Саймалы-Таш

 120 км на северо-восток от Джалал-Абада, в верховьях реки Кугарт на Ферганском хребте находится маленькая долина Саймалы-Таш. Название долины переводится как рисованный камень. Возле маленького озерца расположенного в долине находится множество камней, поверхность которых была холстом для древних художников. Рисунков много, более 10 тысяч. Это изображения животных; различных знаков, в том числе солнечных; сцен пахоты, охоты, ритуальных танцев. Всё это позволяет проследить пути развития древнего искусства и древней религии на протяжении трёх тысяч лет. Период создания наскальных рисунков тянется от 2 тысячелетия до н. э. до первых веков новой эры, охватывая эпоху бронзы и раннего железного века.
 Судя по обилию наскальных рисунков, окрестности Кугартского перевала в столь отдалённое от нас время были очень густо заселёны. С юга-запада от перевала люди занимались земледелием и охотой, а с северо-востока – скотоводством и охотой, причём охота, начиная с эпохи бронзы, постоянно была побочной отраслью.
Люди, жившие в долинах, поднимались в храм, спрятанный природой высоко в горах ,и у священного озера выбивали чеканом на камнях кусочек своей жизни, реальной или воображаемой. Сегодня эти рисунки, имеющие в основном религиозное содержание, дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Большинство рисунков поражает своим мастерством и иначе как произведением искусства их не назовешь. Но для правильного понимания содержания петроглифов Саймалы-Таша необходимо помнить об особенностях первобытного сознания, отражённых в наскальных рисунках.
Первое что бросается в глаза, это огромное количество изображений с явными признаками тотемизма.
Олень. Изображения его очень часты и с его образом связаны многие древние названия киргизских племён и многочисленные киргизские легенды. К сожалению, сейчас на территории Киргизии оленей нет и это благороднейшее животное можно увидеть только в заповедниках или на петроглифах, где олень изображён как символ быстроты, ловкости и красоты. Судя по наскальным рисункам, охотились на оленя по разному. Это или просто лучник, который пытается поразить зверя на расстоянии, или сцена загона оленя собаками, к помощи которых наши предки обращались весьма часто при охоте не только на оленей, но и на других животных.
 Ещё больше чем на оленей охотились на козлов. Они были главным объектом охоты на протяжении многих тысяч лет. В наскальных рисунках козлы или охота на них составляет приблизительно 30% от общего количества изображений.
 Племена, оставившие нам петроглифы Саймалы-Таша, были не только охотниками, но и скотоводами и земледельцами и поэтому здесь огромное количество рисунков с явными признаками земледельческого культа: сцены пахоты, ритуальные танцы, солярные знаки. Наряду с рисунками диких животных и сценами охоты очень часты изображения домашних животных – тех же козлов, собак, лошадей, быков, верблюдов. Тут может возникнуть вопрос: как можно на рисунке, причём весьма схематичном, отличить диких козлов от домашних? Если козёл стоит в одиночестве, без каких-либо дополнительных фигур и деталей, то мы никогда не узнаем дикий он или домашний. Если же охотник стреляет из лука в козла, если ему при этом помогают собаки, которые яростно набрасываются на добычу, то это удел дикого животного. А если мирно в ряд, один за другим идёт вереница козлов, а замыкает это шествие в мирной позе собака, то здесь очевидно, что собака гонит стадо домой, к хозяину.
 Огромное количество солнечных знаков в Саймалы-Ташских рисунках убеждает в том, что поклонение солнцу было ведущей формой религии. Здесь мы находим все обозначения солнечного культа, начиная от простых кругов и свастики и кончая солнцами-символами: солнце-человек, солнце-бык, солнечная колесница. Древние жители, обитавшие в предгорьях Ферганского хребта, почитали не только солнце, а и землю, и воду. В наскальных рисунках Саймалы-Таша это прослеживается также чётко, как и почитание солнца. В более поздних культах вода почиталась в образе рек. Возможно, земля почиталась в образе троп.
 К чисто земледельческим культам можно отнести и сцены пахоты. В рисунках Саймалы-Таша они изображались очень часто с неповторимым мастерством. Из животных в большинстве сцен пахоты участвуют только быки. Можно заметить, что бык постепенно становится объектом религиозных культов. В начале земледельческого периода тягловой силой были люди, в развитый бронзовый век силу человека заменяет сила быка. И, наконец, в наскальных изображениях Саймалы-Таша появляется бык-солнце.
 После краткого рассмотрения наскальных изображений Саймалы- Таша напрашивается только один вывод: петроглифы Саймалы-Таша – уникальный памятник древнего искусства, вершина творчества древних предков. Но когда мы смотрим на эти рисунки, невольно возникает вопрос, какие, же все-таки причины побуждали человека тратить столько труда на изображение козла, оленя, лошади? Можно предположить, что сделал он это в религиозных целях. Но только-ли в религиозных?   


Рецензии
Небольшая правка - в ста двадцати

Вадим Владимирович Зайцев   27.08.2017 08:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.