, не имеющих к ним никакого прямого касательства, принуждением и обманом, а церковь жжет глаголом, обличая блудниц - прекрасная тактика, ведущая к чему угодно, кроме решения проблемы.

А что до Аврама, то герой нашей истории, буквально через каких-нибудь восемь глав, попытался пристроить Сару в дом к царю Авимелеху, выдав ее за сестру.


Рецензии