США - установление контроля над нефтью и газом

США: установление контроля над нефтью и газом

Сферы далекие от военных игрищ

Главное, для инициатора большинства конфликтов на планете, США, это установление контроля над нефтью и газом. Всюду, где находятся нефть и газ, США решают, что это их собственность, спешат открыть там свои военные базы и провоцируют войны, которые находят полезными для своих интересов. А держава региона, к ослаблению которой особо стремится Вашингтон, это Иран. Так, что совсем не случайно вторглись Соединенные Штаты в Ирак и Афганистан, которые так удобно граничат с Ираном. Как заявил 6 марта с.г. в Комитете по международным делам Палаты представителей заместитель госсекретаря США Н.Бёрнс, "поведение режима не отвечает чаяниям иранского народа". Ближний и Средний Восток "имеет огромное значение для США с глобальной точки зрения, в этом регионе задействованы интересы решающего характера. Наряду с нашей ответственностью за содействие стабилизации Ирака нет ничего более жизненно важного для будущего американской роли на Ближнем и Среднем Востоке, чем ответ на вызовы, брошенные радикальным режимом в Иране".

Именно, нефтью, кризисным состоянием энергетического снабжения американской экономики объясняется существование исламской проблемы и мифа об изначальной агрессивности исламистов. Вина исламистов состоит в том, что они живут там, где много нефти. Вот почему их стравливают, толкают на ошибки, шельмуют, уничтожают, не пытаясь построить взаимоотношения на основах взаимовыгоды и социальной справедливости. Если бы буддисты жили в местах, где водится "черное золото", то и их стравили бы с кем - нибудь поблизости, как арабов с евреями, шиитов с суннитами, ФАТХ с ХАМАС, пуштунов с исламистами и т. п.

Одна из основных причин современного кризисного состояния энергетического снабжения американской экономики заключается в быстро растущем дисбалансе между повышенным внутренним спросом и имеющимся рентабельным предложением большинства видов первичных энергетических ресурсов.
В этом плане критически важной становится роль нефти, почти полностью обеспечивающей производство моторного топлива для транспортных средств и покрывающей свыше 40% приходной части всего энергетического баланса США. В связи с последовательным истощением внутренних месторождений, общая доля ее чистого импорта в структуре потребления в 2005 г. достигла 59%. Начиная с 1990 г. в США происходило постоянное снижение объема добычи нефти, как из традиционных месторождений, так и в районах прибрежного шельфа. В дальнейшем даже с учетом возможного использования дополнительных топливных запасов заповедных территорий северной Аляски и глубоководного шельфа, внутренняя американская добыча сырой нефти будет неизбежно продолжать сокращаться. На протяжении последних 5-6 лет важнейшим негативным фактором, угрожающим экономической стабильности США стали колебания мировых цен на нефть.

О целях этих вторжений косвенно свидетельствует, что 28 ноября 2006г. председатель сенатского комитета по иностранным делам, сенатор-республиканец Ричард Лугар заявил, что военный блок НАТО должен быть готов ответить на "нападение" и шантаж с использованием энергетики в качестве оружия со стороны таких стран, как Россия или Иран. И, подчеркнул, что в современных условиях энергетический конфликт приравнивается к военному.

Свидетельством такой заинтересованности также является выступление Роберта Гейтса в конгрессе. Роберт Гейтс, в своем выступлении в конгрессе сказал: "...с 1993 года... мир стал более сложным и, возможно, более опасным. В дополнение к глобальной войне с террором мы имеем: опасность, которую представляют Иран и ядерные амбиции Северной Кореи, и угрозу, которую они представляют не только для своих соседей, но и во всемирном масштабе своим отношением к проблеме распространения оружия массового поражения; неясные пути Китая и России, которые проводят высокотехнологичные программы модернизации в военной сфере, а также ряд других потенциально опасных точек и тенденций. В этих стратегических условиях ресурсы, которые мы тратим на оборону, должны быть на уровне, соответствующем упомянутым вызовам..."

Только относительно "неясных путей" он слукавил, поскольку они будут адекватны ясным путям Америки. Но, от этого суть дела не меняется. США понимают, что быть "голубями" им на роду не написано и их политика всегда будет агрессивной. Уж больно много нефти они кушают. Этот агрессор знает, что, захватывая и прикрываясь исламской угрозой, в первую очередь, он должен уметь себя защитить.

Правда, и войны постепенно приобретают иной характер. Эпоха мировых войн в их классическом варианте осталась в истории, как и войны "углами". Большим мастером такого боя был Наполеон Бонапарт. Сейчас настало время войн "кромками" или опосредствованных войн, когда, например, такие страны, как Иран, США, Россия будут воевать третьими странами. Например, США и Россия могут воевать Грузией против Абхазии, Молдавией против Приднестровья. Примером войны "кромками" является последняя Ливанская война, как война Ирана против США, где, фактически воевали Израиль и Хезболла. Так закончилась Первая война США и Ирана. Второй может и не быть.

Но, США нужны гарантии, что удастся выйти победителем в войне "кромками", в случае, если такая война примет более широкий масштаб. Например, Вторая Ливанская могла выйти за рамки локальной войны, если бы Израилю удалось одержать победу. Тогда бы вмешались Иран и Сирия. А для этого надо быть готовым к полнокровной войне, даже, ядерной. И не только с Ираном, хотя именно противостояние США с Ираном может стать катализатором этой войны.

Вот для этого США создают глобальную систему обороны, состоящую из множества колец. Они предназначены для перехвата ракет, выпущенных с любой точки земного шара, с земли, подводных лодок и космоса, нацеленных на территорию США и их объекты во всем мире. На эту систему к 2012 г. планируется израсходовать более $87 млрд.

Сразу после старта вражеские ракеты, будут уничтожать авиационные лазеры и мобильные комплексы малых противоракет. На среднем участке полета сбивать ракеты должны наземная система перехвата баллистических ракет (Ground-based Mid-course Defense, GMD) и корабли, оснащенные системой ПВО AEGIS и противоракетами Standard SM-3. На конечном участке траектории их должен будет уничтожить перспективный комплекс THAAD. Авиационные лазеры и комплекс THAAD только разрабатываются. Противоракеты GBI уже развернуты на Аляске и в Калифорнии. Именно такие ракеты планируется разместить в Восточной Европе.

В перспективе количество колец будет увеличено многократно и ни одна ракета не сможет преодолеть воронку из нескольких колец, как бы она не меняла направление полета, скорость, высоту. Каждая единица перехвата может использоваться в десятках колец с разными диаметрами. На это направлены современные компьютерные технологии. Спасти ракету может только ее невидимость для радара, т. к. ложные цели, возможно, будут идентифицированы.

Но, ни одна ПРО не будет эффективной без преимущественного уничтожения ракет на активном участке траектории, то есть в самой первой фазе полета. При этом обеспечиваются наиболее благоприятные условия для их обнаружения по инфракрасному излучению факелов работающих двигателей и наведения средств перехвата. Успех борьбы с атакующими ракетами во многом зависит и от возможностей информационно-разведывательной системы, в задачи которой входит фиксация старта ракеты, идентификация траектории ее полета и наведение перехватчика. И чем раньше будет обнаружен запуск, тем больше шансов на успех перехвата. Вот почему так важна плотность колец.

Создание такой системы обороны требует плотной сети баз по всей поверхности земного шара для установки на них радарно - ракетных комплексов. Это требует больших финансовых затрат, которых у США пока не имеется. Надо удвоить военный бюджет. Но США смотрят в будущее и упорно занимаются созданием сети военных баз любыми способами, вплоть до прямых военных захватов целых стран. Всего США создали базы в 120 странах мира. В настоящее время усилия по формированию сети баз предпринимаются Америкой также посредством военных захватов территорий по типу Афганистана, Югославии, Ирака. Но, главным в такой стратегии США является то, что они разрушают мир сейчас. Будет СОИ или не будет, еще не известно, но для создания баз США ведут непрерывные войны. Эти войны надо остановить, т. к. они сопровождаются невинной кровью, как в Ираке, Афганистане. Например, в начале 2007 г. Россия поставила 29 комплексов "Тор-М1" Ирану. Президент В. В. Путин заявил в Мюнхене: "Зачем мы это сделали? Мы сделали это для того, чтобы Иран не чувствовал себя загнанным в угол, не чувствовал, что он находится в каком-то враждебном окружении и понимал, что у него есть канал для общения, что у него есть друзья, которым можно доверять". А возникшая напряженность между РФ и Ираном вокруг ядерной программы Ирана разрешится средствами тайной дипломатии, о чем говорит следующий опыт.

Противоречия между Ираном и Саудовской Аравией

По мнению экспертов Института Ближнего Востока после вторжения США в Ирак политический ландшафт в регионе изменился коренным образом. Приход к власти в Багдаде представителей шиитской общины и курдского меньшинства на фоне планов американской администрации раздела Ирака по религиозному признаку обозначил новый конфликт на Ближнем Востоке, куда вовлечены региональные соседи Ирака: Сирия, Иордания, Турция, Иран, Саудовская Аравия. Война в Ливане еще больше усилила религиозную напряженность в регионе. Подобное противостояние в наиболее острой форме проявляется в отношениях двух давних региональных соперников - Саудовской Аравии и Ирана. Иран и без ядерного оружия может стать доминирующей державой. Активная политика Ирана на Ближнем Востоке вызывает обеспокоенность арабских стран с большинством суннитского населения. Это, прежде всего, касается Саудовской Аравии, которая рассматривает себя в качестве одного из главных игроков в регионе и считает ближневосточную политику Ирана угрозой своему влиянию и стабильности на Ближнем Востоке.

Взаимоотношения Ирана и Саудовской Аравии во многом определяются развитием внутриполитических событий в двух странах и их политическим устройством. Возникшая в ИРИ после революции 1979 г. политическая система обозначила поворотный момент в отношениях двух стран. Политическая организация Исламской республики полностью противоречит саудовской модели власти. В ИРИ многие высшие государственные посты занимаются на основе деловых и личных качеств претендентов, избираемых на всеобщих выборах. В Саудовской Аравии принцип деловитости при выдвижении на руководящие должности не работает. Там по-прежнему делается упор на родоплеменную, клановую, земляческую общность и личную преданность и лояльность. Стремление лидера иранской революции аятоллы Хомейни распространить иранскую модель на арабские государства Ближнего Востока надолго сформировало в правящей саудовской элите враждебный образ Ирана. Особую опасность Саудовская Аравия видит в возможности Ирана оказать влияние на шиитские движения в других арабских странах. Саудовская Аравия настороженно относится к ядерной программе Ирана. В большинстве арабских монархий Персидского залива поддерживают планы замораживания иранской ядерной программы, будь-то в рамках международных усилий или односторонних действий США. В то же время правящая элита королевства понимает, что американские силовые акции против ИРИ вряд ли будут отвечать интересам арабских государств, с точки зрения сохранения безопасности в зоне Персидского залива. Большинство ближневосточных государств не поддерживает идею нанесения ударов по иранским объектам.

Складывающаяся сегодня в регионе политическая обстановка представляет опасность для всех стран Ближнего Востока. Угроза военных действий, исходящая от США, внутренняя нестабильность в ряде арабских стран могут в ближайшее время ввергнуть регион в "гонку вооружений". Это неизбежно негативно скажется на ближневосточных государствах. Для того, чтобы добиться взаимного доверия и развития дружеских политических и экономических отношений, Ирану и Саудовской Аравии нужно пойти на определенные изменения своей внешней и внутренней политики. Поэтому особенно важно, чтобы Иран, Саудовская Аравия и другие страны региона объединили свои усилия посредством компромиссов и постарались разрешить спорные проблемы, совместно отстаивали региональные интересы. Саудовская Аравия, используя свое влияние, могла бы помочь Ирану установить более тесные контакты с межарабскими и субрегиональными организациями типа Лиги арабских государств и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), чего уже длительное время добивается ИРИ. Иран и Саудовская Аравия могли бы поддержать идею о превращении региона в зону, свободную от ядерного оружия, за которую высказались участники саммита ССАГПЗ весной 2006 г. Иран заинтересован в развитии экономических и торговых связей с Саудовской Аравией и другими арабскими странами региона. Приток дополнительных капиталов в иранскую экономику способствовал бы ее развитию и ослабил нефтяную зависимость. Используя свои отношения с США, Саудовская Аравия могла бы стать посредником в урегулировании американо-иранского конфликта.

Новая стратегия США на Ближнем Востоке

Но, США всячески мешает установлению подобного сотрудничества, ловко используя внутриарабские противоречия. Для этого была предпринята попытка создать новый альянс, который был оформлен во время визита К. Райс на Ближний Восток. Встретившись с королем Иордании Абдаллой II, К. Райс сразу коснулась иранской ядерной программы и отношения к ней Иордании. Амман явно не радуется усилению Тегерана. Поэтому опасения Иордании по поводу его ядерной программы дает согласие на поддержку американской инициативы по созданию нового ближневосточного альянса. Чтобы как-то подключить М. Аббаса к этому процессу, К. Райс предложила Абдалле II посодействовать в решении затянувшегося палестино-израильского конфликта. После чего он дал согласие принять участие в трехстороннем саммите Иордания, Израиль и Палестинская администрация. Целью саммита должны стать признание палестинским правительством Израиля, т. к. в противном случае оно само не будет признано ни Израилем, ни США. Такого же согласия Райс добилась от премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, с которым встретилась после возвращения из Аммана в Иерусалим.

После этого Райс посетила Египет и Саудовскую Аравию. Здесь в ходе встреч с Хосни Мубараком и королем Абдаллой бен Абдель Азизом она сделала упор на наметившийся небольшой прорыв в урегулировании палестино-израильских противоречий. Каир и Эр-Рияд заинтересованы в создании независимого палестинского государства. Поэтому Райс и преподносила будущий ближневосточный саммит, о котором она договорилась в Иордании и Израиле, как возможный прорыв в возрождении реализации плана "Дорожная карта". 16 января К. Райс отправилась в Кувейт, где встретилась с министрами иностранных дел арабских государств Персидского залива (Саудовской Аравии, Кувейта, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Катара), Иордании и Египта. Встреча группы "6+2" с К. Райс была посвящена проблеме Ирака и усилению роли Ирана в регионе. Опасения этих арабских стран сложившейся ситуацией, в ходе которой амбиции Ирана только растут, и в первую очередь в ядерной сфере, были использованы для создания в будущем возможного альянса между США и странами группы "6+2". К этому альянсу может присоединиться и Палестинская администрация, поскольку М. Аббас явно не желает усиления Ирана в регионе. - Любое усиление Тегерана означает и усиление ХАМАСа, что в свою очередь означает ослабление ФАТХа. Нельзя исключать, что к этому альянсу может присоединиться и Израиль, если не формально, то уж фактически. Позиции по Ирану у Израиля и арабских стран схожи, т. к. их пугает усиление Тегерана и обе стороны готовы поддержать США. Так, К. Райс сумела сплотить против Ирана вокруг США некоторые арабские страны.

Задачи России

Именно, попытка создания Америкой нового альянса с целью окончательно расколоть арабский мир и подчинить его американским интересам является главной угрозой миру и интересам РФ. Дипломатической задачей РФ является сближение противоречивых позиций арабских стран перед лицом американской экспансии, т. к. только арабские страны в настоящее время являются единственной силой, которая активно может противопоставить свои интересы против США. Добиться единства всех арабских государств можно по типу договоренности между ФАТХ и ХАМАС, т. к. общих интересов у них больше, чем противоречий. Не случайно современная история позволила дать арабам такой опыт, который заключался в следующем.

8 февраля, ответив на инициативу саудовского монарха, противоборствующие палестинские политические силы заключили в Мекке соглашение о формировании правительства национального единства. Король Абдалла бен Абдель Азиза подчеркнул: "Наши братья, руководители палестинского народа, ответили на призыв их брата Абдаллы бен Абдель Азиза, на призыв всего саудовского народа, проявив благоразумие и приняв приглашение к диалогу. Они поднялись выше языка оружия, насилия, убийства и резни. Таким образом, королевство выполнило свой арабский, исламский и человеческий долг. Остается лишь одно: наши братья, палестинские руководители, должны сыграть свою историческую роль, проведя открытый и откровенный, без чьего-либо вмешательства разговор, который, даст Господь, приведет к желанному для всех нас итогу". Далее король Абдалла бен Абдель Азиза заявлял: "Братья! Помните, что все мы - люди одной судьбы, связанной с заботами арабской и исламской нации. Никто из нас не может быть безразличен к тому, что ткань палестинского национального единства кровоточит и разрывается из-за братоубийственной бойни. Я надеюсь, что наши братья, палестинские руководители, выполнят ваш завет: "Сколько бы ни прошло времени, но они должны вести диалог. Они не должны покинуть святое место, не достигнув обязательного для всех них соглашения. Они должны поклясться Господом на Его Благородной Книге, в сени Его Дома, что остановят эту братоубийственную бойню, что остановят кровавый водопад, служащий интересам врагов нации"". Итогом предпринятых саудовской стороной усилий стало подписанное 8 февраля "Мекканское соглашение между ФАТХом и ХАМАСом". Оно открывается одним из коранических айятов: "Хвала Перенесшему Его раба ночью от Мечети запретной к Мечети удаленной". - Важнейший принцип саудовской палестинской политики, открывавшей королевству путь к общеарабской политике, всегда определяла "нерушимость" связи между "Мечетью запретной" - Каабой и "Мечетью удаленной" - Аль-Акса. - Саудовское давление стало важнейшим фактором, определившим саму возможность проведения переговоров и достижения нынешнего согласия между обеими сторонами. В Мекке было практически создано и правительство национального единства. Этому помогли не только титанические усилия саудовской дипломатии, но и саудовские финансовые возможности.

Этот пример мы приводим для того, чтобы показать, что арабы умеют договариваться, используя свои глубокие, но причудливые, с нашей точки зрения, традиции. Именно нейтрализация трудов К. Райс является главной целью визита В. Путина на Ближний Восток и даже его выступления в Мюнхене: "Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах - военной силы - силы, ввергающей мир в пучину следующих один за одним конфликтов. В результате не хватает сил на комплексное решение ни одного из них. Становится невозможным и их политическое решение. Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того - отдельные нормы, да, по сути - чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам".

Как, все это возымело воздействие на слушателей в Мюнхене, можно было легко понять, глядя на кислые лица "сытых котов". Но, его доклад был рассчитан не на "сытых котов", а на тех, кого в Мюнхене не было, т. е. на арабскую аудиторию. Вот почему, пока не завяло впечатление от доклада, он сделал молниеносный бросок в три арабских страны. Причем для бесед с королями, Помазаниками Божьими, а не с руководителями государств, пришедших к власти демократическим путем, т. к. в глазах традиционно арабской публики, они просто выскочки. Именно этому были посвящены личные беседы В. Путина с королями Абдаллой II и Абдаллой бен Абдель Азизой. - В. Путин выступал в данном дипломатическом усилии как посредник, которому в одинаковой мере верят обе стороны: Иран, Саудовская Аравия и др. Скорее всего, даже была предварительная договоренность о компромиссах с иранской стороной.

Это "сыграло" в Саудовской Аравии и Иордании, поскольку вместе с резонансом от деятельности РФ по поддержке арабских стран в ООН, поддержкой Палестинской Автономии, как самого обиженного и несправедливо обойденного, жестоко подавляемого арабского клана, выступлением в Мюнхене, подобная деятельность создала в глазах арабского мира соответствующий образ России. Арабский мир на деле убедился в лояльном отношении РФ к его проблемам, не взирая на то, что это понимание было проявлено к странам, находящимся в непростых отношениях, например к Ирану и Саудовской Аравии. Возможно, что именно ровное отношения ко всем без исключения арабским странам и позволило РФ войти в доверие к ним ко всем.

Владимир Шенк, Израиль,
специально для NuclearNo.ru,
10 апреля 2007


Рецензии