Спектакль. Аленький цветочек. ЗнакЪ

Театр "ЗнакЪ" знает, какие сказки нужно показывать детям.
#отзыв на спектакль "Цветочек аленький"

…то что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Звучали в моей голове финальные строчки из стихотворения «Некрасивая девочка» Николая Заболотцкого после просмотра спектакля «Цветочекаленький». Ибо противопоставлений - красота – безобразие, внешнее – внутреннее, истинное - кажущееся - было предостаточно. Да, театр «ЗнакЪ» умеет ставить детские сказки, увлекая за собой не только маленького, но и взрослого #зрителя. Я наблюдала за родителями, сидящими рядом со своими детьми. Такое ощущение, что в детстве они не видели ничего подобного – так были заворожены.

Постановка отличалась своей динамичностью, музыкальными и хореографическими этюдами, колоритными костюмами, прям как их бабушкиного сундука, и шикарными масштабными декорациями. Настоящее волшебство! А #цветочек…от него было невозможно оторвать глаз. «Он настоящий, настоящий? А как он светится? А что там внутри?», – сыпались детские вопросы повсюду.

Режиссерская работа была настолько искусна, что дети сами понимали, что, например, поведение старших сестриц не самое примерное. А #чудище не такое уж и злое, а даже наоборот. Я поинтересовалась у дочери:

- Ты боялась чудовища?
- Сначала да, потом нет.
- Почему?
- Но ведь он же ничего плохого не сделало Аленушке.
- Да, но он же был такой жуткий и волосатый.
- Ну и что. Он не виноват. Это все бабка Яга. Сделала его таким уродом. А внутри же сидел принц.

Актерам отдельное спасибо и низкий поклон. Точное попадание в роли, отличная игра и передача образов. Вообще, сложная, на мой взгляд, постановка, изнуряющая, требующая недюжинной стойкости, самоотдачи и понимания. Чуть не дотянешь и все. Зритель не поверит, закроется, не похлопает от души. Но все удалось. И раскрылось сердце у зрителей в тот момент, когда Аленушка запела свою заветную песню о любви, лебедушкой проплывая по сцене и вспархивая сарафанными крылами. Много было красочных сцен в спектакле. Яркий контраст между черным и белым, между добром и злом. Фосфоресцирующие кикиморы с лешим, готическая Баба Яга, фантастический лес, добрый батюшка, уплывающий с помощником на лодке и… финальная сцена с умирающим чудовищем и кружащимся над ним шипящим злом: Опоздала, опоздала…опоздала, – так и стоит у меня перед глазами. #Браво! Хочется отметить, что это совершенно не детский спектакль. Вернее, когда ты смотришь его уже взрослыми глазами, то начинаешь видеть его глубину, символы, многослойность и #психологию..

По мнению известного психолога, Эрика #Берна - каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о будущей жизни и создает в своём воображении возможные жизненные сценарии, на основе полюбившейся сказки.

Слушая различные сказки, ребёнок выбирает из них — ту, которая больше всего похожа именно на его бессознательный план жизни. Ту, которая "про него", на которую удобней всего ложатся принятые решения. Многое зависит и от нас, родителей, выбирающих, какие сказки читать детям. Любимая сказка становится основой "сценария" — #плана жизни. Она особенно эффективна и "принимается", если соответствует "семейному мифу" и доносится до ребёнка достаточно долго для того, чтобы у него сформировались соответствующие установки, запреты и разрешения.

Если ребёнок видит в герое, его целях, поступках сходство с собой, происходит отождествление себя с героем. И уже во взрослой жизни человек поступает также, повторяя ошибки и успехи любимого героя. Не верите, проанализируйте? И еще #важный момент – вспомните самый яркий острый отрывок из своей любимой сказки – это ключ ко многим ситуациям в вашей жизни.

Интересно, какая сказочная история лежала в основе жизненного сценария у автора произведения «Аленький цветочек»? Известно, что Алексей #Аксаков боготворил свою семью. Его родословная уходит своими корнями к варягам, пришедшим на Русь из Скандинавии. С детства его воспитывали как продолжателя этого старинного рода, поэтому и требования к нему были повышенные. Его родители были людьми образованными и прогрессивными, что позволило мальчику расти в гармоничной атмосфере.

Маленький Алексей увлекался рыбалкой, охотой, любил подолгу бродить по лесу наблюдателем, а еще слушать сказки, которые ему рассказывала няня #Пелагея. В юности во времена Пугачевского бунта она с отцом бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. Девушка много служила в купеческих домах, в том числе и у персидских купцов и слышала там много знаменитых восточных сказок. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина. У нее был дар рассказчицы, «великой мастерицы» рассказывать сказки, за что ее особо любили в семье Аксаковых. Пелагея часто рассказывала маленькому Сереже на ночь волшебные истории. Когда Сергей Аксаков вырос, он рассказывал их уже сам, и образностью и поэтичностью его слога восхищались многие его современники, включая Пушкина и Гоголя.

Именно воспоминания детства и рассказы крепостной няни легли в основу сказки «Аленький Цветочек», записанный много лет спустя по памяти. Примечательно, что данная сказка вышла за год до смерти Аксакова, в 1858 году, приложением к его повести «Детские годы Багрова-внука».

«Мало ли сказок за свою жизнь слышал маленький Аксаков? Но именно история красавицы и чудовища, услышанная сначала от ключницы Пелагеи в имении Багрово (конец XVIII в.); прочитанная затем годы спустя в переводном с французского журнале «Детское училище»; увиденная позднее на оперной сцене Казанского театра, — именно эта история запала в душу и вспомнилась Сергею Аксакову, когда он размышлял о пережитом, приводил к общему знаменателю воспоминания и писал детскую книгу, «какой не бывало в литературе». Разумеется, это не случайно. Помещенная в приложение, эта сказка является, по сути, главным ключом к понимаю всего смысла повести; и смысл этот — «светлый мир, где #любовь, красота и добро побеждают зло и саму смерть». (С. Соболевская).

Интересная #символика у сказки. Что такое «венец», который просит в подарок у отца - купца его старшая дочь? Это символ власти, человеческого могущества над людьми. А «тувалет хрустальный» для средней дочери — слава мирская.

И цветочек – совершенно непонятное желание. Нематериальное. Детское, наивное. И что это за символ? Может сердце заколдованного принца, пребывающего под заклятием в облике страшного чудовища? Может это любовь неземная способная победить любое зло? А может в этом образе сокрыта жертвенность присущая русской душе? Что это? Незнамо. А вот, поди ж ты, достань этот #цветочек. Да еще какой? Самый красивый. (Купец видел множество алых цветов, но не мог определить, краше ли они всех остальных). Видимо, Аксаков проводит здесь мудрую философскую мысль об относительности всего сущего. Красив венец, который отец везет старшей дочери. Но его затмевает «тувалет хрустальный» для средней дочери. А красота аленького цветочка вообще оказывается красотой лишь в какой-то иной плоскости.

И еще одна мысль: красота эта может быть видна только избранным, тем, у кого открыты глаза для ее видения. То есть ее еще нужно потрудиться рассмотреть, так как красота та #сакральная, потаенная. И бывает так, что за внешней безобразностью кроется самое чуткое и красивое сердце. « Или огонь, мерцающий в сосуде…»

Хочется выразить огромную благодарность режиссеру театра "ЗнакЪ" Ирине #Филимоновой за особый детский репертуар, а именно, что выбирается лучшее из нашего национального писательского наследия: «По щучьему велению», «Царевна – лягушка», «Приключения Буратино», «Аленький цветочек», «Морозко». Это сказки, в которых есть то доброе, благородное, поучительное зерно, которое обязательно даст свои всходы, и мы увидим целые поля аленьких цветочков.


Рецензии