Витторе Карпаччо. Охота в лагуне

  Витторе Карпаччо. Охота в лагуне .Верхняя часть к картине Две венецианки.
Музей Гетти, Лос-Анджелес.
 
Здесь показано,как могла бы выглядеть вся картина.


         Мы видим на этой части картины динамичную сцену охоты: летят по водам лагуны узкие быстрые лодки, охотники энергично натягивают луки, гребцы налегают на весла, взмывают в небо птицы. Но почему в натянутых луках не видно стрел?
Почему охотники выпускают в птиц какие-то маленькие шарики?
Почему птицы не боятся охотников:вьются рядом с лучниками, садятся на борта лодок?
            Одно из весьма убедительных объяснений этих странностей в том, что Карпаччо изобразил, причем с большой точностью, вовсе не охоту на птиц, а… рыбалку, в которой птицы – дрессированные бакланы с подрезанными крыльями – не добыча охотников, а их помощники. Лучники стреляют шариками из обожженной глины рядом с птицами, чтобы побудить их бросаться в воду и вылавливать крупных рыб. Куда увлекательнее, чем сидеть на берегу с удочками!

            Знатоки истории охоты и рыболовства утверждают, что такой оригинальный способ рыбалки, до сих пор популярный на Дальнем Востоке, был распространен в эпоху Возрождения на севере Адриатики и, возможно, именно с Востока и был туда привезен. Однако сторонники того, что у Карпаччо изображена все-таки охота на птиц, считают, что лучники стреляют по бакланам, а стрелы заменили обожженными шариками, чтобы не повредить оперение птиц. Так или иначе, за картиной прочно закрепилось название «Охота в лагуне».

ИНТЕРЕСНОЕ

         Во-первых, на обороте доски написана иллюзорная «обманка»-тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за нее записочками, совсем как настоящими. Во-вторых, отчетливые следы от металлических креплений на оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепилась к другой доске, и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Что это
было: складная дверца шкафа или невысокая дверь? Возможно, это были створки расписных оконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы»?
        Но если была одна складная дверца или створка, от которой осталась половина, то, возможно, существовала и вторая, симметричная? Так или иначе, в закрытом виде створки представляли собой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки»
с «записочками».

     Карпаччо, которого считают одним из родоначальников жанровой живописи, - мастер эпизода.Он владел особым даром выстраивать живые, самодостаточные, полные занятных и трогательных деталей сцены внутри своих произведений так, что, выделенные из общего целого, укрупненные, как бы очищенные, они обретают новую, поразительно близкую современному мироощущению
выразительность. Карпаччо - прекрасный мастер венецианского Возрождения, но стоит вычленить из его работ отдельные фрагменты – и перед нами предстает не просто очень хороший художник,а истинный гений.


Рецензии