Эпизод военных лет

автор мой отец
     Дмитрий Емельянович Ляшедько
(1926-2003)

 Шла середина марта 1945 года.На территории Венгрии разгорелись
тяжелые бои.Командование немецко-фашистских войск,сгруппировав большие
силы,пыталось взять реванш за поражение в сражении за Будапешт.
В это время я попал в часть,которую перебрасывали на подкрепление
на передовую.Погода,как это бывает в начале весны,была ненастной.
С утра дул сильный ветер,по небу неслись сильные тучи,разряжаясь
то холодным дождем,то мокрым снегом.
Мы сидели на скамейках грузовика,покрытого брезентовым тентом.
Наш взвод стрелковой роты состоял в основном из молодых ребят.Многие
из них были из Западной Украины,призванные в армию после освобождения от фашистов.
Вот рядом со мной сидит,уткнув нос в воротник шинели,Вася Кутелько из Львовской
области.С другой стороны ,всегда веселый,Саша Богданов с Орловщины,он уже
бывал в боях и,чтобы поднять у нас настроение,рассказывает смешные случаи
из фронтовой жизни.
Автоколонна движется медленно,часто останавливается.
Бойцы из передних машин выскакивают на дорогу,чтобы освободить ее от
разбитой техники.Когда такая остановка приходится в промежуток между
дождем или снегом,мы тоже высыпаем наружу,чтобы размяться.
Но вот разлетается команда
- По машинам!
И движение возобновляется.
Таким темпом мы движемся весь день.

Но вот машины остановились,открылся задний полог тента и голос
комвзвода обьявил-
-Прибыли,выходи строиться!
Было уже совсем темно.Автомашины развернулись и ушли назад.
Где-то невдалеке вдруг открыла огонь батарея.
Вспышки выстрелов выхватывали из темноты косо несущийся снег
и фигуры стоящих на ветру солдат.
-Товарищ лейтенант,-обратился кто-то к командиру взвода,-
долго нам тут стоять?
-Подождем,сейчас должен прибыть кто-то из расположенной здесь
части.
Наконец пришел командир роты,с ним несколько незнакомы нам офицеров
и солдат.
-Товарищи бойцы!-обратился к нам один из них.-несколько часов
назад мы отбили участок немецкой обороны.Сейчас вас проведут туда,
вы займете отбитые траншеи и подготовитесь к отражению атаки.
Утром противник попытается их вернуть, и ваша задача воспрепятствовать
этому.
После получасового марша по изрытому воронками полю,провожатый
обьявил-
-Ну вот,прибыли.Здесь проходит траншея,вот там расположены блиндажи.
Он повел нас по окопам,показывая,что где находится.Между тем шел снег,
то затихая,то вдруг сыпя  с новой силой.

Наконец мы разобрались в обстановке,рассмотрели,а вернее ощупали
линию окопов,ходы сообщения. Это были добротные,в полный рост
траншеи,обставленные деревянными кольями, с нишами для укрытия
и площадками для установки пулеметов.Местами они были разрушены
снарядами-это поработала наша артиллерия. Все сооружения обороны
были развернуты в нашу сторону и для отражения атак немцев надо
было провести переоборудование. Но о работе в такую погоду нечего
было и думать.Через некоторое время поступил приказ-
оставить в окопах боевое охранение,остальным укрыться в блиндажах.
Наш взвод занял один из них.
Это была вместительная землянка,покрытая несколькими накатами
бревен. Потолок  и стены были обшиты доской,вдоль стен с двух сторон
были установлены двухэтажные нары,в проходе между ними стояла
железная печка. Блиндаж располагался ближе к немцам,чем наше
боевое охранение. Это обстоятельство ,наверное, и послужило главной
причиной последующего события.

После ужина всухомятку комвзвода  дал команду отдыхать.
У входа в блиндаж был поставлен часовой,а внутри дневальный.
Первым часовым стал  Вася Кутелько, а дневальным я.
Было 22 часа. Вскоре все позасыпали. Я сидел у столика недалеко
от входа и рассматривал журналы,брошенные хозяевами.
На нарах кто-то во сне бормотал, кто-то  всхлипывал. Снаружи
завывал ветер.
Прошло более получаса. Вдруг дверь землянки открылась и в
помещение вошел человек. Весь он был залеплен снегом и нельзя
было понять кто это. На спине у него горбатился ранец,а в руках
он держал что-то вроде чемодана. Вот он поставил чемодан на пол,
двинув плечами,скинул ранец,поставил его на пол,откинул назад
капюшон с головы,наклонился и начал рукавицами отряхиваться от
снега.
-Donnerwetter,- проговорил он.
Да это же немец! Вот и характерная форма каски,и автомат шмайсер
висит на шее. На глазах блеснули очки. Сердце у меня екнуло,
во рту пересохло.Я медленно приподнялся и потянулся рукой к
автомату ,висевшему надо мной на гвозде. Ноги у меня дрожали.
Немец поднял голову и глянул на меня. Какое-то мгновение мы непод-
вижно смотрели друг на друга.Я, с поднятой рукой, уже держащей ППШ
за шейку приклада, и согнувшийся немец с блестящими очками на
глазах и рукавицами в руках.
В это время кто-то крикнул-
-Какого черта двери открыли, дует ведь!
Тут немец понял куда он попал и вдруг, дико взвизгнув, бросился за дверь.
Я рванул автомат с гвоздя, на ходу взвел раствор и выскочил вслед за ним.
Снаружи стояла такая снежная круговерть,что не видно было своей протянутой руки.
Куда,в какую сторону  убежал немец, определить было невозможно.
За спиной поднялся шум вскакивающих бойцов.
-Что случилось? Кто визжал, как резанный поросенок?-
обратился ко мне комвзвода.
Когда я рассказал о случившемся,он устроил нам,мне и часовому, разнос.
-Как вы могли пропустить в блиндаж врага? Он ведь мог наделать
большой беды!
-Товарищ лейтенант, вы же видите, что творится, не видно ничего.
-оправдывался часовой.
-Ладно, разберемся  с вами утром,а сейчас удвоить караул,остальным
отдыхать.
Мы вернулись в блиндаж.
На полу стоял ранцевый термос и большой пакет, обернутый плотной бумагой.
В термосе оказались еще теплые макароны,перемешанные с кружками
колбасы, а в пакете хлеб и мармелад.
После второго неожиданного ужина все повеселели и долго обсуждали
происшествие. Решили, что фрица послали за едой, когда блиндажи занимали
немцы. А назад он пришел во время бурана, и никто его не заметил.
-Товарищ лейтенант,за такой ужин ребятам надо медали дать, а не
наказывать.
Тут лейтенант что-то заметил на полу под дверью.
Он встал и поднял находку.
-На вот,вместо медали тебе, память о фрице.
И он протянул мне очки.
Немец их потерял, когда в страхе бросился  в дверь.
Стекла очков были круглые, выпуклые, сильно увеличивающие.
Видно, у  их хозяина было плохое зрение.

Утром с нами никто не разбирался, как  обещал лейтенант. Сначала мы
отбивали атаку немцев,а потом сами пошли в наступление.

Погода наконец успокоилась, наступили теплые дни, небо стало ясным,
солнце приятно пригревало.
Прошло две недели с той памятной ночи.
Кончилось сражение на Венгерской равнине. Немцы были разгромлены
и наши войска вступили в Австрию.
Однажды,после короткого боя, мы вошли в небольшой городок.
На улицах было безлюдно. Жители прятались в подвалах и убежищах.
Wir kapitulieren nicht!- гласила надпись большими
буквами на стене. С окон домов, с балконов свисали белые простыни,
в знак полной капитуляции.
Мы, небольшими группами,с оружием наизготовку продвигались
к центру. Вдруг из калитки одного двора вышли два немецких
солдата. Увидев нас, они бросили оружие и подняли руки.
-Война капут, Гитлер капут, плен, плен.-заговорил один из них.
Мы подошли  к ним. Один из них был пожилой, другой был молодым и вел
он себя как-то странно. Крутил головой, моргал глазами, что-то тихо говорил
старшему, а когда я приказал идти за  мной, он часто спотыкался
и хватался руками за напарника. Я подумал, что это  у него от страха,
но потом понял, что он плохо видит. Тогда я достал из кармана
гимнастерки потерянные немцем в блиндаже очки и протянул ему.
-Nehmen Brille,- сказал я ему.-возьми очки.
Фриц, как я узнал позже,его действительно звали Фриц, взял очки,
ощупал их, несколько раз провел пальцами по оправе, как бы ища
знакомые ему царапины. Потом быстро, дрожащими руками надел их.
Лицо его сразу преобразилось, он заулыбался, раскраснелся.
И вдруг,упав на землю,стал быстро что-то говорить. Владея
небольшим запасом немецких слов, я разобрал только
-Das ist miene Brille,meine Brille. Это мои очки.-
говорил он.
Вокруг нас собрался весь взвод. И все мы поняли, да,это тот самый немец,
что две недели назад, в ту буранную ночь приходил к нам.
-Товарищ лейтенант,-обратился я к подошедшему комвзвода,-
вот это  тот самый фриц, что приносил нам ужин. Вот ,смотрите, те очки,
что вы нашли на полу блиндажа, подошли ему. Это его очки.
Тут подошел Вася Кутелько, и тыкая пальцем немцу в грудь, сказал-
-А макароны были гут.
-Ja,ja, ich brachte Makaronen min Wurst,- залопотал немец.
Сомнений не было, это был наш ночной гость.
Тем временем наступила пора обеда. Подошла походная кухня.
Налили нашего борща и пленникам. Они повеселели, поняв, что жизни
их уже  не угрожает опасность, и с аппетитом хлебали из котелков.
Я смотрел на "своего" немца  и думал-
"Если бы в ту ночь, в свое первое дежурство, я не повесил автомат
на гвоздь, а держал бы его перед собой на столике,
хлебал бы ты щи на том свете."
Я не чувствовал к нему никакой вражды.
Фриц посматривал на меня сквозь стекла  очков,как будто понимал,
о чем я думаю.
**


Рецензии
Правдивая история.

Александр Жданов 2   22.04.2017 16:29     Заявить о нарушении