Вас смущают глагольные рифмы!?

*****
               
  "...бывают случаи, когда простая глагольная рифма сильнее и уместнее самой причудливой, самой "изысканной".
  (С.Я.Маршак. "Воспитание словом")
               
               
  ТАК считает известный и любимый многими (с детства!) поэт.

  А вот многие и ЗДЕСЬ, и больше на СТИХИ.ру (где одни ВЕЛИКИЕ поэты собрались!)
критикуют за глагольные рифмы, считая это бездарностью, примитивом.

  Но я не могу с ними согласиться! Нет стихотворений с нежелательной или
предпочтительной рифмой! Есть просто слабые и сильные произведения вне зависимости
от виртуозного владения искусством строительства окончания строк.

  Избежать глагольной рифмы невозможно (а в большинстве случаев и не нужно!) в силу особенностей построения речи на русском языке, если угодно – традиций в нём. Ведь мы строим свои фразы и предложения таким образом, что обычно на первом месте там субъект действия (существительное/местоимение – т.е. подлежащее), а на втором (или последнем в стихотворной строке) – его действие (глагол – т.е. сказуемое).

  Хотите доказательств?

  Да сколько угодно!

  И давайте обратимся к КЛАССИЧЕСКИМ примерам (беру ОЧЕНЬ известных поэтов 19-ого и 20-ого веков, моих любимых А.С.Пушкина и А.А.Ахматову):

"Меж нами РЕЧЬ не так игриво ЛЬЁТСЯ,
Просторнее, грустнее МЫ СИДИМ,
И реже СМЕХ средь песен РАЗДАЁТСЯ,
И чаще МЫ ВЗДЫХАЕМ и МОЛЧИМ..."
   (А.Пушкин, 1836)

  А вот и знакомое всем нам с детства:

"Туча пО небу ИДЁТ,
Бочка пО морю ПЛЫВЁТ..."

  Или:

"В синем небе звёзды БЛЕЩУТ,
В синем море волны ХЛЕЩУТ..."
(А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
   
  А вот это как вам:

"Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела."
(А.Пушкин. Стих-е «Жених»)

  Аж 4 глагола прошедшего времени в 4-ёх строках! Рифма – простейшая, даже
примитивная!

  Вот они, пресловутые, ВСЕМИ гонимые, несчастные... глагольные рифмы! (Не заморачивался, однако, великий поэт, СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ!)

***

"Кое-как удалось РАЗЛУЧИТЬСЯ
И постылый огонь ПОТУШИТЬ.
Враг мой вечный, пора НАУЧИТЬСЯ
Вам кого-нибудь вправду ЛЮБИТЬ..."
(А.Ахматова, 1921)
*
"Могла ли Биче словно Дант ТВОРИТЬ,
Или Лаура жар любви ВОССЛАВИТЬ?
Я научила женщин ГОВОРИТЬ…
Но, Боже, как их замолчать ЗАСТАВИТЬ!.."
(А.Ахматова, 1943)
*
"Гордыня отступит –
И боль незаметно растает.
И кто-то, кто любит,
Все строчки и точки расставит..."
(Римма Казакова)

  Ну и как? Разве это плохие стихи? И Вы всё ещё против ГЛАГОЛЬНЫХ рифм?!?

  Я – НЕТ!


© Ольга Благодарёва, 2017

   
  +Приложение

  Если интересно – см. у меня же на эту тему: "Пушкину, значит, можно?!?" – http://www.proza.ru/2014/11/06/1445
  Или: "Так что же такое стихи?" – http://www.proza.ru/2012/09/24/1224
      
  +
  Из моей "СтихОкрошки" (тоже сплошные ГЛАГОЛЫ!):

Давайте, люди, УЛЫБАТЬСЯ,
ЛЮБИТЬ и ЖИЗНЬЮ НАСЛАЖДАТЬСЯ!

  Ну и как без НИХ, если ДЕЙСТВИЯ (т.е. ГЛАГОЛЫ) здесь – это САМОЕ ВАЖНОЕ?!

  +
  МОЙ экс на «О хороших и плохих рифмах» С.Маршака:

Не без греха
 и великие
  были! –
Часто
 ГЛАГОЛЬНОЮ
  рифмой...
   грешили!

  +
  И напоследок:

  "Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям."
  (Генрих Гейне)


Рецензии
На мой взгляд, глагольные рифмы широко применялись в западноевропейской поэзии начиная чуть ли не с 14-го века, а затем в течение всей Эпохи Возрождения. Но затем, по мере развития поэтической техники, на глагольные рифмы на Западе, а к концу 19-го века и у нас, стали смотреть как на показатель ограниченности технического мастерства поэта. В любом случае, на мой взгляд, такими рифмами не стОит злоупотреблять, как и нельзя отказываться от них, так сказать, из принципа.
Помню, нижеприведенное стихотворение одна читательница на одном из литературных сайтов расценила как крайне слабое из-за обилия глагольных рифм, так что впоследствии мне пришло в голову озаглавить его "Нестихи". Но я всё равно публикую это стихотворение, поскольку оно родилось без всякой оглядки на технику стихосложения.

Итак, "Нестихи"

Знаешь, а ты мне по-прежнему снишься.
Ласковой снишься, во сне не бранишься.
Вижу тебя в сновидениях нежной,
Смелой и пылкой, короче, той, прежней...

Знаешь, вчера ты мне снова приснилась.
Сердце мое сладко сжалось, забилось.
Я молчаливо тобой любовался,
Бога молил, чтобы сон не прервался.
Вот, наконец, наши встретились взгляды,
Ты улыбнулась, сказала: "Я рада",
Тихо спросила:"Ну что ж Вы молчите?"
Произнесла:"Будет время - зайдите."
Я забегу, я зайду на мгновенье,
Чтоб повидаться с тобой в сновиденье,
Буду острить, расточать комплименты...

Снятся мне сны,
Сны мне снятся
Зачем-то.

Алексей Аксельрод   05.01.2024 14:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей! - и за отклик на моё эссе, и за Ваши "нестихи"! - понравилось.
👍
И никого НЕ слушайте: пишите сердцем, а не правилами! Только тогда это будут стихи, а не просто строчки со словами в рифму!


!!!

И "всё же... всё же... всё же..."
А глаголы/действия мне всё равно больше нравятся, чем описания/прилагательные/причастия и предметы/существительные!
😉

Ольга Благодарёва   05.01.2024 15:12   Заявить о нарушении
P.S.
Вот, в тему (давнее): "И снова... о НЕЙ. О любви! Глаголами!":

"В любви всегда
один – целует"*,

Другой – лишь
щёку подставляет,

Один милУет
и балУет,

Другой – всё это
принимает!
😉

Примечание
*Строчка из высказывания Б.Шоу.

Ольга Благодарёва   09.01.2024 03:22   Заявить о нарушении
«В любви всегда один целует, а другой лишь подставляет щёку.»
(Джордж Бернард Шоу)

Ольга Благодарёва   09.01.2024 03:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.