Ледовая Одиссея

На снимке: 1913 год. Георгий Седов с группой команды "Святой Фока".

А может быть,
арктические льды
Корабль не выпускают
из беды…
             Юрий  Визбор


Доставить снабжение полярникам островов Греэм-Белл и Рудольфа в архипелаге Земля-Франца-Иосифа и острова Виктория в Ледовитом океане предстояло мурманскому теплоходу «Юта Бондаровская». Пробиться во льдах поближе к островам помогал дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын». На борту которого ждал своей работы вертолёт МИ-8. Айсберги, белые медведи и моржи, непредвиденные истории и казусы в ледовой выгрузке?! В этом и заключалась особенность работы арктического моряка в советские времена. Высокие широты – это наша доля, а точнее, осознанно выбранная  профессия…

   Моряки «Юты Бондаровской» обеспечили полярников грузом с Большой земли. Ледовая обстановка в сентябре 1989 года настолько изменилась, что ближе трёх миль к острову Рудольфа не пробиться. Выгружались на лёд, размещая груз на борту вертолёта  МИ-8. С каким облегчением мы вздохнули, когда воздушный извозчик совершил, наконец, последнюю ходку к полярникам.  Закончилась беготня со снабжением по островам архипелага и 12-ти часовые смены на выгрузке.

   Правда, говорить о полном завершении высокоширотной экспедиции можно лишь, когда зайдём в порт приписки Мурманск. Тем более, что началось интенсивное  похолодание и ухудшение ледовой обстановки. Забегая вперёд, скажу, что опасения подтвердились. Возвращение домой оказалось не из лёгких, не пожелала отпускать нас Арктика без сюрпризов…

   С выходом на судно обрушился ледовый грохот, напоминавший пушечную канонаду. Что же случилось за бортом? Нет, небесные силы здесь не причём, это непредсказуемая Арктика показала свой нрав! Сменивший направление ветер, привёл в движение огромные ледяные поля, они громоздились друг на друга, треща, ломаясь и образуя разновысокие торосы. Для полноты впечатлений о высоких широтах нам этого, как раз, не хватало!  Двигаясь к берегу, бесформенная белая масса от горизонта, увлекала за собой, ставший беспомощным океанский корабль. В какой-то полумиле от скалистого берега «Юта Бондаровская» и замерла. Благосклонным оказался  небесный владыка, за что моряки и благодарны Всевышнему!

   В этих координатах, в начале века, из-за отсутствия топлива зимовала  парусно-моторная шхуна  командора Седова «Святой Фока». Русский морской офицер и бесстрашный полярник пытался покорить в 1913 году Северный полюс. К сожалению, экспедиция была плохо подготовлена и Седов погиб от цинги, на пути к вершине планеты. Матросы похоронили своего командора на мысе Аук у острова Рудольфа, на который и несло нас вместе с ледяным полем…

   Неожиданно начавшаяся подвижка льда, так же внезапно и прекратилась. Арктика замерла в наступившей и звенящей тишине. Зажатая льдом, и с большим креном на правый борт, «Юта Бондаровская» остановилась в нескольких сотнях метров от гибельного для судна берега. Капитан ледокола обсудил ситуацию с капитаном «Юты Бондаровской» Дмитриевым:
   - Александр Витальевич, у вас всё в порядке?
   - Да, если не считать серьёзный крен на правый борт.
   - Ситуация такова, - продолжил ледокольщик, - что не выбраться нам самостоятельно, будем запрашивать у пароходства помощь. Без атомного богатыря не обойтись…

   Огромный ледокол-красавец показался на горизонте через пару суток. Любо, дорого было смотреть, как победно шествовала в крепчайшем льду «Россия». Вот оно, техническое совершенство, плод человеческого разума, взявший верх над природой! И лишь куски голубого льда, доказательство побеждённой ледовой стихии, вылетали прочь из под форштевня. Как пленники Арктики, мы с удовольствием и чувством отмщения наблюдали, как тяжёлый корпус судна давил и крошил этот ненавистный лёд, чуть не ставший для нас гибельным. Можно представить состояние капитана-победителя на ходовом мостике атомохода. Лишь движением ручки телеграфа капитану «России» подвластна мощь атомных реакторов, воплощённая в 75 тысяч лошадиных сил на трёх гребных винтах! Его чувство можно сравнить с восторгом и ликованием Эдмунда Хиллари, первого покорителя Эвереста, высочайшей горной вершины мира.

   Протащив «Юту Бондаровскую» на буксире миль двадцать в сплошном тяжёлом льду, атомоход неожиданно отдал буксирный конец. Капитан «России» сообщил, что ему срочно требуется в Мурманск для перезарядки реакторов. Понимай, как хочешь! Было подозрение, что капитан атомохода не желал более тратить на нас драгоценное время. Его ждали суда на трассе Северного морского пути. Опасность быть раздавленными о прибрежные скалы для нас миновала, и выбираться из ледового плена придётся самостоятельно. Ну что же, спасибо коллегам и за это! Что до штаба ледовой проводки на Диксоне, то он рекомендовал ждать улучшения ледовой обстановки…

   Пришлось покориться, отдавшись во власть дрейфующих ледяных полей. Однако надвигалась полярная ночь, кончались вода и продукты. Пришлось воспользоваться техническими достижениями века: пресную воду брали из ледовой полыньи переносным водопогружным электрическим насосом ВПЭН-100. Этот метод опробирован ледокольщиками и предложил его стармех «Юты Бондаровской» Леонард Зозуля, в прошлом механик ледокола «Киев». За продуктами на Диксон мотался вертолёт МИ-8 с ледокола «Капитан Драницын». Так что ничего страшного, в этих широтах бывали истории покруче…

   Через двадцать суток дрейфа изменилось направление ветра, задвигались и ледяные поля. Капитаны судов приняли героическое решение:  пробиваться на чистую воду… самостоятельно. Дизельный ледокол «Капитан Драницын», словно разъярённый  мифический Голиаф в схватке с молодым Давидом, будущим царём Израиля и Иудеи, гулко постукивая дизелями, бился во льду.  А следом, тыкаясь ему в корму, поспешал наш теплоходик. Ледокол периодически реверсировал гребные электродвигатели, вновь разгонялся, ожесточённо запрыгивая тяжёлым корпусом на ледовую кромку и ломая её. Таким образом, он отвоёвывал у Арктики метр за метром, чтобы дать возможность для продвижения небольшому по тоннажу и в балласте, а значит совсем лёгкому, ведомому судёнышку.  Да, это не полярный круизный рейс с интуристами на борту, а бескомпромиссная схватка со льдом – кто кого?!

   Машинная команда «Юты Бондаровской» вела отчаянную борьбу за выживание силовой установки. От форсированных оборотов перегревался Главный двигатель, забивались льдом донные кингстоны, что стало проблемой для поступления забортной  охлаждающей воды. В центральном посту управления ревела тревожная сигнализация  и мигали красные лампочки. Во льдах заклинивало руль.  Электромеханик, автор этих строк,  и старший электрик Юра Волобуев мчались на корму. Завидной у экипажа была  физическая сила Волобуева. Для перекладки штурвала ручного управления рулём… в ледяном поле, она оказалась очень кстати!..

   И вот, долгожданные причалы родного Мурманска! Так закончилась экспедиция к архипелагу Земля Франца-Иосифа и острову в океане, Виктория. Мы выполнили задание судовладельца и доставили полярникам свежие продукты, топливо и прочее снабжение. Цингой теперь наверняка не заболеют, не времена командора Седова и легендарного Амундсена.

   В порт приписки вернулись хоть и слегка израненные, но как сказал бывалый моряк Анатолий Дымчук, моторист-газоэлектросварщик «Юты Бондаровской»: "С хорошим чувством достойно выполненной мужской работы!"
   В тоже время, высокоширотная Арктика напомнила людям с материка, что какие бы они не создавали могучие ледоколы и транспортные суда, разгулявшаяся стихия способна преподнести неприятные сюрпризы и в наши «пламенные» годы…


Рецензии
Познавательный и красочный рассказ о ледовом Арктическом рейсе.
С уважением ,успехов.

Лев Закрутин   22.04.2017 11:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Лев Фёдорович! С чувством благодарности, старшему механику от электромеханика ММП...

Феликс Цыганенко   17.05.2019 14:54   Заявить о нарушении