Территориальные вопросы КНР
Китайская Народная Республика имеет территориальные претензии к своим соседям — Индии, Китайской Республике, Японии и к некоторым другим.Это привело к пограничным конфликтам — Китайско-Индийский пограничный конфликт 1962 года, Китайско-Индийский пограничный конфликт 1967 года, Китайско-Советские пограничные конфликты на о. Даманский, Китайско-Вьетнамская война 1979 года, инциденты у японских островов Рюкю (архипелаг Сенкаку).Также постоянными были споры с руководством Тайваня о принадлежности острова, которые вылились в несколько кризисов: Первый кризис Тайваньского пролива, Второй кризис Тайваньского пролива, Третий кризис Тайваньского пролива. На данный момент, все эти вопросы, за исключением спора с Индией, уже разрешены политическим путём. Выступления «национальных меньшинств» в КНР жестоко подавляются.В литературе различают как исторический факт континентальный Китай, остров Тайвань, и территории, принадлежавшие другим странам: Гонконг ) и Макао (бывшие британская и португальская колонии, воссоединившиеся с КНР в конце XX века) и которые в настоящий момент ещё сохраняют самостоятельность в экономических вопросах. КНР выдвигает претензии на остров Тайвань, который фактически является независимым государством.По мнению китайской стороны, Тибет всегда был частью Китая; согласно точке зрения тибетских сепаратистов, Тибет всегда был независимым государством и не входил в состав Китая. Считая Монгольскую империю Юань и маньчжурскую империю Цин Китаем, Пекин утверждает, что с середины 13 века Тибет официально вошёл в пределы государственной территории Юаньской империи и с тех пор, несмотря на то, что в Китае сменилось несколько династий и центральных правительств, неизменно находился под управлением центрального правительства Китая. В 1950-х гг. Тибет был включён в состав КНР. (см. также en:Invasion of Tibet (1950–1951)) Спасаясь от репрессий, множество тибетцев во главе с Далай-ламой XIV ушли в эмиграцию, в основном в Индию. Под руководством Далай-ламы было создано Тибетское правительство в изгнании, являющееся легитимным преемником правительства Тибета, которое действовало в Лхасе ранее.КНР претендует на суверенитет над островом Тайвань и несколькими прилегающими островами. После победы в гражданской войне коммунистов благодаря поддержке СССР, на остров отступило гоминьдановское правительство Китайской Республики под руководством Чан Кайши, поддерживаемое Соединёнными Штатами Америки. КНР рассматривает Тайвань и прилегающие острова как часть единого и неделимого китайского государства. Руководство Китайской Республики (Тайваня) также претендует на суверенитет над всей территорией Китая, хотя в последнее время здесь усиливается движение за то, чтобы объявить Тайвань отдельным государством. Тайвань был официальным представителем Китая в ООН до 1971 года.В конце 1970-х, используя обострение отношений между СССР и США из-за ввода советских войск в Афганистан, Пекин установил дипломатические отношения с США (которые ради этого разорвали официальные отношения с Тайванем, хотя и продолжали оказывать ему экономическую и военную помощь).В 1992 китайское руководство, наладив отношения с США и вставшее на путь рыночных реформ, начало с Тайванем переговоры о мирном воссоединении. Но 11 июля 1999 они были прерваны, после того как тайваньский президент Ли Дэнхуэй объявил, что КНР и Тайвань — это «две страны по обе стороны Тайваньского пролива».В 2000 президентом Тайваня стал Чэнь Шуйбянь, предложивший провести референдум о независимости острова. После этого китайское руководство, опасаясь этого, стало всё более настойчиво призывать к скорейшему решению тайваньской проблемы.14 марта 2005 Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) одобрило закон «О противодействии расколу страны». Этот документ предусматривает право правительства КНР применить «немирные или же другие необходимые меры для защиты своего суверенитета и территориальной целостности» в случае попытки «подрывных элементов, выступающих за независимость Тайваня», отделить остров «от Родины», или в случае «важных изменений, которые могут привести к отделению Тайваня от страны, или же если все условия для мирного объединения будут исчерпаны».Принятый документ, законодательно закрепляющий возможность применения силы, чтобы предотвратить провозглашение островом независимости, расценивается наблюдателями как попытка усилить психологическое давление на Тайвань и склонить его к переговорам о мирном воссоединении на условиях Пекина.США не могли не прореагировать, поскольку принятый КНР закон прямо противоречит американскому закону «О безопасности Тайваня», в котором говорится о недопустимости применения силы в интересах решения проблемы единства Китая. Реакция США, естественно, была отрицательной, поскольку по этому закону США имеют перед Тайванем обязательство защитить его в случае агрессии. В конце февраля 2005, предвидя принятие в КНР этого закона, США убедили Японию включить Тайвань в зону общих стратегических интересов двух стран, которые к тому же состоят в двустороннем оборонном союзе. Теперь же государственный секретарь США Кондолиза Райс заявила, что принятый закон «повысит напряжённость в регионе». К её словам присоединилась Япония, выразившая «серьёзную озабоченность» принятым законом.В ответ премьер-министр КНР Вэнь Цзябао призвал США и Японию воздержаться от «прямого или непрямого» вмешательства в тайваньскую проблему, являющуюся «внутренним делом» Китая. Председатель КНР Ху Цзиньтао призвал армию готовиться к войне для защиты территориальной целостности Китая. Тем временем ВСНП утвердил новый оборонный бюджет на 2005, увеличенный по сравнению с прошлогодним на 12,6 % (до 247,7 млрд юаней — $30 млрд).В то же время МИД РФ высказал «понимание мотивов» принятия данного закона. По словам официального представителя МИД РФ А. Яковенко, «мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Исходя из этого, выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, не приемлем концепций „двух Китаев“ или „одного Китая и одного Тайваня“».Китайско-индийский пограничный вопрос имеет свою длительную историю. Однако рассматривать периоды соприкосновения до эпохи Цин не имеет никакого смысла так как непосредственного соприкосновения двух крупных политических образований, а следовательно и государственной границы Индии и Китая не существовало, так как Китай был лишь одной из частей империи Цин. Естественные преграды и буферные горные государства разделяли два мира, между которыми при всем том происходил культурный, религиозный и торговый обмен. В период существования в Индии империи Великих Моголов это положение продолжалось. Империя Великих Моголов воевала с Ладаком, а Цинская империя с Непалом. Вопрос границы никого не интересовал так как промежуточные горные районы не представляли на тот момент никакой ценности для обеих стран. Данные вопросы встали только тогда когда империю Великих Моголов захватила Британская империя. Так что данные вопросы следует воспринимать непосредственно как цинско-британские, потом трансформировавшиеся в китайско-индийские в связи с тем, что Китай предъявил права на Тибет и Восточный Туркестан, являвшиеся частью распавшейся империи Цин (но не Китая).Первой встречей Цинской и Британской империи стало прибытие английского торгового корабля в открытый для торговли международный порт Гуанчжоу в 1711. В 1757, когда Цинская империя решила из-за проблем, постигших империю Великих Моголов, самоизолироваться от вредного внешнего воздействия, Гуанчжоу остался единственным международным портом открытым для свободной торговли. Ост-Индийской компании было позволено продолжить там закупать чай в обмен на серебро. Однако селиться иностранцам там было запрещено.Цинско-британские отношения начались с посольства Джорджа Макартни, посланного в 1792 году для установления дипотношений и получения торговых преференций. Император Цяньлун, зная о положении в Индии, воспринял его нарочито унизительно. Утверждение некоторых историков, что это было вызвано непониманием могущества представленной перед ним страны — неправдоподобно. Маньчжурские императоры всегда были весьма хорошо осведомлены о положении дел в других странах. Что видно из их действий в преддверии подписания например Нерчинского и Кяхтинского договоров. Однако они хорошо были извещены и том, что получила в ответ на благожелательное отношение империи Великих Моголов и конфедерации Маратхов.На территории Цин уже также существовало португальское поселение — Макао, возникшее ещё в 1535 году в эпоху Мин, но не представляющее на тот момент классическую колонию. Жители её например были подсудны китайским законам. Территориально Макао принадлежал Китаю, а иностранцы, проживающие там, платили такую же дань, как и любые жители Китая. В частности, в 1557 она составляла 500 лянов серебра. Войска империи также присутствовали там. Все объединения португальцев там носили чисто неформальный характер, и хотя Португалия назначала туда сначала капитан-майоров, а с 1623 «губернаторов», но так они именовались только в Португалии — в реальности до Нанкинского договора они таковыми не являлись и вся их функция состояла в том, чтобы, как главы фактории, содействовали китайским властям, служа переводчиками и помощниками. Торговля через этот порт продолжалась и в период закрытости Китая. Такое положение дел устраивало всех взаимно. Но о британцах было известно что они хотели большего.Однако, несмотря на прекрасную осведомлённость императора, Цинская империя подтачивалась внутренними проблемами — засильем и восстаниями различных сект, бунтами бедноты обираемых чиновниками сверх всякой меры, набиравшего силу культа «жизни для удовольствий» аналогичному современному «бери от жизни всё». Это привело к росту наркомании который активно поддерживался гигантскими поставками наркотиков из Британской империи. Поставки эти носили абсолютно нелегальный характер, но местные чиновники приморских городов были продажны, и, несмотря на запрет, торговля шла весьма активно. В 1802 Британская империя, зная о нерешительности императора Цзяцина, даже пошла на чисто бандитские разборки в Макао, подогнав эскадру непосредственно к китайскому на тот момент городу Макао. На тот момент процесс внутренней деградации был ещё не так силен и Цинская империя послала к своим границам свои войска. Осознав, что несмотря на заявления португальцев в Европе о том, что у них в Макао есть свой губернатор, в реальности этот «губернатор» никем таковым не признаётся и выступает в империи Цин как руководитель фактории, а эта империя ещё недостаточно разложилась и война с ней будет проиграна, британская эскадра отошла от Макао. Но тут произошло необъяснимое здравым смыслом событие. Император подписал с португальской факторией договор разрешавший пребывание португальских войск в Макао с 1803 года. Это стало началом падения империи.В 1808 году у побережья Цинской империи развернулись пиратские действия против португальских и американских торговых судов. Произошло несколько инцидентов, в том числе высадка военного десанта на территорию Цинской империи. Но император Цзяцин, вместо того чтобы уничтожить агрессора, всего лишь запретил до ухода войск, вторгшихся на его территорию, торговать с Ост-Индийской компанией и запретил наместнику Лянгуану просто казнить эти войска как преступников.Далее император заключил целую серию странных договоров с представлявшей Британскую империю Ост-Индийской компанией. Все действия, произведённые этим императором, способствовали такому росту наркоторговли и вовлечения населения в употребление наркотиков, что вопрос превращения Китая в колонию становился чисто вопросом нескольких лет. Всё поведение этого правителя говорит о его умственной болезни, а 21 год его правления практически разрушили некогда мощную империю изнутри.Пришедший ему на смену император Даогуан пытался спасти империю, но степень разложения уже была столь велика, что, несмотря на то, что он сразу же послал в Гуанчжоу войска и попытался запретить любую торговлю с Ост-Индийской компанией, то есть с Британией, его чиновники не поддержали его, и он вынужден был оставить торговлю и попытаться бороться с наркоторговлей, создав Береговую гвардию. Однако, как показала история, и это было уже поздно. Пятая часть населения была наркоманами, практически все чиновники были продажными. Мораль и нравственность находились на сверхнизком уровне. Британцы усиленно насаждали самые низкие пороки. Наместники провинций стали стремиться к независимости от центра. А Кокандское ханство подняло уйгур на войну, оказывая активную финансовую и техническую поддержку борцам за независимость. На конец в 1838 году пришлось созвать всех представителей наместников и при проведённом опросе выяснилось, что 20 сановников (7 китайцев и 13 маньчжур) выступили за легализацию наркотиков и только 8 (6 китайцев и 2 манчжура) были за ужесточение борьбы.Но тут выступил Линь Цзэсюй, который изложил всю трагичность обстановки и разложения общества и потребовал казнить за торговлю наркотиками всех и ввести в стране военное правление. Даогуан сначала не подал вида, но через несколько дней Линь Цзэюсей получил неограниченные полномочия и всё ещё боеспособные войска. Они начали энергично бороться с наркоторговлей. Пытаясь воззвать к совести правителей Британской империи, он даже написал письмо королеве Виктории. В ответ на это Британская империя ответила первой опиумной войной. Из-за продажности генералов и наместников, а также многих других армейских чинов, война была проиграна. Британская империя заставила подписать Китай грабительский Нанкинский договор.В свою очередь, на северо-восточном участке индийско-китайской границы расположена большая часть территорий, вопрос о принадлежности которых до сих пор не урегулирован индийской и китайской сторонами. Позиция Индии в этом вопросе не отличается от тех решений, которые были приняты на англо-тибето-китайской конференции в Симле в 1913—1914 гг., когда в соответствии с предложениями Англии восточный участок границы Индии и Тибета устанавливался по так называемой «линии Макмагона». По мнению Т. Л. Шаумян, отсюда проистекает взаимосвязь и взаимозависимость погранично-территориальной и тибетской проблем в индийско-китайских отношениях. В то же время китайская сторона неоднократно заявляла о нелегитимности конференции и о непризнании линии Макмагона в качестве государственной границы на индийском участке, так как «в Симле вопросы об индийско-китайской границе не рассматривались» . Помимо прочего, Китай с конца 1950-х гг. оспаривал принадлежность ряда районов, которые входили в Северо-восточное пограничное агентство. 30 декабря 1964 г. премьер-министр КНР Чжоу Эньлай выступил с заявлением, в котором предупреждал Индию о том, что Китай никогда не отказывался от своего суверенитета над 90 тыс. км; территории, расположенной южнее линии Макмагона . Данной позиции Китай придерживается до сих пор. В 1972 г. Северо-восточное пограничное агентство было переименовано в Аруначал Прадеш, но до 1979 г. эта территория оставалось союзной территорией, которая находилась под прямым управлением Дели. В 1986 г. она стала 24-м штатом Индии — Аруначал Прадеш. Это привело к обострению обстановки на границе ТАР КНР и Аруначал Прадеш. В 1986—1987 гг. в долине Самдуронг Чу обе стороны проводили военные маневры и обвиняли друг друга в захвате чужих территорий. В это же время Индия проводила подобные маневры на индийско-пакистанской линии фактического контроля в Кашмире. 27 апреля 1988 г. пресс-секретарь МИДа КНР заявил: «Китайское правительство неоднократно заявляло, что оно абсолютно не признает незаконную линию „Макмагона“ и также не признает так называемый „Штат Аруначал Прадеш“. Но Китай желает посредством мирных консультаций на основе принципа взаимопонимания и взаимных уступок справедливо и рационально разрешить китайско-индийский пограничный вопрос».В апреле 2005 в ходе визита в Индию премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао по итогам его переговоров с индийским премьер-министром Манмоханом Сингхом стороны объявили об установлении между странами «стратегического партнёрства».С целью скорейшего решения проблем Индия и Китай выразили готовность пойти на пересмотр своих позиций, и в качестве первой уступки КНР впервые признала частью Индии Сикким (королевство Сикким было присоединено к Индии в 1975, однако КНР до сих пор продолжал считать его независимым государством).
В этой связи несколько иначе смотрится вопрос КНДР. Президенту США Дональду Трампу в ходе переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином удалось убедить своего китайского коллегу в непривлекательности для сотрудничества Северной Кореи. Об этом в эфире телеканала Fox News заявила заместитель советника американского лидера по национальной безопасности Кэтлин Макфарлэнд.«Президент Трамп смог донести до председателя Китая, что Северная Корея больше не является активом. Северная Корея — это помеха, обуза для всех и угроза не только для США, не только для Южной Кореи, не только для Японии, не только для России, но в том числе и для Китая», — сказала она, комментируя прошедшую 6–7 апреля встречу двух лидеров в поместье Трампа во Флориде. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Можно понять, что в случае, если КНР пойдет на поводу США по КНДР, то следующими темами бесед с Трампом будут перечисленные территориальные вопросы КНР. В итоге, следуя американской логике, КНР придется отказаться от всех территориальных претензий в угоду США и их марионеткам. И так до тех пор, пока КНР полностью станет зависимой от США. А поскольку КНР - страна огромная, то есть, что делить. В итоге будет создано нечто похожее на ЕС в китайском варианте.Абсолютно понятно, что нельзя отдавать на разграбление Америке своих союзников. Кроме того,вместо КНДР появится еще одна страна типа Ливии или Ирака сегодня. Американцам на это обсолютно наплевать, т. к. чем хуже в Евразии,тем лучше в Америке, поскольку их стратегия основана на разграблении других стран.
© Copyright:
Владимир Шенк, 2017
Свидетельство о публикации №217041702267
Рецензии