Неоконченный рассказ

НЕОКОНЧЕННЫЙ  РАССКАЗ

Разбирая свои тетрадки и записные книжки с различными записями и просто отрывочными мыслями, пришедшими в голову по какому-то случаю, я нашла неоконченный рассказ, который несколько лет назад начала писать, видимо, для конкурса «Бизнес – леди». Был такой конкурс объявлен в Интернете. Рассказ этот я хотела посвятить Нелли Владимировне Князькиной, моей близкой подруге. По какой-то причине я не закончила его. Теперь, когда Нелли не стало, всё, что связано с ней, стало особенно дорого. И этот неоконченный рассказ – тоже…
Живёт в сибирской глубинке удивительная женщина – это и успешная бизнес - леди, и заботливая мама, и нежная, любящая жена, и умный, интеллигентный (в хорошем смысле этого слова) человек. Зовут её Нелли Владимировна Князькина.
Каждая из нас мечтает о счастье. Очень у многих в понятие счастья входит наличие рядом любящего, надёжного человека. Такого, который станет тебе и надёжным другом, первым помощником во всех делах и начинаниях, нежным супругом, заботливым и ласковым отцом твоим детям. Чуть только девочка вылезает из пелёнок, как сразу начинает мечтать о белом свадебном платье, о воздушной фате. И ещё – о самостоятельности. О том, как станет сама хозяйкой в доме.
Обо всём этом мечтала и Нелли. Может, именно поэтому она так рано вышла замуж – на втором курсе института. Муж – сокурсник. Казалось, общие интересы сплотят семью, сделают её дружной и счастливой. Нелли считала, что брак – это интимные отношения тел, мыслей и даже душ. Он может доставить много радости, если супругов связывают дружба, привязанность и любовь, и много страданий, если всё это отсутствует. Как и все женщины, Нелли надеялась, что всё у неё будет отлично. Но как же она ошибалась тогда!
На третьем курсе она стала мамой чудесного малыша – крепыша, которого назвали в честь прадеда Анатолием. На последнем курсе, уже после сдачи госэкзаменов, Нелли родила дочь Елену. Рождение детей ни чуть не повлияло на её учёбу – она окончила институт с «красным» дипломом.
Семья приехала на постоянное место жительства и работы в сибирское село Большой Улуй Красноярского края, но отношения у супругов не складывались. По поводу и без повода возникали скандалы, которые происходили на глазах у детей.
Очень много женщин живёт ещё и в худших условиях, когда мужья пьют и поколачивают жён и детей, и жёны уговаривают себя, что живут ради детей. Но Нелли рассудила по-другому: мы приходим в этот мир для счастья. Каждой из нас предназначен спутник, половинка, нужно только найти, дождаться его. Не дождалась. Поторопилась. От того и самой плохо. И детям. И мужу. Она приняла решение. Все отговаривали её, но она ушла с двумя маленькими детьми, сняла в аренду, а потом и выкупила, дом. Трудно жилось. Сложнее всего было непонимание окружающих.
В деревне не принято, чтобы женщины уходили от мужей. Да и как прожить без мужика в доме! Сельские женщины как рассуждают: «Хоть какой мужичишка, а всё от дождя покрышка!», «Мужик – что поганое ведро – и в доме воняет, и без него не обойтись!». А тут женщина проявила характер – ушла от такого во всём положительного мужчины – и не пьёт, и не гуляет, и в доме помогает. Какой ценой всё это ей досталось, знает только она одна.
Но каждому из нас Судьба обязательно даёт второй шанс. Надо только суметь им воспользоваться. Нелли сумела. Рядом с Сергеем, вторым мужем, она впервые почувствовала себя спокойно и счастливо, да и сам Сергей частенько смеётся: «Нелли – мой надёжный тыл». Не было у Сергея ни богатства, ни нужных знакомств, но было золотое сердце, которое и пленило Нелли. Как-то она призналась, что мужа своего она ещё в юности неоднократно видела во сне, а после того, как они поженились с Сергеем, она вспомнила свой сон. «Но и без сна, - сказала она, - я знаю, что Сергей – моя половинка».
Времена пришли тяжёлые. Многие в те годы начинали своё дело. Кто прошёл этап становления бизнеса, знает, как трудно удержать в руках первые заработанные деньги. И не просто удержать, а заставить их работать на себя. Много в нашем селе тех, кто не смог пересилить себя и поддался соблазнам. А Нелли смогла. Держала семью свою лишь на том, что собирали со своего огорода, и что давала корова – кормилица. А все денежные средства от торговли вкладывала в магазин. И неплохой магазин получился. Книжный магазин Нелли Князькиной известен всем в районе. Много необходимых вещей в нём есть – и книги, и учебники, и канцтовары, и игрушки, а в последнее время появились и спорттовары.
Конечно, со временем магазин стал давать неплохой доход, и семья зажила вольготней. Теперь уже не двое детей садились к столу, а четверо – сын Павлик и дочь Аришка потеснили за столом Толика и Лену. И ещё Нелли Владимировна тянет на своих плечах семью своей младшей сестры, в которой трое девочек.
Удивительная женщина! Её жизнелюбию, чувству юмора, уверенности в своих силах можно только позавидовать.
Когда она взяла из детского дома троих девочек (это к своим-то четверым детям и троим сестры!), многие недоумевали – зачем нужна такая обуза, жизнь и так тяжела. Но оказалось, что детям повезло – они нашли дом, который стал родным.
В первый год от постоянных болезней и недомоганий девчат можно было просто с ума сойти. Но Нелли не сошла. Выдержала, и девчат из болезней вытащила.
Помню, как трудно пришлось приучать девчат к дому. Восьмилетняя Лиза, привыкшая к вольнице, никак не хотела сразу после школы идти домой – гуляла по селу. А однажды…
Был день рождения Нелли. Собрались гости. Дети приготовили концерт – читали стихи, пели песни, танцевали, разыгрывали сценки. Лишь Лиза не участвовала. Нелли пояснила, что она в гостях у одноклассницы. Праздник продолжался. В какой-то момент я заметила озабоченность на лице именинницы.
- Нелли, что случилось?
- Лиза до сих пор не пришла, - поделилась она, - дети обошли весь Улуй и не нашли её.
- Как же так? Ты же сказала, что она у одноклассницы…
- Она у меня отпросилась до шести часов, а сейчас уже десятый час. Девочки сходили домой к её однокласснице, но дома никого нет. Не знаю, что делать. Где её искать?!
Я попыталась успокоить подругу:
- Спокойно. Начнём поиски с матери девочки. Я знаю, что она работает на пекарне. Сейчас она должна быть на работе. Поехали!
Оставив гостей, мы поехали на пекарню. Вышедшая к нам мама одноклассницы Лизы сказала равнодушно:
- Чё вы так беспокоитесь! Жрать захочут, придут. А можа, они у мамки моей. Кому они нужны? Куды денутся!
Мы ещё раз съездили до дома одноклассницы и, убедившись, что там никого нет, поехали искать бабушку Лизиной одноклассницы. На улице уже стало совсем темно. Зажглись фонари. У случайных прохожих мы интересовались, не видел ли кто двух девочек, но их никто не видел.
Около часа ушло у нас на поиски бабушки. Сразу не спросили у матери девочки, а потом не захотелось возвращаться на другой конец села. Поиски затрудняло то, что улицы совершенно обезлюдили. Наконец, постучавшись в одну из квартир четырёхквартирного дома, мы нашли то, что искали.
Но вид бабушки, открывшей нам дверь, поверг нас в уныние: бабушка была в сильном подпитии, и слова выговаривала с трудом:
- Кого, говорите, ищите? Девочку? Есть какая-то у нас. Вместе с внучкой пришла. Не гнать же её! Я им чипсы купила и газировки. А сейчас они спать легли – время-то уже много.
Я видела, как на лице Нелли чувства сменяют одно другое: растерянность, облегчение, раздражение.
Заговорила же она совершенно спокойным тоном:
- Как Вы могли уложить чужого ребёнка! У него свой дом есть! Мы с ума сходим, ищем везде. Дети всё село обежали. Мы сами уже куда только не съездили… Неужели Вам в голову не пришло, что девочку могут искать?!
Бабушка с вызовом поглядела на нас:
- А знаете, не пришло! Лиза – девочка хорошая. Я им постелила на диване в зале. Им там хорошо!
Лиза вышла из соседней комнаты, опустив глаза вниз. Молча Нелли взяла её за руку и пошла прочь из дома. Также молча, мы сели в машину.
- Спасибо тебе, Лиза, за такой, надолго запомнящийся, день рождения, - тихо, спокойным, даже равнодушным тоном произнесла Нелли.
Девочка заплакала:
- Тётя Неля! Простите меня! Я даже не думала, что Вы меня искать будете. Только, пожалуйста, не отвозите меня в детдом. Накажите, даже побейте, но не гоните!
В зеркало заднего вида я заметила, как сверкнули глаза женщины, она порывисто прижала к себе хрупкое тельце девочки.
- Никому я тебя не отдам! Но только ты, пожалуйста, так больше не делай!
- Честное слово – не буду!
И больше ни криков, ни упрёков. А я в который раз удивилась – у этой женщины в душе столько любви и тепла, что его хватает всем, кто находится рядом – и детям, и взрослым…
Это мною было написано несколько лет назад. А недавно мы поминали Нелли – было полгода, как она ушла в мир иной. Боль потери подруги разрывает мне сердце. Боже! Как же она рано ушла! Сколько ещё осталось недосказанного! Даже в эти последние месяцы её жизни всё было не так, как хотелось бы. Мы обе, но каждая в отдельности, знали, что она умирает, и конец уже близок. Осознание своей вины за то, что она, такая молодая, такая красивая, такая умная, неизлечимо больна и ничем невозможно её спасти, она должна со дня на день умереть, а я буду продолжать жить, мешало мне общаться с Нелли. Эта вина (хотя какая в том моя вина!) тяготила меня, заставляла малодушно прятать глаза, держаться во время встреч с подругой несколько суетливо, перепрыгивая с одной темы на другую. Впрочем, и говорили-то мы не о том. Сама Нелли как-то заметила:
- Всё это такая суета!.. Не о том надо думать!.. О главном надо!..
Но что было главное – она мне так и не сказала. Как жаль, что ничего нельзя вернуть назад. Всё уже в прошлом, и мы над ним не властны. Конечно, я могу переписать и закончить этот неоконченный рассказ, но почему-то мне совсем не хочется этого делать. Пусть всё останется так, как есть.
11 мая 2009 года


Рецензии