Дорогами жизни Гл. 5 Часть 5-9 Костёл Петра и Павл

НАДГРОБНЫЙ  ПАМЯТНИК  ЛАУРЫ  ПШЕЗДЕТСКОЙ


ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА  5  1981 год

ЧАСТЬ  5-9   КАФЕДРАЛЬНЫЙ  КОСТЁЛ   ПЕТРА  И  ПАВЛА.


 Поскольку накануне на всех произвело большое впечатление посещение кафедрального собора Петра и Павла, мы предложили ещё раз поехать в этот костёл и посмотреть на надгробный памятник Лауры Пшездетской. Тем более, что костёл находился в самом центре города.


 Стоило туда съездить хотя бы для того, чтобы посмотреть на великолепный интерьер костёла, созданный гением Джованни Сампини.
Поражают своей красотой оригинальные витражи, деревянный алтарь и фрески, которыми Джованни Сампини  расписал стены костела копиями картин выдающихся итальянских художников.


 Но особенно нам хотелось, чтобы родственники Кости, приехавшие в первый раз в Каменец-Подольский, увидели  надгробия Лауры – дочери графа Кароля Пшездецкого, которая погибла в совсем юном возрасте, упав с лошади.

 Это надгробие исполнено из белого мрамора и является символом чистоты  и непорочности души и скоротечности  человеческой жизни.


 Чтобы не «изобретать велосипед», я попросту здесь приведу статью Юлии Воронцовой, в которой она рассказывает историю этой скульптуры.

    НАДГРОБНЫЙ  ПАМЯТНИК  ЛАУРЫ  ПШЕЗДЕТСКОЙ

 В часовне Непорочного Зачатия Петропавловского кафедрального костела в Каменце-Подольском установлена необычная скульптурная композиция из белого каррарского мрамора.

 На ложе словно живая, с разметанными на подушке локонами, лежит прекрасная дева. Тонкое покрывало, прикрывающее ее до половины, подчеркивает изгибы стройного тела. С первого взгляда может показаться, что девушка спит, но по некоторым признакам (скрещенные на груди руки, потухший факел) понимаешь, что сон ее вечный.

 Рядом с ней, словно залюбовавшись ее красотой, в тихой грусти застыл ангелочек.

 На полу - раскрытая книга на 21-й странице.

 Справа и слева от ложа установлены бюсты мужчины и женщины - родственников умершей.

 Эта скульптурная группа – знаменитый надгробный памятник Лауры Пшездецкой, шедевр скульптора Виктора Бродского весом около четырех тонн. Поражает, с какой точностью выписана каждая деталь. Мастер вдохнул жизнь в обычный кусок мрамора – настолько скульптурная композиция кажется реалистичной.

 Символическим смыслом наполнены самые обычные предметы (заметьте, книга открыта именно на 21 странице – возраст, в котором умерла Лаура Пшездецкая.

 Угасший факел в руках ангела символизирует скоротечность человеческой жизни).

 Сегодня памятник-надгробие Лауры представляет не столько культовую, сколько высокую художественную ценность. Оно стало бы украшением любого музея. В одно время за Лаурой охотились крупные музеи России, в частности, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) и Русский музей (Санкт-Петербург).

 Появление на свет этого произведения искусства связано с трагической судьбой шляхтички Лауры Пшездецкой, происходившей из знатного графского рода.

 В Каменце-Подольском многие жители знают эту печальную историю.
 В 21-летнем возрасте с девушкой случилось несчастье - она упала с лошади и повредила спину. Диагноз врачей звучал как приговор – перелом позвоночника. Лаура была обречена. Ее отец, граф Карл Пшездецкий, все еще надеясь спасти любимое дитя, повез дочь в Италию. Но медицина была бессильна. Домой, в их дворец на Черном Острове (сегодня это маленький поселок в 17 км от Хмельницкого), Лаура вернулась уже мертвой.

 Убитые горем родители обратились в 1874 году к украинскому скульптору Бродскому с просьбой увековечить их любимую дочь в камне.

 Над созданием памятника мастер трудился в своей мастерской в Риме в течение долгих двух лет.

 Наконец, в 1876 году скульптурная композиция была готова. Ее перевезли на Украину, на Черный Остров и установили в костеле Пшездецких, служившем фамильным склепом.

 В 30–х годах XX века этот костел превратили в клуб.
 В 1938 году надгробие Лауры перенесли в новоиспеченный музей - Кафедральный костел Петра и Павла.

 Туда же на сохранение привезли еще две работы Бродского – скульптурные бюсты графа Пшездецкого и молодой женщины – то ли самой Лауры, то ли ее старшей сестры Марии.

 Несмотря на то, что с 1991 года Петропавловский собор перестал быть музеем и на сегодняшний день является действующим католическим храмом, каждый турист и житель Каменца-Подольского может беспрепятственно полюбоваться скульптурным шедевром Виктора Бродского.

 «Лаура» пребывает в соборе на законных основаниях. Вообще-то она числится за Каменец-Подольским историческим музеем-заповедником, а с Петропавловским костелом у музея договор о сотрудничестве. Однако жители поселка Черный Остров не теряют надежды вернуть «Лауру» на родину – в бывший костел Пшездецких, возобновивший свою деятельность с 1992 года.

 Тем более что, как утверждает настоятель Черноостровского костела, останки Лауры, ее отца Карла и матери Софии Пшездецких до сих пор находятся в замурованной усыпальнице под храмом.

http://dorogovkaz.com/


           ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ



Рецензии