В поисках красоты

/рецензия на фильм Алехандро Ходоровского «Бесконечная поэзия»/

Фильм Алехандро Ходоровского «Бесконечная поэзия».
Последний на сегодняшний день фильм гениального Алехандро Ходоровского, фильм о поэте и поэзии, фильм о жизни поэта в миру и в искусстве, об умении им видеть прекрасное в уродливом, а ещё о вечном и конечном, как смысле жизни на земле этой.
Алехандро Ходоровский, /полное имя Алехандро Ходоровски Прульяски/, чилийский режиссёр, также актёр, продюсер, писатель, мим, драматург, автор комиксов, писатель, поэт, композитор, психотерапевт, а так же один из ведущих мировых исследователей Таро. Редко встретишь такой послужной список, не правда ли, может именно поэтому маэстро так редко балует нас новыми фильмами, банально на всё не хватает времени.
Итак, вторая часть автобиографической трилогии, /первая часть «Танец реальности»/, третья часть пока не снята. Но жизнь продолжается, будем же надеяться на продолжение.

«Я хочу, чтобы мои фильмы были похожи на стихотворения. Я никогда не пью, но однажды выпил водки, потому что водка прозрачная: пить ее - все равно, что пить стакан. Потом я трах@лся со своей женой Валери, и вдруг заплакал. Я прошептал ей в ухо с отчаянием и даже угрозой: "Я - поэт"».
                © Алехандро Ходоровский

Разочарую любителей чернухи, пошлости не будет, у него очень уж хорошо развито чувство такта и художественный вкус. Его фильмы, /при всей провокационности/, более всего похожи на альтернативные стихи, /как будто вместо слов картинки/. Причём на хорошие стихи. Те самые стихи, в которых недосказанности возникает нечто, из видимой бессмысленности реальность, а из вселенского ужаса неземная красота. Это не просто быть поэтом, /говорю это со всей ответственностью, ибо сам грешу подобным/, быть поэтом, жить в этом мире реальном и одновременно в мире другом тоже реальном, но более честном и более чистом. Поэзия это как бы реквием миру лишённому души и обретшим её посредством оной.
Молодой Алехандро, /Адан Ходоровский/ вместе с семьёй переезжает из родной Токопильи в Сантьяго, /Чили/. Перед нами проходит обычная жизнь, обыкновенного подростка, семейные неурядицы, друзья, сексуальные приключения,… и в какой-то момент понимание своей неразрывной связи с поэзией. Всё это подано в сюрреалистической, абсурдной, даже гротескной манере, часто похожей на сон, /разума, порождающий чудовищ/, но всматриваясь, /вдумываясь/, понимаешь, что это не порождение, это отражение, и чудовища эти более состояние внутреннее, состояние времени, состояние эпохи, состояние развития человечества на данном этапе развития.
Сама по себе жизнь человеческая, /возьми любого/, эстетически некрасива, это реалии. Что ж до фильма, взять хотя бы такой момент, Рикардо влюбившись в Алехандро, /естественно без взаимности/, кончает жизнь самоубийством, /Рикардо был двоюродным братом Алехандро/. Вопросы кто виноват и что делать, как всегда останутся открытыми. Но на этом вопросы не исчерпаются наоборот, и будут в фильме моменты более пикантные, /например секс с карличкой, во время менструации/, и более бессмысленные, как вспоротый живот бомжа, с которого вываливаются внутренности и т.д.. И с такого сора, как сказал когда-то классик, вырастут стихи, не ведая греха. Впрочем, это маленькая толика несуразиц жизненных, а ведь ещё не было вселенских ужасов, ещё будет диктатура Ибаньеса, диктатура Пиночета, страна захлебнётся кровью, раз, другой. Впрочем, мы о поэзии говорим, о прекрасном, о вечном…
Давно, очень давно, можно сказать случайно, /говорят, в жизни не бывает случайностей/, в семидесятые попал мне в руки двухтомник Пабло Неруды, /в этом фильме упоминается много чилийских поэтов/, тогда началось моё знакомство с латиноамериканской поэзией. Потом был Борхес. Кортасар, Маркес /кто-то скажет, что это проза/, тот, кто ничего не смыслит в поэзии. Это, несомненно, другой мир, но насколько он отличен от нашего, если заглянуть глубже, если попробовать докопаться до сути, до первооснов, до самых тонких градаций души. Не думаю, что отличий будет так уж много. Мы одинаково любим и ненавидим, одинаково пытаемся оправдать своё существование на земле этой, и одинаково ищем бога в душе своей. Мы люди, живущие на земле этой, в разных концах её в разных политических реалиях, но что это меняет в человеческой природе.
В человеческой природе искать красоту. Несмотря ни на что. Всегда и везде. Именно это и вечно. Это и есть поэзия.
Вечная поэзия – поиск красоты.

04.04.17

***


Рецензии