Героизм маковеев Массада

Массада / Масада (Мецада)
[missing-Hebrew] [Английский]
Крепость Массада... Последний оплот и надежда Великого восстания против римлян (1-я Иудейская война)... Легендарные события двухтысячелетней давности, леденящая душу повесть о воинах, предпочетших самоубийство поруганию и рабству. История, начавшаяся в суперукреплённом убежище «со всеми удобствами» царя Ирода Великого и прошедшая через вехи дерзости и ревности Народа Торы, замкнулась в наши дни на марш-бросках юных бойцов, с первыми лучами солнца завершающих восхождение на вершину славы...

Массада (Масада) или на иврите Мецада - имя собственное этой уникальной крепости-скалы, несомненно имеющее в иврите также и общий корень со словом «мецуда» – универсальным понятием крепости или цитадели. Массада расположена вблизи города Арад, у шоссе Эйн-Геди – Эйн-Бокек, в непосредственной близости от южного побережья Мёртвого моря. На вершине одной из скал Иудейской пустыни, возвышающейся почти на полкилометра над Мёртвым морем, в 25 году до н. э. царь Ирод Великий (также: Ирод I Великий или Геродус сын Антипатра), потомок обращённых в иудаизм идумеев, соорудил убежище для себя и своей семьи, значительно укрепив и достроив уже существовавшую здесь крепость хасмонейского периода.

Раскопки на территории Массады обнаружили большое количество сооружений периода правления царя Ирода, в числе которых – потрясающие дворцы, банный комплекс, продовольственные, хозяйственные и военные склады, тщательно спланированная система водохранилищ и водоснабжения, причём многое из найденного было добротно восстановлено в той или иной степени. Также обнаружены и прекрасно отреставрированы сооружения периода зелотов или ревнителей (канаим – ивр.), со 2-й половины I в. до н. э. и на протяжении I века н.э. любыми средствами и методами боровшихся против эллинистического влияния и римской оккупации, в том числе – оборонительную систему защитников крепости, а также практически весь, причём исключительно хорошо сохранившийся римский осадный комплекс (по мнению многих специалистов являющийся наиболее показательным в мире образцом подобной системы).

Не секрет и то, что ко всем этим невообразимым древностям, да в придачу к ним потрясающим скалисто-пустынным пейзажам идёт «в нагрузку»... ещё более захватывающее историческое повествование. Одним словом, удовольствие от экскурсии на Массаду гарантировано по любым мыслимым и немыслимым меркам.

На протяжении двух последних миллениумов Массада служила образцом и символом стойкости иудеев против посягательств чужеземных захватчиков и их уверенности в том, что для борьбы за свободу следует использовать любые методы и средства. В период, непосредственно предшествовавший основанию государства Израиль, Массада сделалась настоящим объектом паломничества для отрядов молодёжных организаций и ПАЛЬМАХа (ударных бригад еврейской самообороны периода Британского мандата), превратившись в символ утерянной на тысячелетия, но возрождающейся из пепла независимости (согласно известному девизу: «В крови и пламени Иудея пала, из крови и пламени Иудея возродится»). Невзирая на наличие канатной дороги, давным-давно уже обеспечивающей комфортный подъём на верхотуру, многие люди и сегодня, даже целыми семьями и, конечно же, молодёжные и боевые отряды – считают своим святым долгом пешим ходом взобраться на Массаду по легендарной «Змеиной тропе».

В последние десятилетия в научной и околонаучной среде разгорелись дискуссии вокруг пресловутого массового самоубийства ревнителей-зелотов в полыхающей и рушащейся под натиском римлян Массаде в канун праздника Песах 73-го г. н.э. Однако, какова бы ни была Ваша личная позиция в данном вопросе, подъём на Массаду, будь то по канатной дороге или по тропе через осадный вал, а то и по «Змеиной тропе» (кстати, заново обнаруженной лишь в 1953 году), обход древних объектов и сооружений, осознание величия и великолепия цитадели, просмотр фильмов и грандиозного мультимедийного зрелища – всё это станет для Вас действительно стоящим и расширяющим горизонты мероприятием.

Массада представляет собой скальное плато ромбовидной формы, грандиозно вздымающееся над окрестностями на высоту порядка 450 метров над Мёртвым морем (и порядка 50 метров над абсолютным уровнем моря). Длина плато Массада – ок. 600 метров, максимальная ширина – ок. 300 метров. На Массаду можно подняться сегодня с двух сторон. Прибывающие со стороны Иерусалима используют подъем с востока: либо по канатной дороге, либо пешим ходом, по «Змеиной тропе» (Швиль а-Нахаш). Приезжающие же со стороны Арада поднимаются с запада по более короткой, но крутой тропе, проложенной через осадный вал, насыпанный не кем иным как самими... древними римлянами!

Массада и её история неоднократно и подробно упоминается во всемирно известных трудах еврейско-римского историка Иосифа Флавия (Йосеф бен-Мататияху, 37-100 г.г. н.э.), но также и в книгах других древних летописцев. Флавий сообщает, что первым правителем, сделавшим Массаду укреплённым пунктом, был Великий коэн (первосвященник) Ионатан Хасмоней, причём, существует мнение, что Флавий имел в виду Александра I Янная, царя и первосвященника Иудеи из династии Хасмонеев, ивритское имя которого также было Ионатан, и монеты времен царствования которого (103 – 76 г.г. до н.э.) были обнаружены в крепости. Затем, в 37 году до н.э., в Массаду бежал новоназначенный в том же году (решением римского сената) царь Ирод Великий, преследуемый последним хасмонейским царём и первосвященником Маттафией Антигоном II (Матитьягу Антигон, правивший с 40 по 37 г.г. до н.э.).

Царь Ирод (он же: на ивр. Hordos, а на лат. Herodus) укрыл здесь также весь свой клан и 800 человек свиты и охраны. Через некоторое время Ироду удалось, оставив в Массаде семейство, проскользнуть через заслоны и отплыть к своим римским покровителям. Тем временем, неослабная блокада, осуществлённая иудейским царём, чуть было не привела укрывшихся в крепости людей к гибели от обезвоживания. Однако, в самый критический момент начались спасительные дожди, снова наполнившие устроенные в Массаде водохранилища. Вернувшийся затем из Рима Ирод, поднялся со своей дружиной к Массаде и снял с неё блокаду. После этих событий Ирод превратил Массаду в совершенно автономный и исключительно укреплённый замок-убежище, наполнив его всевозможным дворцовым изыском и комфортом, таким как, например, банный комплекс, видовые террасы, огромные склады и пр. и расквартировав здесь многочисленную прислугу и охрану.

После смерти Ирода Великого в Массаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 г. н.э., год, в который разразилось Великое восстание против римлян (1-я Иудейская война). В крепость ворвались ревнители-зелоты во главе с Менахемом Бен-Йегудой Галилейским и перебили весь её гарнизон. После убийства Менахема бен-Йегуды идеологическими противниками в Иерусалиме в Массаде нашёл для себя пристанище приходившийся Менахему племянником Эл’азар Бен-Яир, в 67-м году возглавивший здесь отряд защитников крепости, состоявший из наиболее экстремистски настроенных зелотов, т.н. сикариев, укрепившихся и фактически заперших себя здесь по ставший для них фатальным 73-й год.

В 72-м году, после того, как уже вся Иудея была покорена, разграблена и разрушена римлянами, включая и Иерусалим, 10-й римский легион под предводительством прокуратора Флавия Сильвы обосновался вокруг Массады и блокировал её со всех сторон. Осада продолжалась долгие месяцы и весьма затруднялась для Сильвы логистическими сложностями с подвозом продовольствия и воды для своих людей. Не менее девяти тысяч рабов-евреев прокладывали дороги, носили землю и волокли стволы деревьев для сооружения осадного вала, насыпаемого в ущелье с запада от крепости. На этой насыпи, поднятой, согласно Флавию на 100 м, римляне построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, уравнявшую его с крепостной стеной, что позволило им, в конце концов, расшатать её и пробить брешь. Как уже указывалось, осадный вал прекрасно сохранился до наших дней, и по тропе, проложенной через него, можно подняться в крепость в запада.

В ночь, предшествовавшую пробою стены, Эл’азар Бен-Яир убедил зелотов не сдаваться на милость победителя и погибнуть свободными людьми, наложив руки как на себя, так и на своих жён и детей. Иосиф Флавий красноречиво описывает полную драматизма речь, произнесённую перед соратниками Эл’азаром Бен-Яиром, освидетельствованную, по утверждению Флавия, двумя женщинами и пятью детьми, спрятавшимися в одном из водохранилищ и затем сдавшихся римлянам, поднявшимся с зарёй на плато. Ужасающая и леденящая кровь история, по размаху своему, пожалуй, не имеющая аналогов в мировой хронике: каждый воин собственноручно перерезал горло своей жене и детям... Затем были выбраны по жребию десять исполнителей, перерезавших горло всем мужчинам – защитникам крепости... Общее число всех умерщвлённых было порядка 960 человек. Затем они сожгли все драгоценности и всё, сколько нибудь ценное или полезное, кроме продовольствия, дабы не подумали римляне, что голод подстегнул их к самоубийству. Наконец, один из десяти, также выбранный по жребию, умертвил остальных, поджёг крепость и пал на свой меч.

Здесь уместно пояснить, что иудаизм расценивает самоубийство как тягчайший грех и, следовательно, выбранная зелотами «тактика» умерщвления фактически свела количество самоубийц среди них к одному единственному человеку. Иосиф Флавий также повествует, что взошедшие, наконец, на Массаду и приготовившиеся было к жестокой схватке римские воины, вдруг осознали, что им здесь некого захватывать и нечего грабить (мародёрство составляло привычный и желанный трофей и награду за доблесть) и были поражены увиденным зрелищем, силой духа, стойкостью и преданностью своим идеалам защитников крепости...

И, тем не менее, несмотря на, казалось бы, очевидный факт беспримерного мужества и героизма, в иудаизме самоубийство никак и ничем не может быть оправдано и не может прослыть за «смелый» или «благородный» поступок, тем более, что защитники Массады убили своих жён и детей, не спрашивая их согласия, преступив еврейский закон и этим актом.

Вслед за описанными событиями в Массаде на несколько лет снова разместился римский гарнизон, затем, спустя столетия полного запустения, в V-VI в.в. здесь, в пещерах, поселились несколько византийских христианских монахов, устроивших также кельи как внутри, так и рядом с разрушенными зданиями. Они же возвели в Массаде византийскую церковь и пребывали здесь более сотни лет. С уходом монахов, Массада снова стала необитаемой и была заброшена вплоть до наших дней. Интерес к Массаде и её легендарной истории был возобновлён в новое время двумя американскими исследователями, А.Робинсоном и А.Смитом, в 1839 г. разглядевшими этот археологический объект со стороны Эйн-Геди, идентифицировавшими его с Массадой и ассоциировавшими его с повествованиями Иосифа Флавия...

По материалам интернета.


Рецензии