Витторе Карпаччо. Две венецианки

   Витторе Карпаччо. Две венецианки.Около 1510 г. Дерево, масло, 94,5 х 63,5 см Музей Коррер, Венеция.

    Картина по сей день привлекает к себе любителей живописи и искусствоведов. Что же такое интересное здесь изображено?

ВОПРОСЫ.

    ПЁТР ВАЙЛЬ назвал Витторе Карпаччо "гением места" Венеции, ее хранителем и добрым духом.Что влечет к полноватым теткам, грузно усевшимся на алтане (алтана - терраса на крыше венецианского дома – М.А.) с собаками и птицами, почему нельзя оторвать глаз от их лиц и взглядов, застывших в вечном ожидании неведомо чего?» - задается вопросом .Петр Вайль, размышляя в своей книге «Гений места» о картине венецианского художника Витторе Карпаччо (ок.1460-1536) «Две венецианки».

Почему именно эту картину Джон Рёскин, властитель дум художников и эстетов 19 столетия, назвал «прекраснейшей
картиной в мире»?

     Почему именно она висела в мастерской Амедео Модильяни?
Почему в Венеции, которая, как лагуна - водою, наполнена прекрасными творениями великих живописцев, этой небольшой скромной картине выделено почетное место в музее Коррер?

Постараемся разобраться с деталями этого интересного сюжета.

О КАРТИНЕ.

    Две женщины, молодая и пожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев. С легкой руки Джона Рёскина этих женщин в течение всего 19 века считали преуспевающими венецианскими куртизанками.

      В этом заблуждении были в первую очередь повинны детали одежды: слишком откровенные декольте и пара лежащих на полу венецианских цокколи – туфель или шлепанцев на очень высокой платформе. Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианские
куртизанки.

         Более того – изображение на картине пары обуви символизирует супружество. «Прочитав» детали картины как символы искусствоведы нашли сразу несколько весомых подтверждений того, что мы видим перед собой вовсе не куртизанок, а верных жен.
               Белый платок в руке младшей дамы - не призывный знак для кавалера, а символ чистоты, равно как и жемчужное ожерелье. Миртовое деревце в верхнем правом углу, а также собаки – символы супружеской верности; гранат, лежащий на балюстраде, обозначает плодородие и процветание; двое голубков и попугай – атрибуты Девы Марии, кроме того,попугай на семейных портретах символизирует супругу. Возможно, изображения птиц имеют еще какое-то аллегорическое значение, связанное с характерами или именами женщин.

СТРАННОСТИ.

    Если присмотреться,то видно,что картина обрезана. Слева – «за кадром» оказалась почти половина фигуры мальчика, от большой собаки на картине остались лишь фрагменты морды и передних лап. Не сразу бросается в глаза, что картина обрезана и сверху: стебель в вазе уходит за раму, а самого цветка на картине нет.

        Что, кроме собаки, было изображено слева, кто составлял компанию двум венецианкам, мы пока не знаем, и, возможно, не узнаем никогда. А вот верхняя часть картины счастливо обнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Авторитетная исследовательница итальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительно Карпаччо) «Охота в лагуне».

       Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварски разрезанное. Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок»продолжается в «Охоте». Цветок стал еще одним доказательством того, что Карпаччо изобразил отнюдь не куртизанок: это белая лилия, символ Девы Марии. И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы: мужей-охотников.Использованы материалы сайта
http://marinagra.livejournal.com/57511.html

ОБ ОХОТЕ И ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ КАРТИНЫ В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ.


Рецензии