Завещание сердца

        ЛЕНИНАБАД.Глава пятая. Освободившись,наконец,от открытых преследований и
унижения,я стал задумываться о своей дальнейшей судьбе.Хотелось не только чего-то
более определенного в жизни ,предстояло понять - почему люди ожесточились,
ненавидят друг друга,злорадствуют,если кто-то оступается,теряет ориентир.

        Разве можно, - думал я, - перестать любить Максима Горького или Ромена Роллана только потому,что каким-то безумцам вздумалось ввергнуть народы России,Польши,Франции и той же Германии в пропасть войны?

        И приходило понимание того,что молодежь всех этих стран была обманута...
Где виновники? Есть ли таковые? Было ли это массовое безумие? Когда и как должно произойти пробуждение? Именно так "печатались" в голове мысли,и я понял: мое призвание быть учителем,воспитателем,агитатором и пропагандистом МИРА,ибо жажда его стала моей ненасытной мольбой и желанием.

        Так я пришел в областную газету "Ленинабадская правда",став ее внештатным литературным сотрудником.Здесь я увидел воочию совершенно других людей - умных,
талантливых,культурных...Они жили творчеством,литературой.Они вселили в меня и
веру в будущее,и силы бороться за ДОБРО.

                х  х  х

        Большая и настоящая дружба меня связала в эти годы с молодым журналистом и поэтом Рафаилом  Маргулисом.
        В первый раз я встретился с ним в пединституте,где проходил литературный вечер в честь приехавшего тогда в Ленинабад поэта Бориса Ковынева.

        Рафаил,приветствуя гостя,прочитал в заключение вечера свой стих о таджикской девочке по имени Гюль,что в переводе означает "цветочек".
        Смысл его сводился к тому,что родители лелеют свое дитя,веря в ее счастье,надеясь на то,что она будет их отрадой в жизни,помощницей,опорой...

         Зал не просто приветствовал Рафаила аплодисментами,люди горячо благодарили - так пришлось это стихотворение по душе!

         Потом я начал приходить к нему в редакцию довольно часто,познакомился с известным и опытным журналистом Соломоном Фрейдкиным,подружился с Анатолием Штейгером.Все они относились ко мне с уважением,давали различные поручения.
         Я собирал материалы для очерков,истории по теме "Закон и мораль".
         Работал над заданиями медленно,трудно,но кропотливо и настойчиво.Мне хотелось охватить в своих заметках многое,а требовалось более глубоко отразить конкретное...

         Хочу отметить,что люди,с которыми приходилось иметь дело,были в основном дружелюбными.Несмотря на то,что нуждались и жили трудно,готовы были разделить с соседом последний кусок. И я это ценил и был благодарен за поддержку и понимание.

         Не всегда и не всё,конечно же,шло гладко,случалось противостоять подлецам,хулиганам,пьяницам.Так однажды в вечернее время,когда в редакции готовился к выпуску очередной номер газеты,в одном из кабинетов начался пожар.Горело всё,что из дерева - столы,стулья,стеновые панели...

         Пожарные прибыли незамедлительно.Оказалось,намеренно подожгли стол с документами,за которым работал Рафаил Маргулис.Так пропали черновики его многих стихов,авторские материалы,подготовленные к печати.А "подлянку" совершил,как выяснилось позже,сотрудник отдела Вадим Т. невзлюбивший Рафаила за его строгость и требовательность и за то,что он не разделял интересов с той кампанией,в которой проводил время Вадим.

         Была и конкретная предыстория мести... Незадолго до этого,проходя мимо дома,в котором жили Маргулисы,Вадим увидел на балконе самого хозяина.Рафаил что-то прилаживал к раме окна.
         Вадим был не один.Еще двое изрядно подвыпивших молодчиков стали уговаривать его навестить коллегу немедленно,и все трое тут же поднялись на этаж.

         Жены Наташи дома не было и,видимо,поэтому незваные гости почувствовали себя вольготно:на полную громкость включили музыку и стали отплясывать "гопака",потом запели что-то, путаясь и в словах,и в мелодии,тут же курили,не выходя на балкон.

         Наташа появилась на пороге в самый разгар "веселья":
         - Немедленно проводи этих "уродов" до подъезда! - закричала она Рафаилу
и,забежав в кухню,где уже "по полной"горели на плите котлеты,засунула сковороду в холодильник...
         Утром хлеб и булочки нашлись в морозильнике,а вилки и закусочные тарелки  "отдыхали"в мусорном ведре.Событие обсуждала вся редакция.

         Злоба "душила" лихачей,они чувствовали себя оскорбленными,хотелось ответить чем-то,и Вадим решился на поджог.Думаю,что сделал он это в нетрезвом виде.Осознав потом,что совершил преступление,скрылся,покинув Ленинабад навсегда.
         Привлекать и разыскивать его просто не посчитали нужным:уроды идут по жизни всегда своей тропой,и она  коротка,это неизбежно.

   
         Запомнился также случай,который я назвал бы показательным и для того времени,и для такого человека,как Рафаил Маргулис.
         Мы были в командировке на Кайраккумском ковровом комбинате.Рафаил брал меня в таких случаях как технического консультанта.

         Закончив работу и собрав достаточно интересные факты и о коллективе,и об отдельных людях,мы возвращались домой довольные,в самом наилучшем расположении духа.

         Подъехав к дому Маргулиса,шофер достал из багажника машины огромный сверток,странно упакованный...
         - Что это?! - уставившись на него в упор,спросил не с интересом,не с удивлением,но с требовательностью следователя Рафаил.
         - Это... подарок...скорее всего... ковер, - заикаясь и в замешательстве
отвечал водитель.
         - Немедленно! Сейчас же! Верните ЭТО тому,кто сюда его подложил!
         Смешно раздувая ноздри и вытирая обильный пот со лба,Рафаил зашагал к подъезду,не оборачиваясь и не прощаясь.

         Следуя тогдашним местным обычаям,"вернуть" подарок - знак особого внимания и уважения к человеку - было не только неприличным,но и оскорбительным.
Я выгрузил упаковку у себя дома и,дождавшись дня рождения Рафаила,подарил этот ковер от себя лично.

         - Хитрый ты,однако,Роман Генрихович! Настоящий еврей! - сказал мне тогда Рафаил,но сказал по-доброму,не желая ни в коем случае обидеть,понимая вполне,что ТА ситуация другого выхода и не предполагала.

                х  х  х


Рецензии