Фильм Рай

Фильм "Рай" снял режиссер Андрон Михалков - Кончаловский. В отличии от своего родного брата два его крайних фильма получили важные призы в Венеции, и были признаны в мировом киносообществе.
В основу этой истории положен реальный факт,  когда одна монахиня пошла в газовую камеру вместо другой женщины.
Но фильм нисколько не является байопиком, поскольку он построен в виде рассказа трех разных людей, и только в самом конце зритель понимают, кому дают показания эти люди.
Французский полицейский из вишисткой Франции, который подчеркивает, что он именно французский полицейский, а не сотрудник Гестапо.
Молодой и успешный штандартенфюрер, немецкий аристократ, подлинное украшение своей нации, который всех бедах  винит евреев.
И русская княгиня. Правда, княгиня она только по мужу, история ее происхождения довольно - таки мутная.
Ее посадил именно французский полицейский, а в лагере ее случайно встретил немец, с которым они до этого были не просто знакомы, а крутили роман. Немец решает спасти русскую, но это оказывается не в его силах, поскольку русская делает осознанный выбор, и от нее от этой земле ничего не остается, кроме надписи на кирпичной стене "Ольга". Так зовут эту странную русскую.
Погибают и другие два героя. Но в загробной жизни их ждет ад, потому что один приспособленец, а второй - просто заблудшая душа. Нацист в картине показан не плохим человек. Он - знаток и ценитель русской культуры.  И, наверное, если бы он родился в России, то был бы отличным русским, и был бы героем. Но он родился в бесчеловечном государстве, и разделил его ценности. И он погиб во всех смыслах этого слова.
История французского полицейского совсем другая. Это - типичный бюргер, приспособленец, которому нравится находится в семейном кругу, но он не прочь приударить за красивой женщиной. Но он соглашатель, и благодаря, таким соглашателям и происходят все мировые мерзости. Они занимают крайне удобную позицию, но такая позиция их и губит.
Фильм о природе человеческого зла и о природе добра. Автор задается вопросом, почему зло так легко творит, а добро творить сложно.  Как нормальные люди начинают творить это самое зло, и почему это зло находит такой отклик.
Это очень не простое кино. Не развлекательное точно, и требующее огромного участия зрителя.
Автор, я думаю, вполне осознанно, не показывает никакой жестокости. В картине нет сцен особого насилия, такая сцена, по сути, одна. Но это страшная картина. Запоминаются сцены на складе, когда от людей остаются очки, ботинки, предметы материального мира, а сами люди исчезли вместе дымом из крематория.
Фильм это еще и вопрос о том, возможен ли рай на земле. И авторы четко отвечают на этот вопрос. Рай на земле не возможен ни при одной социальной системе. И попытки построения этого рая оборачиваются всегда большим злом.   


Рецензии