Поучительная история

В жизни человека определяющую роль играют цели, которые он перед собой ставит. Если цели высокие, то и жизнь будет достойной, плодотворной, значимой и для самого человека, и для других людей. Если цели низкие, то жизнь оказывается пустой, ничтожной и заканчивается деградацией и саморазрушением.
Так же и коллектив успешно развивается до тех пор, пока ставит перед собой значимые цели. Если таких целей нет, или даже если цели не возвышаются, не усложняются по мере развития коллектива, он начинает разлагаться и, в конце концов, распадается.
История не раз показывала, что этот вывод справедлив и для народа, и для государства. Яркий пример, иллюстрирующий связь целей, которые ставит перед собой народ, с его подъёмом и упадком, даёт история Древнего Рима. Эта история закончилась в далёком прошлом, поэтому она особенно подходит для анализа и настолько объективных выводов, насколько человек способен быть беспристрастным. История древнеримской империи поучительна ещё и потому, что многие черты её заката проявились в наше трудное и тревожное время.

О времени основания Древнего Рима сохранились только легенды. Большинство историков считают, что Рим возник в восьмом веке до н.э.
Это были суровые и тяжёлые времена. Частые набеги враждебных окружающих племён сопровождались разрушениями, гибелью людей, разграблением созданных материальных ценностей, угоном в рабство тысяч римлян. Поэтому организация защиты города и сохранения народа стала важнейшей задачей. Сплочение народа для защиты и обеспечения безопасного развития – это достойная цель, которая требует больших усилий как от его лидеров, так и от всех его граждан.

В решении задачи сохранения народа большую роль играет воспитание подрастающих поколений. В ранний период истории Древнего Рима его вожди и старейшины это хорошо понимали. Поэтому патриотическому воспитанию молодёжи уделялось первостепенное внимание. Подвиги воинов в битвах воспевались, имена героев покрывались славой. И много римских юношей горели желанием прославить себя на полях сражений. Неудивительно, что в период подъёма Древний Рим взрастил немало героев.
Приведём только один пример. Римский юноша, Гай Муций Сц;вола, пробрался в лагерь осадивших Рим этрусков, чтобы убить их царя. Молодой воин был схвачен и приведён к царю. Во время допроса юноше угрожали страшными пытками. Но Гай Муций, чтобы показать презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в огонь и мужественно выдерживал страшную боль в охваченной пламенем руке. Молодой римлянин заявил, что ещё сто таких юношей, как он, бродят вокруг лагеря этрусков с целью убить царя. Поражённый мужеством и силой духа молодого римлянина, царь отпустил его и снял осаду. 
Однако со временем растущая военная мощь постепенно меняла цели римлян. Благородная цель защиты отечества и обеспечения безопасного развития народа всё больше подменялась низкими целями обогащения, примитивных телесных удовольствий и жестоких «развлечений».

 От защиты отечества римляне перешли к завоевательным походам и постепенно завоевали весь Апеннинский полуостров. Рим превратился в большое и сильное, откровенно агрессивное государство. В ходе дальнейших военных походов были завоёваны западная и юго-восточная части Европы, Британия, Малая Азия, побережье Северной Африки, Сирия, Палестина.
Древний Рим превратился в метрополию огромной империи. Надо признать, что жизнь Римской империи в период её расцвета была хорошо организована. Несмотря на постоянные завоевательные походы и войны, римляне умели обеспечивать порядок, безопасность и относительное материальное благополучие населения империи. Созданные в Древнем Риме законы и государственные формы столетия спустя оказали заметное влияние на развитие Европы. В империи были построены хорошие мощёные дороги и водопроводы, налажена хорошая почтовая связь. Развалины сооружений Древнего Рима, построенных рабами, до сих пор поражают воображение.
Поэтому история Древнего Рима, как и история Древней Греции, на протяжении веков служила воспитанию юношества. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Записки» Юлия Цезаря, «Опыты» Монтеня и другие подобные книги изучались входящими в жизнь поколениями будущих лидеров, ищущих своего пути в жизни.

Когда благородная цель организации народа для защиты отечества сменилась низкой целью обогащения путём ограбления завоёванных стран, Древний Рим стал на путь деградации. 
В поздний период своей истории Древний Рим дал поучительный пример краха паразитической цивилизации, ориентированной на блага материального существования и стремившейся к мировому господству, основанному на военной силе. Богатство Древнего Рима строилось на прямом ограблении завоеванных народов, получаемой с них дани и на труде многочисленных рабов.
 К концу своего существования Древний Рим пришел к полному нравственному разложению и гибели. В чём же причины такого катастрофического конца некогда могущественной империи?  Чтобы извлечь полезные уроки для современной жизни, стоит более внимательно вглядеться в эту историю далёкого прошлого.

Пока римляне воевали с бедными народами древней Италии, они пригоняли толпы рабов, но особо больших богатств не получали. Поэтому они ещё придерживались  старинного строгого уклада жизни, основанного на скромной бережливости. Когда Рим начал покорять процветающие государства, войны стали приносить богатую добычу, и богатства хлынули к нему рекой.  Дома римской знати наполнились роскошью, а от скромного старинного образа жизни  остались только воспоминания. 
Ограбление завоёванных Римом стран достигало огромных размеров.  В побеждённых странах захватывались громадные богатства. На сотнях повозок и кораблей везли оружие, золото, серебро, украшенные драгоценными камнями кубки и чаши, золотые и серебряные монеты, дорогую посуду. Кроме гигантской добычи захватывались сотни тысяч рабов. Денежные вознаграждения, награды  и подарки выдавались каждому солдату.

В годы расцвета Рим собирал дань с громадных территорий Европы, Азии и Африки. Из завоеванных стран непрерывным потоком текли в Рим зерно, оливковое масло и другое продовольствие. Эти сказочные богатства позволяли кормить массы ничем не занятого населения метрополии. Безделье и сытое, не наполненное активной деятельностью, существование вели к деградации. Люди легко привыкали к удовольствиям и изнеженности. «Хлеба и зрелищ» - вот всё, чего требовали массы «свободных граждан» в позднем Риме.
Паразитизм всегда ведет к загниванию. Сказочно разбогатев на ограблении завоёванных стран, почти все римляне стремились, прежде всего, к наслаждению. Завоёванные в походах богатства знать расточала на прихоти и забавы.  Велось расточительное строительство увеселительных зданий и сооружений, разбивались сады, непрерывной чередой шли пиры с разнообразными яствами, устраивались дорогостоящие зрелища. Знать утопала в роскоши и наслаждениях.
Но набор телесных удовольствий очень беден. Кроме того, удовольствия всегда дают только кратковременное удовлетворение, и человек вновь и вновь вынужден глушить внутреннюю  неудовлетворённость. Эта неудовлетворённость неизбежно порождается, поскольку в глубинах человеческой природы заложена потребность духовного совершенствования, духовного подъёма. Вдобавок, телесные удовольствия быстро приедаются, и тогда начинаются извращения. Ориентация на материальные ценности и телесные удовольствия является своеобразным «встроенным механизмом» деградации, и этот механизм включается автоматически.

Во времена упадка римской империи удовольствия грубой животной жизни - обжорство, распущенность, всё более жестокие зрелища - разлагали общество изнутри. Примитивизм и грубость этих «наслаждений» просто поражают. Ночи напролет богатые граждане Рима пьянствовали и объедались. Наевшись до отвала, вызывали рвоту, чтобы продолжать есть снова и снова. Стали особо цениться иноземные лакомства: блюда из морских рыб и морских продуктов, грибы, греческие вина, за которые платили безумные цены.
Основанное на ограблении других народов паразитическое существование, заполненное безудержным потреблением, развлечениями и удовольствиями, не требовало усилий, направленных на саморазвитие. Это привело богатую правящую часть населения Древнего Рима к чудовищному упадку. Грубое обжорство, чудовищные сексуальные извращения, жестокие зрелища сменили прежние строгие нравы.

Простые увеселения уже не удовлетворяли и праздные толпы римлян. Пресыщенные бездельники требовали чего-нибудь нового и разнообразного. Цивилизация, основанная на насилии, получала извращённое удовольствие от вида насилия. Разнузданные бездельники находили особенное удовольствие в кровавых зрелищах.
В Рим стали привозить стоивших огромных денег африканских львов, гепардов и других зверей. Жестокие травли устраивались просто для развлечения. Например, при открытии Колизея было убито около девяти тысяч животных. Ради забавы проливали человеческую кровь в многочисленных боях гладиаторов. На аренах амфитеатров терзали приверженцев христианства.

В период упадка ужасающие преступления, убийства, отравления наблюдались в борьбе за власть. Стали характерными отвратительный разврат самой власти, чудовищные в своей мерзости преступления. Например, император Нерон, приказал убить свою мать, а позднее и свою жену, и, наконец, «прославился» организацией поджога Рима.
Жестоко обращались не только с рабами, которых считали и называли «живым инвентарём». Наблюдался и дикий произвол сатанеющих властителей по отношению к своим гражданам. Когда читаешь римских историков, просто поражает крайняя, зверская жестокость, долгие, изощренные пытки, многочисленные казни и убийства. На основе клеветнических обвинений и тайных нашёптываний интриганов, впадающие в безумие диктаторы десятками отправляли на пытки и казнь ни в чём неповинных людей, включая самых богатых и знатных граждан. Никто не чувствовал себя в безопасности. Бывало, измученных пытками людей бросали на съедение диким зверям в цирках и амфитеатрах. Никто в Римской империи не мог быть уверен в благополучии завтрашнего дня. 

Главной целью становились деньги, и только деньги. Все способы обогащения шли в ход, включая обман, подлоги, разбои, грабежи, убийства. Знать отличала бешеная жадность, равнодушная к бедствиям и нужде ограбленных людей. На алчность не действуют ни доводы разума, ни слова мудрости.
Необузданная распущенность, разврат и постыдные пороки всё больше разлагали нравы. Разжигалась чудовищная похотливость. Знать предавалась самым гнусным и постыдным извращениям. Крайне распутную, порочную жизнь вели даже военачальники и императоры. Некоторые императоры устраивали чудовищные оргии среди непристойных статуй и картин для возбуждения своей угасающей похоти. Разврат и бесстыдство стали обычным явлением даже среди почтенных матерей и юношей из богатых семейств. Семейные узы слабели с ужасающей быстротой.

Следуя духу времени, население Рима наслаждалось праздной, обеспеченной жизнью. Гражданский дух исчезал. Лень и безделье усиливались. Развращенные бездельем и праздной жизнью римляне проводили время на празднествах и в цирках. Праздность и наслаждения вели за собой изнеженность тела и слабость духа. Изнеженные охотники за наслаждениями не годились для военных походов, требовавших сильного, закалённого тела.
В армии все меньше оставалось граждан «великого города». Сначала солдаты вербовались из крестьян и сыновей ветеранов. Потом Рим начал использовать военную силу варваров. Постепенно солдаты стали все более заменяться наёмниками-варварами, расселявшимися на землях империи. В конце концов, все солдаты превратились в наёмников, которых за деньги можно было склонить к чему угодно. В последние века существования империи мало кто из императоров умирал своей смертью.

Как заметил ещё Юлий Цезарь, можно найти много людей, готовых убивать за деньги, но нельзя найти людей, готовых умирать за деньги. Слабеющей империи всё труднее и труднее становилось воевать с «варварскими» племенами. Если раньше агрессия преимущественно исходила от Рима, то в более поздние времена римлянам всё чаще и чаще приходилось обороняться. В конце концов, «варварские племена» ощутили свою военную мощь и стали активно нападать на владения империи.
Постепенно удалённые провинции, входившие в состав владений римлян, но вынужденно оставленные ими без внимания, начали защищаться от варваров своими силами и постепенно обретать независимость. От былой мощи Римской империи не осталось ничего.
 
Защищать империю было некому. Варвары захватывали земли империи и селили на них своих воинов. Завоеватели прочно обосновывались на них со своими большими семьями. В пятом веке Рим подвергся разграблению сначала вестготами, а затем ванд;лами. Вандалы вывезли большое количество золота, серебра и меди. Они угнали тысячи римлян, обратив их в рабов. Что нельзя было увезти – уничтожалось.
В итоге Римская империя окончательно пала под ударами тех, кого в былые времена гордые римляне называли варварами. И уже ближайшие потомки бывших гордых «властителей мира», в одежде из козьих шкур, пасли коз вблизи развалин грандиозных сооружений, не помня, кем и для чего эти сооружения были построены. Они ничем не отличались от «полудиких варваров», которые разрушили римскую империю.

В истории Древнего Рима ярко проявилась некоторые характерные закономерности развития обществ, односторонне ориентированных лишь на материальные интересы.
Завоевания и беспощадная эксплуатация покорённых народов приносили римской империи колоссальные богатства. Это давало возможность богатым и власть имущим содержать массы нетрудящихся римлян. Но получение «хлеба и зрелищ» без всякого усилия и труда  обрекало освобождённых от труда римских «граждан» на деградацию.
Так что, добывание хлеба в поте лица своего – это не наказание, а одно из необходимых условий развития. Ибо только через усилия, через преодоление трудностей в свободной разнообразной деятельности, строятся в мозге сложнейшие нейронные сети, которые обеспечивают развитие сильного, гибкого ума и здорового тела.
Только через усилия достигается и высокое духовное развитие. Как говорится в Евангелии, «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его». Так истинность изречений великих духовных учителей подтверждается замечательными достижениями современной науки.

Снижение уровня развития в основной массе народа неизбежно ведёт и к деградации правящих слоёв. Упадок и деградация никогда не ограничиваются только массами необеспеченного населения, они неумолимо захватывают и богатые правящие слои. А поскольку деградация идёт медленно, она не замечается самим деградирующим населением.
Чтобы лучшие граждане, настоящая элита, могли подняться выше в своём развитии, необходим подъём культуры и духовного уровня основной массы народа. Объяснение этой закономерности лежит в сложнейшей природе сознания. Но это достаточно сложный и объёмный материал, который требует отдельного рассмотрения.

К концу существования Римской империи деградация ускорилась. Империя распалась на две части – Западную и Восточную. В Западной Римской империи население стало быстро опускаться до уровня варваров. Процесс этот шёл неуклонно. В начале средних веков остатки деградировавших римлян перемешались с варварами,  погрузились в бездну невежества и утратили память о прошлом. На долгие столетия наследие Древней Греции и Древнего Рима было в Европе предано забвению. После целого тысячелетия европейского средневековья потребовались огромные усилия, чтобы восстановить память об античном Риме по его обломкам.

Вам всё это ничего не напоминает, уважаемый читатель? Не наводит на размышления о дне сегодняшнем? Посмотрите на современную западную цивилизацию, которая стремится навязать свои прогнившие «ценности» всему миру.
Примерно со второй половины двадцатого века западная цивилизация встала на путь безудержного роста потребления. Используя быстро развивающиеся технологии, основанные на науке, «хозяева» индустриального и финансового мира поощряли создание всё новых искусственных потребностей, что позволяло им наращивать получаемые прибыли.
Были также созданы экономические и финансовые инструменты для продолжения ограбления бывших колоний и слабых в экономическом отношении стран. Паразитический характер западной цивилизации маскировался мощной пропагандой через средства массовой информации, которые были буквально затоплены ложью, выгодной «хозяевам мира». Стремительное развитие информационных технологий, использующих огромные достижения науки и открытия психологии, позволяли манипулировать массами отупляемого населения. Но всеми этими изменениями был запущен процесс ускоряющейся деградации человека, включая деградацию интеллекта, как в больших массах населения, так и в правящих классах. Это очень опасная тенденция.

Впадающая в безумие западная цивилизация выбрала своей целью бессмысленное избыточное потребление и развлечения, но столкнулась с нарастающими трудностями. Она отчаянно пытается сохранить своё паразитическое существование за счёт других народов, которых военной угрозой, насилием и обманом удерживает в экономическом рабстве. Но этот путь ведёт в пропасть саморазрушения и гибели.
Надо заметить, что, в отличие от нашего времени, оружие и технические достижения древних римлян были слишком незначительны, чтобы создать угрозу всему человечеству и жизни на планете. А вот современная цивилизация располагает таким оружием и технологиями, которые способны многократно уничтожить всё живое на Земле. Это грозит катастрофой, которая может уничтожить человечество или, по крайней мере, отбросить его на тысячелетия назад в грубое и жестокое варварство.
Древний Рим, история которого известна всем образованным людям, считал себя владыкой мира. Пример исчезновения этой когда-то могущественной империи, должен служить человечеству грозным предупреждением.

Итак, для плодотворного развития человека, коллектива, народа и человечества в целом необходимы высокие цели. И такие цели постепенно начинают уясняться человечеством.
На долгом пути развития духовных и религиозных учений и трудном независимом пути становления и развития рациональной науки созданы предпосылки для осознания великой истины: человек разумный – не последняя ступень эволюции. В человеке скрыто зреют способности, которые могут поднять его на такой высокий уровень развития, который, за неимением в языке другого слова, можно назвать божественным.

Подобным образом в наших далёких обезьяноподобных предках медленно созревала способность пробуждения человеческого интеллекта. И сейчас, судя по ряду признаков, наступает время, когда процесс  саморазвития человека может быть многократно ускорен. Человечество может взлететь к вершинам духовного развития или рухнуть в пропасть самоуничтожения.
 Человеку дана возможность совершить эволюционный скачок к такому совершенству, по сравнению с которым переход от животного к виду человек разумный покажется не таким уж значительным событием. Человек и человечество в целом имеют вселенское предназначение и должны прилагать усилия, трудиться, чтобы подняться на высочайшие духовные вершины. Такой подъём – величайшая цель для человека, народа, человечества.
Эти краткие выводы, конечно, требуют серьёзного обоснования. Обоснование должно опираться на истины великих духовных и религиозных учений, которые, подчеркнём это, подтверждаются последними выдающимися достижениями рациональной науки.


Рецензии
"Обоснование должно опираться на истины великих духовных и религиозных учений, которые, подчеркнём это, подтверждаются последними выдающимися достижениями рациональной науки. "

Какие именно достижения рациональной науки Вы имеете ввиду?

Эдгарт Литау   17.04.2017 14:33     Заявить о нарушении