Нерушимость связи между Каабой и Аль-Акса

Мечеть Пророка Мухаммада в Пресветлой Медине – один из центров паломничества мусульман, оформившийся в самый крупный после Заповедной Мечети в Мекке архитектурный комплекс подобного рода. В результате обширной реконструкции прилегающей к старинному памятнику территории, осуществленной в 1990-х гг. под патронажем нынешнего короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абдуль-Азиза, мусульманская святыня обрела блистательное обрамление.Тысячи и тысячи паломников, прибывающих сюда во время хаджа, нескончаемыми потоками стекаются на заповедную территорию, охваченную величественной и монументальной внешней стеной, которая замыкает теперь весь ансамбль. Шесть новых, необыкновенно высоких и стройных минаретов с множеством балкончиков подчеркивают грандиозный масштаб памятника. Молитвенные залы незаметно вбирают в себя огромные количества молящихся. Эти новые залы-дворики, над которыми скользят раздвижные купола – вторжение современной строительной технологии, – лишь знаменуют подходы к собственно святыне, словно бережно запеленатой рядами аркад и молитвенных зал. Днем яркое солнце нивелирует все постройки комплекса, которые приобретают однообразный песочный цвет, и лишь зеленый купол над могилой Пророка (мир ему и благословение) выявляет его главную ось; вечером, в лучах торжественной иллюминации, ярче других светятся четыре исторических минарета в углах Мечети Пророка ;, уже четырнадцать веков притягивающей взоры мусульман мира.Прославленная святыня, на многие века определившая развитие архитектуры мечети, Мечеть Пророка ; не была задумана Мухаммадом (мир ему и благословение) как культовое здание. Этот факт, на первый взгляд парадоксальный, подтверждается многочисленными преданиями о жизни Пророка  (мир ему и благословение).Согласно традиции, Пророк ; въехал в Медину верхом на верблюде, ведомом Абу Бакром (да будет доволен им Аллах), в окружении племени бану Наджар. Верблюд Пророка (мир ему и благословение) остановился на участке напротив дома Абу Аюба аль-Ансари. в квартале бану Наджар. Пророк (мир ему и благословение) делил кров с Абу Аюбом в течение семи месяцев после прибытия в Медину. Почти сразу он принял решение выкупить участок земли напротив и построить здесь дом.Земля принадлежала двум сиротам, Сахлю и Сухайлю, и Мухаммад (мир ему и благословение) купил ее за 10 динаров, отказавшись принять в дар. Покрытый могилами и руинами участок был в запустении, здесь росли пальмовые деревья, он использовался для содержания верблюдов и более мелких домашних животных. Сначала место строительства будущего дома Пророка (мир ему и благословение) было хорошо расчищено, а пальмы выкорчеваны – их стволы и ветви использовали как строительный материал.Строительство дома для Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его семьи традиция приписывает самому Пророку (мир ему и благословение) и его ближайшим сподвижникам. Из обожженного на солнце кирпича были выложены стены просторного двора, поставленные на каменный фундамент. На северной стороне, первоначально оставленной открытой, был сооружен навес: стволы выкорчеванных пальм стали опорами для крыши из пальмовых листьев, обмазанных глиной. С наружной стороны восточной стены из тех же материалов были построены комнаты (худжры) для жён Пророка ;. Входы в эти скромные жилища открывались во двор и занавешивались тканью или ковром. Некий Абдулла ибн Язид видел эти комнаты перед тем, как они были разрушены по приказу аль-Валида, и он оставил такое описание: «Там были четыре дома из кирпича-сырца, с комнатами, разделенными ветвями пальм, и пять домиков из пальмовых ветвей, скрепленных (обмазанных) глиной и не разделенных на комнаты. Двери были закрыты черными занавесями. До крыши можно было достать рукой».Напомним, что именно в Медине, по прошествии нескольких месяцев со дня прибытия сюда Пророка (мир ему и благословение), произошло обретение истинной киблы мусульман. Известно, что первые 16 или 17 месяцев пребывания Пророка (мир ему и благословение) в Медине киблой мусульман было направление на Иерусалим. Однако в одной из сур мединского периода прозвучало (смысл): «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Заповедной Мечети. И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (2:139). В устройстве двора дома Пророка (мир ему и благословение), ставшего местом коллективных молений, перемена киблы ска-залась следующим образом: аркада вдоль северной стены, названная суффой, была сохранена, – под ней находили приют сподвижники (ахль ус-суффа) Пророка (мир ему и благословение); на южной стене, ориентированной на Мекку, был построен более глубокий навес, образующий обширное затененное пространство – зулла. Здесь Пророк (мир ему и благословение) проповедовал, опершись о пальмовый ствол.По сути, самая ранняя мечеть (масджид) была двором дома Пророка (мир ему и благословение) и не имела черт священного здания. Сюда свободно заходили путники, искавшие Пророка (мир ему и благословение), – один из них даже въехал на верблюде; здесь сооружались палатки и хижины, а в суффе жило много бедных людей; здесь велись деловые разговоры, и люди вели себя очень свободно. Но главное – это было место встречи верующих и место общей молитвы, поэтому оно стало с самого начала чем-то большим, чем просто личный двор Пророка (мир ему и благословение).Построенная в первом году хиджры, Мечеть Пророка (мир ему и благословение) пережила впоследствии череду ремонтов и расширений. Считают, что в 7-ом г. хиджры Пророк (мир ему и благословение), вернувшись после столкновения с арабскими племенами, решился на обновление своего дома. В результате изменений участок приобрел очертания квадрата со стороной 50 м, его площадь была примерно 2475 кв. м. Дом Пророка (мир ему и благословение) был окружен домами его сподвижников: с востока жили Абу Аюб (да будет доволен им Аллах) и Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах); с юга проживал Умар (да будет доволен им Аллах), к западу – дядя Пророка (мир ему и благословение) Аббас (да будет доволен им Аллах) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), к северу – Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен им Аллах). В результате более поздних расширений мечети эти дома были утрачены. Заболевший Пророк (мир ему и благословение) оставался в комнате Айши (да будет доволен им Аллах) и был погребен там после смерти. Через два года и три месяца не стало Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), через десять лет – Умара (да будет доволен им Аллах); тела их погребены там же.Обновление мечети, предпринятое в первые годы после смерти Пророка (мир ему и благословение), при халифах Умаре (да будет доволен им Аллах) и Усмане (да будет доволен им Аллах), было связано с тем, что Медина оставалась главным городом Халифата, община ее росла, и старая мечеть в ее прежних границах уже не вмещала всех желающих, тем более что Мечеть Пророка (мир ему и благословение) была общественным и политическим центром общины, где мусульмане обсуждали важные проблемы, принимали общие решения. Также она была образовательным центром. Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) при расширении Мечети Пророка (мир ему и благословение) руководствовался, прежде всего, этой необходимостью, и характер постройки почти не был нарушен. Худжры жен Пророка (мир ему и благословение), прилегающие к восточной стене, не были затронуты, двор был расширен на запад, а к югу и к северу были добавлены затененные аркады – реваки, так что с юга к территории мечети был присоединен дом Аббаса (да будет доволен им Аллах). В трех стенах было устроено по два входа, – люди могли быстро заполнить мечеть по призыву имама. К тому же, при Умаре (да будет доволен им Аллах) были использованы те же материалы, что и во времена Пророка (мир ему и благословение). Соображения необходимости и практичности явно преобладали в строительстве в тот период, и об этом высказывание самого Умара (мир ему и благословение), который будто сказал: «Дай людям укрытие от дождя, но заботься о том, чтобы не сделать его красным или желтым, чтобы не сбить их с пути истинного». Через 12 лет халиф Усман (да будет доволен им Аллах) расширяет мечеть почти на 500 кв. м., используя другие материалы: аркады, окружающие двор, замыкаются стеной из камня; пальмовые стволы заменяются каменными опорами, возводится крыша из прочного тикового дерева, привезенного из Индии. В стене киблы впервые сооружается михраб, и поныне известный как михраб Усмана (да будет доволен им Аллах).Правление халифов династии Омейядов Абдуль-Малика и его сына аль-Валида I (705-715 гг.) отмечено созданием великих памятников архитектуры, надолго ставших образцами для мусульманских зодчих. Желание соперничать с великолепием христианских церквей в Иерусалиме и на других завоеванных территориях побудило Омейядов обратиться к помощи византийских архитекторов и декораторов. Именно они возвели Большую Мечеть в Дамаске, украсив ее смальтовой мозаикой.Мечеть Пророка (мир ему и благословение) в Медине не осталась в стороне от этих нововведений. Известно, что во время ее реконструкции при первых Омейядах были приглашены ремесленники-христиане, которые богато украсили интерьеры мечети мрамором и мозаиками, перламутром и золотом. Контраст с прежней простотой был разительным, и аль-Валид, посещая обновленную им Мечеть Пророка (мир ему и благословение) в 93/712 г., даже заметил: «Мы строили в стиле мечетей, вы построили в стиле церквей». Кроме того, четыре минарета были выстроены по углам здания мечети.Пожалуй, главным преобразованием мечети при Омейядах стало включение в ее территорию комнаты Айши (да будет доволен им Аллах), получившей название худжры Пророка (мир ему и благословение). Жилища жен Пророка (мир ему и благословение) сохранялись в их первоначальном виде до перестройки мечети аль-Валидом. Айша (да будет доволен им Аллах) всячески оберегала захоронение, воздвигла перед ним стену, предупреждая таким образом желание посетителей взять на память немного земли с могилы Пророка (мир ему и благословение). Аль-Валид выкупил все сохранившиеся прилегающие к мечети постройки, снес их и построил новые дома поодаль. Над местом захоронения Пророка (мир ему и благословение)  и его сподвижников, названным ар-Рауда – «Сад», была возведена пятигранная постройка, позднее перекрытая куполом. С ростом почитания Пророка (мир ему и благословение) устанавливалась традиция паломничества в Медину. Дошедший до нас хадис гласит: «Можно сесть в седло, чтобы посетить три мечети: Заповедную Мечеть, Мечеть Пророка (мир ему и благословение) и Отдаленнейшую Мечеть»; он отражает практику, установившуюся в конце правления Омейядов.В самом начале правления династии Мамлюков (1250-1517 гг.) древняя мечеть переживала тяжелые испытания. В пятницу в начале рамадана 654/1256 г. в мечети возник пожар, охвативший всю постройку,– почти вся она сгорела. Аббасидский халиф Мустасим во время хаджа 655/1257 г. прислал мастеров, инструменты и материалы, чтобы начать восстановление мечети. Дерево и другие строительные материалы были присланы из Йемена и Египта, а возведение мечети закончилось уже при султане Бейбарсе. За длительный период мамлюкского патронажа в Аравии Мечеть Пророка (мир ему и благословение) не раз ремонтировалась и обновлялась. Султаны Калаун, Барсбей, Каитбей стремились не увеличить площадь молитвенного пространства, но с помощью дорогих и редких декоративных материалов придать ему вид драгоценности.Мечеть украшалась, особое внимание уделялось территории ар-Рауда аль-Мутаххара («Благословенный Сад») – так называлась площадка между худжрой Пророка (мир ему и благословение) его минбаром, которая была связана в мусульманском предании с местом, где проповедовал и предстоял на молитве Мухаммад (мир ему и благословение). Во второй раз большая часть мечети пострадала от огня, когда в 886/1481 г. в вершину главного минарета ударила молния. Сгорело все, за исключением худжры Пророка (мир ему и благословение) – михраб, минбар, рукописные книги и древние списки Корана. 100 мастеров, присланные из Египта султаном Каитбеем, восстанавливали сначала минареты и стену киблы. Впервые над худжрой Пророка (мир ему и благословение)  был воздвигнут обширный купол. Примечательно, что в мечети была сохранена память о прежней, времен Пророка (мир ему и благословение), стене киблы, в виде ограды примерно в метр высотой, в которой было устроено несколько проходов. Возле ограды находился минбар, между ним и худжрой Пророка (мир ему и благословение) был возведен михраб Пророка (мир ему и благословение); посреди значительно увеличившегося зала была построена мраморная площадка-возвышение для муэдзинов.Позднейший период истории мединской мечети –  самый длительный: он охватывает четыре столетия и связан с историей Османской империи. Турецкие султаны прославились как устроители благотворительных учреждений на обширной подвластной им территории. Историк  XVI в. Бидлиси, например, характеризуя благочестивые деяния султана Мехмета (начало XV в.),  их почитание и возвеличение! пишет: «Для обеих почитаемых святынь – да умножит Господь  – они определили по вакфу, дабы ежегодно доходы с них туда отсылались и расходовались по усмотрению обладателя вакфа». В 1517 г. османское завоевание достигло Египта, и турецкий султан Селим Явуз принял в Каире ключи от Мекки и Медины, а также священные реликвии, принадлежавшие отныне османскому дому.Султан провозгласил себя служителем Двух Святынь (хадым уль-Харамейн), и внимание к мечетям Мекки и Медины, давно ставшее традицией, со стороны двора было удвоено. Потребности и расходы служителей, присматривающих за мечетью, тщательно обеспечивались службами султанского двора. Прославленный строитель султан Сулейман Великолепный, заботясь о нуждах паломников, посещающих Мечеть Пророка (мир ему и благословение), по сведениям того же Бидлиси, возвел «В Пресветлой Медине исполненную благодати обитель и назначил достаточно вакфов, чтобы каждое утро и вечер там давали беднякам пропитание». Пожертвования в Мечеть Пророка (мир ему и благословение) вносили и представители османской знати. Вплоть до первых десятилетий XX в. в Стамбуле ежегодно происходили «Сюрре алайы» – сбор процессии в Мекку и Медину с дарами османских султанов и празднество по этому поводу. От ХV–ХVI столетий в мечети сохранились несколько новых вкраплений. Например, так называемый михраб Сулеймана был создан в 860/1455 г. к западу от минбара Пророка (мир ему и благословение), причем сначала он носил имя михраба Ханафитов. В 938/1531 г. султан Сулейман Великолепный приказал обновить его в белом и черном мраморе, а в 980/1572 г. Селим II украсил его изразцами с золочением. В 1233/1817 г. Мехмет II возвел купол над худжрой Пророка (мир ему и благословение), а в 1255/1839 г. отремонтировал его и покрасил в зеленый цвет. При нем порядок ремонта, отправка и подготовка технического персонала, оплата расходов были отлажены и выполнялись неукоснительно.Самые обширные работы в османское время были проведены уже в XIX в. при султане Абдуль-Маджиде. Шейх Мечети Пророка (мир ему и благословение) Давут-паша доложил султану, что мечеть уже около 400 лет не ремонтировалась в полном объеме, и каждый новый день прибавляет новые разрушения. Султан поручает послать специалистов, которые должны изучить дело; после получения соответствующего рапорта он приказал приступить к ремонту. Он сам выбрал в своем окружении чиновников, которые должны были присматривать за ходом работ и руководить ими, придав, таким образом, предстоящим работам самый высокий статус. Для ремонта 1265/1848-1277/1860 гг. были привлечены самые лучшие мастера и художники, использовались самые дорогие и качественные материалы. Этот обширный ремонт и расширение, длившиеся около 12 лет, были сделаны не на скорую руку: все свидетельствует о большом внимании к качеству работ, соответствующем величию самого памятника, уважению к нему со стороны мусульман. Чтобы не препятствовать совершению верующими молитвы в Мечети Пророка (мир ему и благословение), ремонт осуществлялся последовательно на отдельных участках. На месте старых стен возводились новые, с новым качеством и отделкой. За исключением некоторых стен и худжры Пророка (мир ему и благословение), фундамент которой оказался прочным и сама постройка качественной, вся мечеть была отстроена заново. Минбар и михраб Пророка (мир ему и благословение) были отремонтированы и сохранены.Северная и западная стены, за исключением участка у минарета Меджидийя, не были обрушены. Михраб Усмана (да будет доволен им Аллах), как прочный и красивый, был сохранен. Старые опоры реваков были заменены новыми монолитными, за исключением колонн в ар-Рауда аль-Мутаххара, украшенных белым и красным мрамором с росписью и возвращенных на прежнее место. Окна были защищены медными решетками, а разноцветные витражи, привычный атрибут османских мечетей, окрасили свет, проникавший в интерьер. Все внутренние галереи были расширены; теперь Мечеть Пророка (мир ему и благословение) занимала площадь 10303 кв. м. В результате этого расширения между главным минаретом и восточной стеной образовалось обширное крытое пространство. Западные ворота главного минарета были облицованы красным резным камнем. У наружной стены мечети, между воротами Баб ус-Саид и воротами для женщин (Баб ун-Ниса), было устроено место для омовения в виде ряда кранов с водой.В конце ремонтных работ весь пол и стена киблы наполовину высоты были выложены мрамором. Потолок, а свою очередь, был расписан различными изображениями деревьев, цветов, водных потоков. Казалось, что в каждом куполе расцветает райский сад. Колонны с богато украшенными капителями были отполированы и расписаны в цвет камня. Позднее из Стамбула был прислан известный каллиграф Абдулла Зухди Бей, который украсил надписями с текстами аятов и именами Пророка (мир ему и благословение) купола и стены мечети, – их можно видеть там и сегодня. Журнал "Ислам".


Кааба  — Аль-Кааба аль-Мушаррафа; «Досточтимая Кааба» — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом». С глубокой древности Кааба не единожды перестраивалась. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами[источник не указан 319 дней]. Следующими её строителями стали, последовательно, пророки Адам и Ибрахим, о чём упомянуты в Коране слова Аллаха: «…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…» (Аль-Бакара, 2:127). В четвёртый раз Каабу отстроили курайшиты (засвидетельствовано пророком Мухаммадом, когда ему было 35 лет), в пятый раз Кааба была перестроена Ибн аз-Зубайром.Коран называет Каабу первым сооружением, возведённым людьми непосредственно для поклонения Богу.Обязанность содержать Каабу в порядке по традиции лежит на членах семьи Бани Шайба. У них же хранятся и ключи от её дверей. По преданию, представитель этой семьи получил эти полномочия непосредственно от пророка Мухаммеда. Церемония омовения Каабы проводится дважды в год (примерно за две недели до начала священного месяца Рамадана и за две недели до хаджа.Возрастающее число паломников во время хаджа вызвало необходимость в расширении мечети Масджид аль-Харам. Одно из таких расширений было произведено в 1925 году, во время правления короля Абдель Азиза ибн Абдуррахмана. В 1953 году в мечети Масджид аль-Харам появилось электрическое освещение и электрические вентиляторы. В результате масштабных строительных работ, проведенных во время правления королей Сауда IV, Фейсала и Халида, площадь мечети вместе с площадью вокруг Каабы увеличилась до 193 000 кв. м, а вместимость — до 400 000 человек. При короле Фахде мечеть получила системы кондиционирования воздуха, пожаротушения, ливневой канализации. Общая площадь мечети составила 356 000 кв. м, а вместимость выросла до 600 000 человек. В 2007 году начат очередной этап реконструкции мечети, в результате которой она сможет вместить 1,6 млн верующих. В рамках этой реконструкции площадь вокруг Каабы внутри мечети расширяется с 20 метров в радиусе до 50 метров, в результате чего её пропускная способность должна увеличиться с 52 тысяч до 130 тысяч тавафов (обходов Каабы) в час.В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают своё лицо мусульмане всего мира во время молитвы. Буквально слово ;;;;;;; в арабском языке означает «кубический дом», в свою очередь произошедшее от «куб». Другое названия Каабы — «Аль-Бейт аль-Акдам», то есть «самый древний Дом». Мусульмане также называют Каабу словом «Бейту-Ллах», что означает «Дом Аллаха»:«Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке (Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров.Составные части Каабы:1. Чёрный камень; 2. дверь; 3. жёлоб; 4. цоколь; 5. Хиджр Исмаил ; 6. Мультазам; 7. Макам Ибрахима; 8. угол Чёрного камня; 9. угол Йемена; 10. угол Шама; 11. угол Ирака; 12. Кисва; 13. место стояния Ибрахима Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из блоков мекканского гранита на мраморном фундаменте. Снаружи стены Каабы постоянно покрыты особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисва. Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были иными:восточная стена — 14,80 метров;стена со стороны Хатем — 10 метров;сторона между Чёрным камнем и Йеменским углом — 9,15 метров;западная сторона — 14,2 метров.Чёрный камень (араб. аль-хаджар аль-асвад) — камень, вмонтированный в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м]. Видимая площадь поверхности камня примерно 16,5;20 см.Фактически камень представляет собой осколки камня чёрно-красного цвета, скреплённые цементным раствором и вставленные в крупную серебряную оправку (футляр). Во время хаджа считается большой честью совершить к нему прикосновение. Во времена, когда пророк Мухаммед со своими сторонниками захватил Мекку, он выбросил из Каабы всех идолов, но благожелательно дотронулся до чёрного камня своей тростью. Вероятно, с тех пор Чёрный камень стал считаться святыней для всех мусульман. До этого же времени он был родовой святыней племени курейш.Согласно преданию, когда Чёрный камень был послан Аллахом пророку Адаму, он был белым, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Хотя, по другим сведениям, камень был послан пророку Нуху (Ной), видимо, в знак памяти о потопе и долгое время хранился на горе Абу-Кубейс. Когда пророк Ибрахим (Авраам) искал камни для строительства Каабы, он принёс его и установил на нынешнем месте, чтобы совершить прогулку вокруг него (таваф), которая и стала по традиции считаться элементом поклонения Аллаху во время хаджа.Дверь
 расположена в Восточной стене Каабы, находится на высоте 2,5 метра от земли, а доступ к ней осуществляется с помощью приставных ступеней. Вероятно, это было сделано для защиты от редких наводнений. Высота самой двери 3,06 метра, а ширина - 1,68 метра. При производстве двери было использовано около 280 кг золота 999-й пробы стоимостью 13 420 000 риалов. Двери подарены королём Халидом ибн Абдель Азизом. Со времён пророка Мухаммеда ключи от дверей Каабы хранятся у семейства Бани Шайба.Мизаб ар-Рахма (араб. ;;;;; — водосточный жёлоб милости) — жёлоб для стока дождевой воды, добавлен в ходе восстановления 1627 года после дождей, вызвавших обрушение стен. Вода с крыши, символизируя благодать, направляется на могилы Исмаила и Хаджар.Цоколь , на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.Хиджр Исмаил  или аль-Хатим  — низкая полукруглая стена. Высота около 1 метра, длина 17,75 метра. Паломникам иногда разрешают заходить в пространство между этой стеной и Каабой и молиться, это место считается местом захоронения Исмаила и его матери Хаджар (Агарь).Мультазам (араб. ;;;;;) — часть стены между Чёрным камнем и дверьми Каабы длиной около 2 метров.Макам Ибрахима — стеклянное и металлическое огороженное место, на котором находится отпечаток ступней пророка Ибрахима. Ибрахим стоял на этом камне при строительстве верхней части Каабы, поднимая Исмаила на своих плечах для строительства самой высокой части.Угол Чёрного камня (араб. ;;;;;  — угол в восточной части Каабы, в которой вмонтирован Чёрный камень.Йеменский угол — южный угол Каабы.Угол Шама  — западный угол Каабы.Иракский угол — северный угол Каабы.Кисва  — кисват аль-ка’аба) — покрывало из чёрного шелка с аятами Корана наверху с вышитыми золотыми нитями, длина которого около 41 метра, площадь 875 кв. м, а толщина - 2 (и более) мм. Покрывало меняется один раз в год перед хаджем. После того, как старую кисву снимают, её принято разрезать на лоскутки и раздавать на память паломникам. Также на полотне Каабы присутствует специальное шелковое покрывало для двери в Каабу. Кисву ткут на специальной ткацкой фабрике, изготавливающей только это покрывало. В древности кисва изготавливалась из материи белого цвета. Видимо, чёрный цвет оказался более практичным (в том плане, что не так заметно пачкается от оседающей на него пыли и дождей). До 160 года после Хиджры (когда паломничество совершал аббасидский халиф Аль-Махди) покрывала Каабы из года в год надевали друг на друга. Смотрители и служители этого храма обратились к халифу с опасениями, что через накопленные покрывала здание может не выдержать и развалиться. В результате халиф приказал укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. Так делают до сих пор.Мраморная полоса (араб. ;;;; ;; ;;;;;;) отмечает начало и конец каждого тавафа (обхода). До недавнего времени полоса была зелёного цвета и была заменена полосой белого цвета, что сделало её менее заметной.Место стояния Ибрахима — место, на котором стоял пророк Ибрахим при строительстве Каабы.По мусульманским преданиям, первое здание или палатку над Чёрным камнем построил пророк Адам], а, собственно, первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней Ибрахима.  Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; в центре Каабы находился идол Хубала — божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь — арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы — аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) — благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие. Родившийся в Мекке новый пророк по имени Мухаммед (по Корану — потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить всех идолов и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная .

Мечеть Аль-Акса, расположенная на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима, является третьей святыней ислама после Каабы (мечеть Аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине. Мечеть Аль-Акса была первой киблой в исламе до перенесения ее в Мекку. Кибла - направление, в сторону которого мусульмане обращаются лицом во время молитвы.С этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммеда и его вознесение.В этом месте Мухаммед встретил пророков, посланных до него - Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусу) и Иисуса (Ису) и совершил молитву в качестве имама. После молитвы ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммеду правила мусульманской молитвы. Первое здание мечети Аль-Акса было построено халифом Омаром бен аль Хаттабом в 636 году н.э. на Храмовой горе. Первоначально это был небольшой молитвенный дом.Нынешнее сооружение было заложено халифом Абдель аль Маликом из династии омейядов в 709-714 годах н.э. Здание неоднократно перестраивалось, страдало от разрушений и пожаров.Когда крестоносцы захватили Иерусалим, они использовали часть мечети как церковь, а в другой части проживали рыцари-тамплиеры и хранили там свое оружие и снаряжение.Когда Иерусалим перешел во власть султана Саладина, здание опять стало функционировать как мечеть.Мечеть представляет собой семь галерей - одна центральная и еще по три с западной и восточной сторон. Центральная галерея широкая и немного возвышена над полом. В центре мечети установлен купол. С внутренней стороны он покрыт мозаикой, а с внешней свинцовыми пластинами. Внутри мечети находится множество мраморных колонн, каменных столбов и арочных перекрытий. В мечеть Аль-Акса можно попасть через семь дверей с северной стороны, каждая из которых ведет в одну из галерей. Имеются еще несколько дверей с западной, восточной и южной сторон.Мечеть имеет большое подвальное помещение, известное под названием Соломоновы конюшни (крестоносцы использовали их действительно в качестве конюшен). Стены мечети до половины покрыты белым мрамором, а выше - великолепными мозаиками.

Чтобы представить силу, которая стоит за этими святынями, приведем слова следующего соглашения и представим, что ждет мир в будущем.- Противоборствующие палестинские политические силы заключили в Мекке соглашение о формировании правительства национального единства. Король Абдалла бен Абдель Азиза подчеркнул: "Наши братья, руководители палестинского народа, ответили на призыв их брата Абдаллы бен Абдель Азиза, на призыв всего саудовского народа, проявив благоразумие и приняв приглашение к диалогу. Они поднялись выше языка оружия, насилия, убийства и резни. Таким образом, королевство выполнило свой арабский, исламский и человеческий долг. Остается лишь одно: наши братья, палестинские руководители, должны сыграть свою историческую роль, проведя открытый и откровенный, без чьего-либо вмешательства разговор, который, даст Господь, приведет к желанному для всех нас итогу".Далее король Абдалла бен Абдель Азиза заявил: "Братья! Помните, что все мы - люди одной судьбы, связанной с заботами арабской и исламской нации. Никто из нас не может быть безразличен к тому, что ткань палестинского национального единства кровоточит и разрывается из-за братоубийственной бойни. Я надеюсь, что наши братья, палестинские руководители, выполнят ваш завет: "Сколько бы ни прошло времени, но они должны вести диалог. Они не должны покинуть святое место, не достигнув обязательного для всех них соглашения. Они должны поклясться Господом на Его Благородной Книге, в сени Его Дома, что остановят эту братоубийственную бойню, что остановят кровавый водопад, служащий интересам врагов нации.

Итак.

Мекканское соглашение между ФАТХом и ХАМАСом открывается одним из коранических айятов: "Хвала Перенесшему Его раба ночью от Мечети запретной к Мечети удаленной". Важнейший принцип саудовской палестинской политики, открывавшей королевству путь к общеарабской политике, всегда определяла "нерушимость" связи между "Мечетью запретной" - Каабой и "Мечетью удаленной" - Аль-Акса.- Эти страшные слова настораживают перед огромной силой, которая может мобилизоваться и сокрушить .


Рецензии