Дорогами жизни Гл. 5 Часть 5-9 Костёл Петра и Павл
ДОРОГАМИ ЖИЗНИ
ГЛАВА 5 1981 год
ЧАСТЬ 5-9 КАФЕДРАЛЬНЫЙ КОСТЁЛ ПЕТРА И ПАВЛА.
Поскольку накануне на всех произвело большое впечатление посещение кафедрального собора Петра и Павла, мы предложили ещё раз поехать в этот костёл и посмотреть на надгробный памятник Лауры Пшездетской. Тем более, что костёл находился в самом центре города.
Стоило туда съездить хотя бы для того, чтобы посмотреть на великолепный интерьер костёла, созданный гением Джованни Сампини.
Поражают своей красотой оригинальные витражи, деревянный алтарь и фрески, которыми Джованни Сампини расписал стены костела копиями картин выдающихся итальянских художников.
Но особенно нам хотелось, чтобы родственники Кости, приехавшие в первый раз в Каменец-Подольский, увидели надгробия Лауры – дочери графа Кароля Пшездецкого, которая погибла в совсем юном возрасте, упав с лошади.
Это надгробие исполнено из белого мрамора и является символом чистоты и непорочности души и скоротечности человеческой жизни.
Чтобы не «изобретать велосипед», я попросту здесь приведу статью Юлии Воронцовой, в которой она рассказывает историю этой скульптуры.
НАДГРОБНЫЙ ПАМЯТНИК ЛАУРЫ ПШЕЗДЕТСКОЙ
В часовне Непорочного Зачатия Петропавловского кафедрального костела в Каменце-Подольском установлена необычная скульптурная композиция из белого каррарского мрамора.
На ложе словно живая, с разметанными на подушке локонами, лежит прекрасная дева. Тонкое покрывало, прикрывающее ее до половины, подчеркивает изгибы стройного тела. С первого взгляда может показаться, что девушка спит, но по некоторым признакам (скрещенные на груди руки, потухший факел) понимаешь, что сон ее вечный.
Рядом с ней, словно залюбовавшись ее красотой, в тихой грусти застыл ангелочек.
На полу - раскрытая книга на 21-й странице.
Справа и слева от ложа установлены бюсты мужчины и женщины - родственников умершей.
Эта скульптурная группа – знаменитый надгробный памятник Лауры Пшездецкой, шедевр скульптора Виктора Бродского весом около четырех тонн. Поражает, с какой точностью выписана каждая деталь. Мастер вдохнул жизнь в обычный кусок мрамора – настолько скульптурная композиция кажется реалистичной.
Символическим смыслом наполнены самые обычные предметы (заметьте, книга открыта именно на 21 странице – возраст, в котором умерла Лаура Пшездецкая.
Угасший факел в руках ангела символизирует скоротечность человеческой жизни).
Сегодня памятник-надгробие Лауры представляет не столько культовую, сколько высокую художественную ценность. Оно стало бы украшением любого музея. В одно время за Лаурой охотились крупные музеи России, в частности, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) и Русский музей (Санкт-Петербург).
Появление на свет этого произведения искусства связано с трагической судьбой шляхтички Лауры Пшездецкой, происходившей из знатного графского рода.
В Каменце-Подольском многие жители знают эту печальную историю.
В 21-летнем возрасте с девушкой случилось несчастье - она упала с лошади и повредила спину. Диагноз врачей звучал как приговор – перелом позвоночника. Лаура была обречена. Ее отец, граф Карл Пшездецкий, все еще надеясь спасти любимое дитя, повез дочь в Италию. Но медицина была бессильна. Домой, в их дворец на Черном Острове (сегодня это маленький поселок в 17 км от Хмельницкого), Лаура вернулась уже мертвой.
Убитые горем родители обратились в 1874 году к украинскому скульптору Бродскому с просьбой увековечить их любимую дочь в камне.
Над созданием памятника мастер трудился в своей мастерской в Риме в течение долгих двух лет.
Наконец, в 1876 году скульптурная композиция была готова. Ее перевезли на Украину, на Черный Остров и установили в костеле Пшездецких, служившем фамильным склепом.
В 30–х годах XX века этот костел превратили в клуб.
В 1938 году надгробие Лауры перенесли в новоиспеченный музей - Кафедральный костел Петра и Павла.
Туда же на сохранение привезли еще две работы Бродского – скульптурные бюсты графа Пшездецкого и молодой женщины – то ли самой Лауры, то ли ее старшей сестры Марии.
Несмотря на то, что с 1991 года Петропавловский собор перестал быть музеем и на сегодняшний день является действующим католическим храмом, каждый турист и житель Каменца-Подольского может беспрепятственно полюбоваться скульптурным шедевром Виктора Бродского.
«Лаура» пребывает в соборе на законных основаниях. Вообще-то она числится за Каменец-Подольским историческим музеем-заповедником, а с Петропавловским костелом у музея договор о сотрудничестве. Однако жители поселка Черный Остров не теряют надежды вернуть «Лауру» на родину – в бывший костел Пшездецких, возобновивший свою деятельность с 1992 года.
Тем более что, как утверждает настоятель Черноостровского костела, останки Лауры, ее отца Карла и матери Софии Пшездецких до сих пор находятся в замурованной усыпальнице под храмом.
http://dorogovkaz.com/
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Свидетельство о публикации №217041700116