Марфа и Мария

Из всех библейских притч, над которыми я больше всего размышляю в последнее время, пожалуй самая противоречивая - притча про Марфу и Марию. Эти две женщины, как две противоположности одного человека во мне, ведут день и ночь свой неустанный диалог. В Библии приоритеты расставлены так, что Марфа - человек заземленный и думающий только о том, как накормить-разместить-уложить почетных гостей ее дома. Она вся в домашних хлопотах, конца и края которых не видно... "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно..." - сказал ей Господь тогда...
Вторая - Мария. Та, что слушает Господа, внимает, собирает внутренний урожай, та, что слышит и слушает, та, что может на этой тонкой внутренней струне ответить миру своей мелодией души... И именно ее, такую Марию, Господь привечает со словами: "Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее".

Две сестры, как две ипостаси... моей души. Женской души.

До рождения сына Мария была мне близка по духу и сердцу, я видела этот сюжет внутри себя именно так, как написано в Библии. Вот одна из сестер, Мария, бросив все, наполняет сердце свое духом и светом, внимает Господу, говорит с ним и задает вопросы... А вторая? Вторая что то кашеварит на кухне, деловито громыхая кастрюлями и тарелками, подсчитывает сколько чего из продуктов положить в блюда для гостей, расстилает постели, моет посуду, да еще и сердится на сестру, что она ей не помогает. Что с нее проку? Неужто она не может и вправду прерваться от своих суетных дел и послушать Господа?

А потом... у нас родился сын. Долгожданный, и совсем не похожий на малыша из далекой картинки-мечты. Реальный, местами суровый, крепкий, целеустремленный мужчина. Не щекастый милый малыш, а именно мужчина, только в маленьком младенческом теле. Я ушла от всех дел в декрет, поначалу еще думая, что вот он немножко подрастет и тогда... а что тогда? Тогда я вернусь - верну себе - ту самую внутреннюю Марию, которая так сильно отзывалась в моей душе много лет, ту, что звала меня слышать и слушать людей, со всеми их нуждами и горестями, ту, что тянулась к свету, солнцу, тонкой ноте в сердце...

Но... прошло время, и место Марии прочно заняла Марфа! Да! Та самая  полноватая женщина, управляющая домом, постоянно разгребающая списки домашних дел, думающая, как совместить это, то и вот то, в один день, или час, или не совместить, но чтобы точно успеть с этим у ужину... Не скрою, большой и внезапный вынужденный переезд с малолетним ребенком на руках призвал внутреннюю Марфу к жизни, и она прочно завладела ею, да как ловко! Теперь моя жизнь состояла не из любимых книг, посещения храма в то время, когда я хочу, не из пения в хоре, не из гостей, теплых встреч и посиделок. Теперь она состояла вся или почти вся из расписания моего сына, который категорически отказывался идти мне навстречу, только если оставался с мужем, пока я могла отдохнуть на несколько часов вне дома.

И тогда я поняла... нет в этой притче плохих и хороших персонажей... Даже не так - нет того, что не было бы обусловлено чем -то... Ведь пока сын не родился, я особо не думала - каково это, несколько лет провести дома, занимаясь преимущественно сыном и хозяйством.... Я просто не понимающе смотрела на эту Марфу - а вместе с ней на судьбы многих женщин в России  в декрете - и недоумевала - а что такого они делают? В чем тут сложность? В чем служение? В чем - послушание? Я отзывалась всем сердцем на Марию, ибо сама жила долгое время как она - изучая, погружаясь, наполняясь тем, что меня привлекало, не будучи обязанной делать что-то для кого-то...

Марфа... Это она незаметно, день за днем, час за часом, убирает игрушки, гладит белье, готовит, по 20 раз в день подметает и моет пол... Это она думает, какая одежда есть в шкафу, что постирать, а что заштопать. Это она помнит, что ест сын, что муж, а что - кошка. Это она думает, как сделать праздник теплым, подарок - желанным, обед - вкусным. Это она ходит в магазин, уносит мусор, застилает постели... Прости меня, Марфа, я осуждала тебя, не зная, как много ты,оказывается, делаешь для других! Прости, что ты была для меня странной, незнакомой, смешной... Прости, что я не ценила твой труд, твои старания. Прости, что оценивала тебя по внешности, по уму, по тому, что ты говоришь, а не по тому, что ты делаешь, и как становится тепло другим - благодаря тебе!

Мария... И ты прости меня, Мария... Прости, что идеализировала тебя, что хотела быть на тебя похожей, не думая, кто нуждается в моей заботе и тепле. Прости, что уже давно - 3 года  - вспоминаю о тебе по остаточному принципу - есть свободный час в тишине, значит, можно подумать о вечном, о высоком... Прости, что думала, будто бы  можно  совместить - твою звенящую чистоту души и как-нибудь заодно быстренько успеть сделать все свои земные дела и обязанности... Прости, я ошибалась.

Я помню о тебе, Мария, помню... Скучаю... Скучаю по возвышенно-звенящему апрелю, по Пасхе в храме, по чистоте веры, по силе порыва... По тому, с какой самоотверженностью я жила когда-то, думая, что так будет всегда... Прости, меня Мария, я просто не знала, каково это - быть Марфой. А когда узнала поняла - вы обе правы, и у каждой из вас своя правда. Одна нужна, чтобы послужить ближним своим, не рывком, не порывом, но ежедневным тихим, незаметным трудом... Другая - чтобы не врасти в землю по пояс, чтобы не потерять себя как душу, в этой бесконечной череде дел...

Марфа... Я - Марфа. Сейчас, сегодня, и завтра тоже. Малыш еще очень мал, и дел еще очень много. Да, он один, а было бы их двое или трое... Я Марфа - когда просыпаясь утром, я понимаю - вот список дел, что нужно сделать, чтобы спокойно прожить этот день. Я Марфа - когда я понимаю, что нужно сделать в течение недели, месяца, года. Как заплести эти дела в единый список, как не забыть важное, и отделить второстепенное. Как сохранить доброе настроение и выдержать неприятности. Я - Марфа. И я справлюсь с этим. Да, я завидую. Я завидую себе же, себе - в ипостаси Марии. Но быть может, это еще вернется? Нет. не так - может, откроются новые грани во мне, и я пойму, как теперь совмещать Марфу и Марию - в себе? Пока что они занимают очень разное пространство внутри меня. И чаще всего, на вопрос "Кто я?" я отвечаю - "Я Марфа".

Но все же... Когда в ночи я пишу письма моим близким созвучным людям, когда звоню им и слышу их голоса - я Мария! Да! Это бывает час в день, или может два... Но это все же есть! И это - такое счастье! Поддерживать, утешать, искать вместе с человеком ответ на его вопрос... Подбирать слова и образы... Перечитывать любимые книги, чтобы подобрать фразу - ключ для чьей то души! В такие моменты мои глаза светятся счастьем... И я слышу внутри себя "Я- Мария". Спасибо, мои дорогие, что рядом с вами я - Мария... А значит, все таки я не врастаю в землю всеми своими делами, корни мои в земле, но душа благодаря вам - в небе! Я - Мария, когда мне есть что дать вам, что сказать, когда вы спрашиваете не банальное "как дела", а то, над чем хочется поразмыслить вместе с вами, подумать, послушать себя, чтобы найти и ваш, и свой ответ...

Мария и Марфа...
Марфа и Мария...
Две половинки женской души...
Спасибо вам, за ваше щедрое вложение в меня!
Библейской притче о вас 2000 лет, а вы такие живые для меня!
И пусть для каждой из вас найдется в моей жизни достойное место!


Рецензии