Любовь и голуби. Почтовые

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)


 
«…У переполненного влюбленного нет никакой потребности писать, что-либо передавать, воспроизводить. <…>. Два могущественных мифа убеждают нас в возможности, обязанности сублимировать любовь в эстетическом творчестве: сократический миф (любовь способствует «порождению множества прекрасных и великолепных речей») и романтический миф (я создам бессмертное произведение, описывая свою страсть). <…>  Знать, что для другого не пишут, знать, что написанное мною никогда не заставит любимого полюбить меня, что письмо ничего не возмещает, ничего не сублимирует, что оно как раз там, где тебя нет, – это и есть начало письма.»…
               
                (Р. Барт «Фрагменты речи влюбленного»)



17 апреля 2017 года. Под аукционным молотком на, видавшим виды столе, распласталось, оторванным голубиным крылом, личное послание. На штемпеле – адрес отправителя и адресата: «Галактика Гуттенберга», «Глобальная деревня»* - от старика Хэма немецкой кинодиве Марлен Дитрих…

Ну, хорошо, хорошо, - шутка. Ироничная. На счёт начертанного адреса и голубиного крыла. Но всё остальное – сущая, правда: на аукцион выставлено «любовное письмо Э. Хемингуэя Марлен  Дитрих». (И, где они его откопали? Неужели, ещё не всё растащили в 20-ом веке?)

На самом деле, мне и это не интересно. В том смысле, что: во-первых, между писателем и киноактрисой была не Любовь (с большой буквы, то есть), а скорее … любовный роман. Увы, как-то так неудачно повелось,  людей не смущает, что разные, по сути своей, отношения (ограничимся этим) стали называть одним и тем же словом; хотя, скажем, у древних греков таких «обозначений» (называний) было, как минимум, четыре. А во-вторых (т.е. на самом деле, во-первых), мне интересен сам факт подобного рода аукционов, - иначе бы я стала читать саму «новость», поданную в новостной ленте, но в таком ракурсе, как я уже сказала, она мне не интересна. Меня больше заинтересовал возникший, следом за прочтением «заманивающего» заголовка, другой вопрос.  А именно: любопытно, что в наши дни, когда мы, практически, проживаем уже в «глобальной деревне» под руинами прежних ценностей и, съехавшей набекрень, культурной парадигмы, –такого рода аукционы всё ещё проходят. А «любовные письма» кумиров, образы которых были  растиражированы неприличным количеством подражателей и известных, практически сошедшему с «арены жизни» поколению, - всё ещё кем-то востребованы.

Забавно представить себе, увешанного всякими гаджетами, одетого с иголочки «молодого да раннего» «бизнесмена», у которого в его трехэтажном загородном коттедже, под подземным гаражом с парком новомодных авто, есть потайная комната. И он там,  как Пушкинский «скупой рыцарь» хранит, купленное на аукционе по баснословной цене. Скажем, что-нибудь из нижнего белья Мэрилин Монро или неизвестное любительское фото неказистых подростков- будущих «Битлз»,  автограф Маяковского на скатерти старейшего американского ресторана, груду пожелтевших любовных писем разных «знаменитостей», карандашные рисунки-«на полях» авангардистов 20-х годов 20-го века, вперемешку с потускневшими раритетными изданиями каких-нибудь, чудом не уничтоженных «скандальных» писателей и т. д. и т. п. 

Неужели, кто-то из молодых, в самом деле, предъявляет к этому неподдельный интерес? То есть, реально прочитал все статьи и произведения журналиста-репортера и писателя Э. Хемингуэя; пересмотрел все фильмы с участием Марлен Дитрих, а заодно изучил их автобиографии и биографии, статьи и исследования, написанные в безумном количестве от историков кино, литературоведов, искусство- , кино- и прочих «ведов» до любителей-фанатов или, никому не известных «друзей» (литераторов, приятелей из «богемы», фронтовых товарищей и пр.), актеров (например, игравших с Марлен в каких-то первых или неудачных фильмах); тех, кто рыбачил или охотился с Хемингуэем в Африке или на Кубе?..  Неужели?!.. И это в 21-ом веке, когда одно за другим современные общества тотально превратились в общества потребителей, что повлекло за собой неизбежный обвал ценностей, не говоря уже о кризисе самой духовной культуры. Или, это продолжение игры потребления под названием «Мы – элита. Ммодно то, какие фантики собираем именно мы» (вне зависимости от их истинного содержания и понимания их истинной ценности)?  Ведь, «расслоение» людей «по кастам», предпочтениям, возможностям (разумеется, не в последнюю очередь, материальным) и «досугам» – налицо. Или, пусть даже если всё это, по факту, являлось стратегическим вложением денег, которое, впоследствии, как в «Скупом (же) рыцаре», отойдёт прямым наследникам…Нет, ну правда: «Оно им надо?» 
Хотя, конечно, и любимое занятие проживающих в деревнях, пусть и в «глобальных», как то –  подглядывание через забор (за «достатком» и прочими «примочками» соседа: «чего у меня нет, а у него есть»), тоже никто не отменял…

Молодёжи, с которой доводится общаться лично мне (от 16-и до 30-и… с хвостиком), - всё это (мягко говоря) давно «по барабану». Представить, что они будут с придыханием разглаживать буквы письма некогда культового писателя к офигительной красоты женщине-идолу – и как актрисы и как женщины – как-то не получается. Даже с моим «больным воображением» ;)) Но… раз аукционы с такими лотами проходят, - понятно, что «чего-то» я в этих «играх» недопонимаю.))))



*) Маршалл Маклюэн – канадский социолог, культуролог, философ. Предсказал в 70-х годах (прошлого века), к чему приведет мир «информационная революция». По его выражению, общество будет представлять из себя некую «глобальную деревню»...


ПС: Когда этот материал был уже давно опубликован, краем глаза увидела очередной манящий заголовок в новостной ленте (читать материал, конечно, не стала): «Кроссовки Майкла Джордана ушли с молотка за рекордные $190 тысяч»... Как говорится: без комментариев...



(фото: Яндекс)
 


Рецензии