Осенняя песня

    В тот год лето я провела у тётушки в военном городке под Ригой. Нас, подростков 14-17 лет, собралось в городке немало и почти со всего Союза: из Москвы, Ленинграда, Иваново, Новосибирска, Камчатки…
    Он приехал с Украины помочь старшей сестре, оставшейся одной с ребёнком. Часто он работал вместо сестры на почте. А в свободное время прибивался к нашей компании, весело и беззаботно проводившей время.
    У него был чудесный голос. Вдвоём с Галкой из Москвы, виртуозно владевшей фортепиано, они частенько устраивали нам незабываемые вечера в школьной столовой или в Доме офицеров, где имелись неплохие инструменты. Они пели нам дуэтом всё подряд: эстрадные, русские и украинские народные песни, романсы.
Был он высок и строен. А когда пел, глаза его темнели и мерцали, как чёрные осколки угля - антрацита. Голос завораживал, словно не человек это пел, а какое-то древнее божество.
    Я очень гордилась тем, что из всех наших девчонок он выбрал меня. Ходил за мной, словно тень. Писал стихи. Стихи, конечно, были неумелые, неуклюжие:
Шёл я вечером с работы.
Ты на лавочке сидела,
А вокруг тебя - толпа.
Моё сердце занемело,
Завладела мной тоска…
    Но это всё же был труд, и посвящался он мне, четырнадцатилетней пигалице, как ласково называл меня дедушка. Именно это и наполняло меня гордостью…
    Как-то днём мы были в школьной столовой. Галка, как всегда, устроилась за пианино. Пробежавшись по клавишам, она заиграла "Осеннюю песню" из альбома "Времена года" Чайковского.
    Я сидела на широком подоконнике и смотрела в окно. По стеклу бежали нескончаемые потоки дождя. Мир за окном был размыт, словно и не существовал вовсе. Казалось, что в целом свете остались мы трое: Галка, священнодействовавшая над инструментом; я, не сводящая глаз с капель воды на стекле, и он, стоящий возле меня и тихо говоривший о своих чувствах.
    Звучала светлая и одновременно грустная мелодия. То ли под воздействием музыки, то ли от его слов я чувствовала, как во мне зарождается  великое чувство, и я, словно сосуд, медленно заполняюсь любовью. Любовью ко всему, что меня окружало: и к этому летнему дождю, и к звучащей мелодии, и к подруге Галке, и к этому уже обожаемому мною парню.
    Неожиданно взгляд мой упал на его ботинки. Увиденное на миг повергло меня в шок - он носил обувь огромного размера. Эти ботинки и решили всё… Зарождающееся чувство любви пропало. Ушло бесследно. Место его заняла неприязнь. Я вскочила с места и, ничего не объясняя ни ему, ни Галке, убежала в дождь…
    Не постижимы ни умом, ни сердцем бывают иногда наши поступки. Ни тогда, ни позже я не смогла понять, почему так нравившийся мне парень в один миг стал вдруг неприятен...
    Больше я с ним не виделась: сначала пряталась, избегая встреч, а потом за мной приехала бабушка и забрала меня домой.
    …Прошло уже больше 30 лет. Всякое бывало в жизни - и хорошее, и не очень… Но до сих пор, слушая "Осеннюю песню" Петра Ильича Чайковского, я невольно возвращаюсь в тот дождливый день и ощущаю то ни с чем не сравнимое, удивительное чувство зарождения любви. Смолкает мелодия, и волшебство исчезает. Остаются в душе незаполненная пустота и неудовлетворение собственной жизнью… Вечные наши грёзы о счастье… Всю свою жизнь человек проводит в погоне за ним. А может, оно было рядом, я просто не сумела его разглядеть?..
Ноябрь 2005 года


Рецензии