Наша архивно-музейная практика в Ленинграде-городе

3-я наша летняя практика была архивно-музейная.
И проходила она в ЦГИА СССР и музеях Ленинграда – прекрасного города на Неве.
Города, воспетого поэтами.
Города неувядаемой славы.
Города - колыбели Великой Октябрьской социалистической революции.
Города - героя, разгромившего и отогнавшего врага от своих стен, выдержавшего 900-дневную блокаду.
Одного из красивейших городов мира, где можно увидеть замечательные памятники русского зодчества, великолепные ансамбли площадей, улиц и набережных, несметные сокровища множества музеев.
Продолжалась эта практика с 3-го по 30-е июля 1984 года.

* * *

Группа наша состояла из 11-ти человек.
Вот они – любители архивов и музеев: Валя Бабенко, Анжела Смелянская, Лена Шнырко, Олег Дячок, Лариса Кочеткова, Гена Замула, Алла Попова, Наташа Кондратюк, Света Посмык, Сергей Черниченко и ваш покорный слуга.

 Нашими руководителями были:

 -  Анна Кирилловна Швыдько.
Это - Великий Труженик. Человек, которая сама себя сделала. И патриот Украины.
Это она на своих лекциях по истории Украины пробудила у меня интерес к истории запорожского казачества.
К слову. Я не только сам увлёкся этой темой. Но и, в будущем, став учителем истории,  пытался, как мог, заинтересовать историей родного края своих учеников.
Все годы работы в школе я вёл кружок юных историков-краеведов.
С ними мы изучали историю родного края, ездили в экскурсии, ходили в туристические походы по местам Запорожских Сечей.
 Тех Сечей, о которых я впервые узнал от Анны Кирилловны…

-    Евгений Абрамович Чернов.
 Очень эрудирован, талантлив, остроумен, доброжелателен, деликатен, тактичен, скромен. Было с ним легко и интересно.
 К слову. Через много лет мы с ним встретились в стенах Днепропетровского юридического лицея. Там проходил 7-й областной конкурс «Учитель года – 2002».
Оказывается, он там преподавал лицеистам (когда у него не было лекций в университете).
Пообщались, вспомнили Ленинградскую нашу «эпопею».
Он всей душой болел за меня. И после 1-го конкурса, вручил мне листочек.
Там были написанные им строки:

Маг, волшебник, чародей –
У него полно идей.
Приходи к нему учиться,
В кого хочешь превратится.
Махара-Бахара –
Знает право детвора.
Бахара-Махара.
А теперь в поход пора!
Для детей он, как отец,
Вах, Равиль, ты молодец!!!

 Что и говорить, приятно было от него получить такую высокую оценку моих скромных способностей.
Ну а на прощальной вечеринке, на пару с ним мы даже сыграли юмористическую сценку и спели песенку шуточную…

Вообще, надо сказать, что нам с нашими руководителями очень крупно повезло.

         Следует отметить, что устроились мы в граде Петра просо замечательно.
Проживали  в здании бывшего святейшего Синода.
 А глотали архивную пыль в здании бывшего Сената…

* * *

Совсем недалеко от нас, буквально в пяти шагах - на площади Декабристов (бывшей Сенатской) -  Пётр I поднял на дыбы своего Медного скакуна.

Хотелось бы немного подробнее рассказать об этом памятнике основателю города Петру I.  Всё-таки он является символом «Северной столицы».
Памятник в любое время производит сильное впечатление. Особенно, когда находишься спереди его. Начинает казаться, что конь мчится прямо на тебя, грозя растоптать своими бронзовыми копытами.
Царь изображён скачущим на вздыбленном коне. Он облачён в античный плащ и русскую рубаху. Пётр восседает не в богатом седле, а на звериной шкуре (символ «подмятой», «медвежьей Руси»). Лавровый венок на голове и короткий меч у пояса свидетельствуют, что это воин-победитель. Он властным, уверенным жестом остановил поднявшегося на дыбы коня.
Конь, стремительно взлетевший на крутую скалу, застыл над обрывом.
 Под его копытами – растоптанная змея – символ зла и коварства.
Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая рывком подняла на вершину своего гребня всадника.
Форма пьедестала в виде волны олицетворяет связь образа Петра с борьбой за выход России к морю.

 «Герой и конь сливаются в прекрасного кентавра…» - писал об этом памятнике Петру I Дидро...

А запечатлеть образ Петра I в камне решила Екатерина II.
 Ей хотелось подчеркнуть свою преемственность делу Петра. Именно через этот памятник она провела параллель поколений, судеб и величия.
Императрица обратилась за советом к французским просветителям, столь близким её сердцу и двору.
В частности, к Дени Дидро и Вольтеру.
 Знатоки своего дела выбрали Этьена Фальконе, как одного из самых амбициозных скульпторов Франции.
Мастер с радостью принял предложение русской императрицы, бронзовый Пётр должен был стать его величайшей работой, прославить его на весь мир.
 Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей.
 Например, она требовала, чтобы Пётр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император.
 Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке.
А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами.
Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий».
Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».
Фальконе очень дотошно работал над образом Петра.
 Он по максимуму собирал исторический материал, работал в архивах, изучал документы, встречался с людьми, общавшимися с императором лично.

 Одна из легенд гласит, что скульптор даже провёл ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду. И там дух самого Петра предстал перед ним. И Фальконе вынужден был держать экзамен. Петра ответы француза удовлетворили. А скульптор обещал служить царю верой и правдой и создать памятник, достойный великого государственного деятеля.

«Медным» всадник стал после того, когда замечательная поэма Пушкина появилась в свете. Именно благодаря  Александру Сергеевичу этот прекрасный памятник поэтично назван «Медным всадником». С тех пор его так и называют.
На самом же деле статуя  сделана из бронзы.
Надо сказать, что лицо Петра лепил не сам Фальконе, а жена его сына — Мари Анн Колло.
Девушка была всего лишь ученицей скульптора, но со своей задачей справилась виртуозно.

Частью монумента является Змея.
Её, кстати, ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев.
Змея является третьей точкой опоры скульптуры.
В символике того времени она означает зависть, вражду, препятствия, чинимые Петру и попранные им.

Существует множество легенд о «Медном всаднике».
Приведу одну из них.
В 1812 году, во времена наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти монумент в Вологодскую губернию.
Однако безвестного майора Батурина стал преследовать один и тот же сон.
Сон, в котором статуя оживает, сходит со своего постамента и скачет на Каменный остров, где тогда во дворце жил император.
Александр I выходит навстречу своему царственному предку, и Пётр ему говорит:
 «Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию! Но, покуда, я на месте, моему городу нечего опасаться».
Всадник поворачивает назад, и слышно только, как цокают металлические копыта по камням мостовой.
 Об этом сне доложили Александру I.
 Он был так впечатлён, что отменил эвакуацию памятника.
И действительно, Наполеон до Санкт-Петербурга не дошёл.

В годы Великой Отечественной войны среди ленинградцев была популярна легенда, что, пока памятники Петру и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдёт в город.
И действительно, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград.
А сами памятники сохранились невредимыми.
Правда, «Медного всадника» всё же укрыли от немецких бомб и снарядов: обшили досками и обложили мешками с песком…

Если получше так присмотреться, то в изображении Петра можно увидеть Георгия Победоносца.
И, действительно, все каноничные детали соблюдены:
-   всадник на вздыбленном коне;
-  змей — символ побеждённого врага;
-  развивающийся плащ;
-   рука, направленная вперёд.
Не хватает только копья. Вместо него волны, которые олицетворяют стихию, хаос.
Но «Медный всадник» усмирил своего строптивого врага, превратив его в оружие.
Он создал флот, которого никогда не было в России.

Есть и другие трактовки памятника.
Говорят, что Пушкин намекал на Александра Македонского и на его коня Буцефала или на Перуна Громовержца.
Иногда доходит до крайности, и можно услышать о том, что перед нами один из Всадников Апокалипсиса…

* * *

Чуть дальше устремился в заоблачную высь, горя золотом в сиянии солнечных лучей шпиль Адмиралтейства, увенчанный ажурным корабликом.
Фасад длиной более 400 метров разделён на 3 части – центр с башней и 2 крыла.
Здание украшено скульптурными фигурами, которые аллегорически изображаю русские реки, страны света, мифологических героев,  богинь.

Трошки пройти – и оказываешься на Дворцовой площади.
 Название площади дал Зимний дворец, южным фасадом своим выходящий на площадь.

Здесь – на площади - в ознаменование победы России над Наполеоновской Францией была сооружена триумфальная Александровская колонна.
Она высечена из гранитной скалы. А доставили её сюда на специальных плотах-баржах.
Колонна, созданная по проекту архитектора Огюста Монферрана, вознеслась над площадью на высоту 47,5 метра.
 Она ничем не закреплена и держится на пьедестале силой собственной тяжести.
 Венчает гранитную колонну фигура ангела с крестом, попирающего змею, символ побеждённых врагов.
С лёгкой руки Пушкина этот монумент все стали называть – «Александрийский столп».

 Когда стоишь спиной к этой колонне, то перед тобой предстаёт величественный Зимний дворец.

Зимний дворец принадлежит к шедеврам елизаветинского барокко и его по праву можно считать главной достопримечательностью города.
Интересно, что когда-то по указу Николая I было запрещено возводить постройки выше Зимнего дворца. Все равнялись на резиденцию русских императоров — так Дворец стал лицом города, определяющим архитектурную моду Петербурга.

Почему дворец называют Зимним?
Во-первых, он был построен зимой.
А во-вторых, русские императоры жили здесь именно в это время года.
Так что Зимний дворец стал символом превосходства человека над стихией, природой, над русскими морозами.
 В этом месте можно не только укрыться от любых бурь и ветров, но и рассмотреть удивительные по красоте интерьеры.

Внутри Дворца много золота, света, а благодаря огромному количеству зеркал пространство всё время расширяется.
 Русские императоры не любили лежать без дела. Поэтому в Зимнем дворце даже в лютую стужу принимали послов из разных стран.
Сегодня Зимний дворец не является обособленным объектом, он входит в комплекс зданий Эрмитажа — музея.
Дворец был возведён по проекту Растрелли в 1762 году.
На строительство дворца из всех губерний России согнали несколько тысяч различных мастеров. Для этой же цели откомандировали 3 тысячи солдат. Никто из царских чиновников не позаботился о жилье для строителей. Поэтому многие из них селились прямо на лугу перед будущим дворцом. В самом центре столицы появились шалаши и землянки.
Люди работали от зари до поздней ночи, а получали за свой труд ничтожную плату.
Строительство шло 7 лет.
Сам архитектор считал, что создает дворец для всероссийской славы.
Вдоль фасада со стороны Невы поодиночке и попарно стоят стройные белые колонны.
В ясные дни лучи солнца создают причудливую игру света и тени над окнами.
А на крыше более 100 скульптур придают великолепному зданию ещё большую парадность.
Необычайно привлекательно здание дворца днём, когда на зелёном фоне его стен выделяется белизна колонн.
 А вечером, освещённый тысячами огней, он кажется сказочным.
Зимний дворец…
От него веет шиком и беззаботностью.
Широта русской души и европейская упорядоченность, лёгкость и тяжесть, задумчивость и весёлость - эти противоречия рождают гармонию.
Зимний дворец стоит на берегу Невы. Любой человек, которого привлекает сказочный мир искусства, имеет возможность войти в него.

 А если не полениться, и пройти ещё чуток, то можно будет прогуляться по Летнему саду.
Этот парк был разбит на берегу Невы в начале 18-го века, когда Северную столицу только-только начинали застраивать.
И стал самым первым садом в новом городе.
Там для императора была возведена летняя резиденция, дошедшая до наших дней.
Это -  «Летний дворец» Петра I.
Он был заложен в 1704 году по указу Петра I, принимавшего участие и в его проектировании.
И считается одним из самых старых зданий в Ленинграде.

Слева от нас несёт свои холодные воды в Балтийское море Нева.
 Справа радует глаз красотой и блеском несравненный Исаакиевский собор.

* * *

         Не успели мы приехать и сразу же, как говорится, с корабля да  на бал.
Наташе Кондратюк стукнуло 20 лет.
Как полагается, отметили это дело.
После чего пошли гулять на Набережную.
 А народу там – тьма-тьмущая!
Везде и всюду слышны песни, звон гитары.
Именно тогда как раз входил в моду Александр Розенбаум.
Продают мороженое.
И всё это – в 2 часа ночи!

А какие ночи здесь необыкновенные, удивительные!

• Вот как описал их великий Пушкин:

Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Не зря зовут их «белыми». В самом деле, можно книжки читать.
Солнце не совсем заходит за горизонт даже ночью, создавая незаметный плавный переход от заката к рассвету…

 Очень приятно в это время наблюдать на Неве за разводом мостов.
Ленинград не зря называют «Северной Венецией».
Ведь в городе на Неве насчитывается свыше 90 рек и 342 мостов.
Большой разводной Дворцовый мост – это гордость и символ города Ленинграда.
Дворцовый мост ночью разводится два раза в сутки.
Время развода - с 01:25 до 02:50 и с 03:10 до 04:55.
Мы, затаив дыхание, смотрели, как разводили мосты.
Вид на разведённый Дворцовый мост просто завораживает…

Вернулись мы в свои пенаты, аж, под утро.
И что ведь удивительно: никто тебе ни слова, ни полслова. Ни вахтёрш тебе, ни коменданта. Не то, что в нашей университетской общаге…

 Кстати.
Ближе к концу практики, мы отметили ещё один день рождения.
 На этот раз – Лены Шнырко.
Приехали её родители. Привезли столько всего вкусного. Так что погуляли от души. Оторвались, как говорится, по полной.
А потом пошли гулять по ночному городу.
 С нами были Кирилловна и Абрамыч.
Пришли в свои апартаменты после 3-х часов ночи….

* * *

         Каждое утро начиналось с того, что мы на пару с Геной Замулой, пока остальные наши ребята и девчата дрыхли, и досматривали свои сладкие сны, пробегаем свой небольшой кроссик.
Сначала по Набережной.
Затем по Дворцовому мосту на Васильковский остров.
Потом ещё через один мост.
 Далее - трошки опять по Набережной.
И, наконец, пробегаем последний мост.
И вот, мы - на Заячьем острове.
 На песке, под стенами Петропавловки подрыгали руками-ногами - «Разговаривать не надо – приседайте до упада, да не будьте мрачными и хмурыми!».
 И - в Неву. Причём, в чём мать родила.
А на той стороне золотятся в лучах восходящего солнца купол Исаакиевского собора и шпиль Адмиралтейства.
Смотрит на нас – бесстыжих - своими окнами великолепный Зимний дворец.
Поплаваешь в холодной воде и такое после этого настроение классное.
Как у Высоцкого:
 «Бодрость духа, грация и пластика!»
Одним словом, лепота-а!
Одеваемся.
И, после этого,  штурмую стены Петропавловской крепости. Ведь я любитель острых ощущений.

Пару слов об этой крепости.
Именно от закладки 1-го камня Петропавловской крепости 16 мая 1703 года по приказу Петра Великого ведёт город историю свою.
Удивительная судьба этого защитного сооружения!
Крепость имела важнейшее стратегическое значение, однако «повоевать» ей так и не довелось.
С её стен не было сделано ни одного боевого выстрела…
Впоследствии она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России.
Один из первых узников - царевич Алексей, сын Петра I.
Здесь же находилась в заточении княжна Тараканова.
В 1790-х годах в крепостной тюрьме содержался Радищев, автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Эта книга продавалась в Большом Гостином Дворе. Один из экземпляров попал в руки Екатерины II, после чего она и повелела арестовать Радищева. Суд приговорил его к смертной казни, но императрица изменила приговор на ссылку. Вернуться в Санкт-Петербург Радищев смог только при Павле I.
При Павле I на территории Алексеевского равелина строится тюрьма, почти без фундамента на 20 одиночных камер. Эту тюрьму охраняли 50 солдат, которые не имели права покидать территорию равелина.
Первыми известными узниками здесь были декабристы - братья Бестужевы.
В этой тюрьме во время заключения Чернышевский написал свой роман «Что делать»…
В тюрьму Алексеевского равелина заключали без суда, только по решению царской власти…

       Ныне ежедневно с Нарышкина бастиона раздаётся полуденный пушечный выстрел…

После штурма крепостных стен мы держим курс к месту нашего обитания.

Прибегаем и ставим кастрюлю с водой на плиту.
Это мы супчик варим.
 Причём процедура эта повторяется ежедневно.  А иногда даже 2-3 раза в день.
Накупили целый мешок этих самых супов в пачках, благо копейки стоят. Вот и веселимся. Такая вкуснятина, что на другие блюда и смотреть даже не хочется.
Первые дни мы, конечно же, как и все нормальные люди, ходили в столовую.
Но потом видим: деньги тают ужасно быстро и нас надолго не хватит.
Вдобавок я ещё на полста рублей накупил пластинок. Это моя слабость. Как только увижу хорошую пластинку, начинаю карманы выворачивать, искать монету.
Абрамыч, в конце концов, не выдержал и забрал у меня деньги на билет. А то, говорит, не на что будет домой ехать.
 Вот и приходится выкручиваться…
Не зря, ох, не зря, говорил Остап Бендер:
«Финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей: в неё можно падать всю жизнь».

 «Порубали», значится, супчика, и до работы (то бишь, практики) гоняем бильярд. Благо он у нас рядом, в соседней комнате.

* * *

Ну а дальше – практика.
 С 10.00 до 13.00 - работа в архивах, посещение музеев.

Что такое архивы?
Слово архив в переводе с греческого означает «дворец правителя», «присутственное место».
Но мы этим словом обозначаем хранилище документов.
Документ – это письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху.
 В исторических исследованиях ну никак невозможно обойтись без изучения документов. Поэтому задача их сохранения является очень важной.
Итак, архивы – это специальные учреждения, которые собирают и хранят документы.
Для того, чтобы лучше сохранить документы, в архивах поддерживают определённую температуру и влажность воздуха.

Ну и пару слов о том, как произошло слово музей.
У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было 9 юных, прекрасных  дочерей.
Называли их музами.
И были они покровительницами наук, поэзии и искусств: Клио – истории, Талия – комедии, Урания – астрономии…
Клио постоянно носила при себе свиток папируса или пергамента и стиль – заострённую палочку для письма. Она вела запись событий, которые происходили в кругу богов и простых смертных. Чем больше накапливалось записей, тем труднее было носить их с собой.
Тогда Клио решила возвести храм для хранения исторических документов и экспонатов.
А так как обители муз именовались «мусейонами» - отсюда и произошло слово музей.
Сейчас мы называем этим словом заведение, где хранятся вещи, чем-либо памятные людям.
Сегодня существуют музеи самых различных направлений:
-   исторические,
-   художественные,
-   технические,
-   литературные,
-   природоведческие,
-    краеведческие и т. д.

 Копаться в архиве как бумажный червь мне не очень то и нравилось.
Вот то ли дело музеи!
Я просто обожал ходить по музеям…

В архиве мы трудились, аки пчёлы, под чутким руководством Анны Кирилловны.

Ну а в походах по музеям предводительствовал нами Евгений Абрамович.

 Во главе с Абрамычем наша группа – где только не побывала!
И каких только красот не видала, прогуливаясь по улицам чарующего города -  Северной столицы или посещая её окрестности: 
-   И сказочно красивые дворцы в окружении восхитительных парков с их неповторимым колоритом.
-    И изумительные фонтаны.
-    И серебряная гладь озёр и прудов.
-    И царские усадьбы.
-    И роскошные соборы.
 -   И крепости.
-   И просторные площади града  Петра.
 
Этого не в сказке рассказать, не пером описать.
Это только видеть надо…


* * *

 Вот краткий мой отчёт-опись посещения музеев.

6 июля.
Мы с Олегом после архива сходили в  Казанский собор.
И посетили находящийся там  Государственный музей истории религии и атеизма.
Экскурсия – обзорная.

 Казанский собор – это:
-    и храм, в котором хранится главная святыня города - Казанская икона Божьей Матери,
-   и памятник русской воинской славы.
Сооружён он был по проекту А. Н. Воронихина на Невском проспекте.
В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец М. И. Кутузов.
Здесь хранятся трофейные знамёна полков побеждённой наполеоновской армии  и помещены .
Перед Казанским собором установлены памятники 2-м полководцам Отечественной войны 1812 года:
 -   М. И. Кутузову и
-   Барклаю де Толли.
 Они созданы по моделям скульптора Б. И. Орловского.

7 июля.
С самого утра мы на теплоходе «Метеор» всей группой во главе с нашим Абрамычем поехали в Петродворец.
Это один из старейших и самых блистательных пригородов Ленинграда.
Его называют «жемчужиной искусства».
А расположен он в 30-ти километрах от Ленинграда.
А начинался он так.
…В сентябре 1705 года двухмачтовое судно бросило якорь на пустынном берегу Финского залива у небольшого поселения.
Именно оно было выбрано для отдыха царя во время его поездок из Петербурга в Кронштадт.
Назвали его Петергоф, то есть «Петров двор».
Место Петру понравилось, и он повелел создать здесь парки с фонтанами.
Так было положено начало всемирно известному дворцово-парковому ансамблю Петергофа.
Петергоф создан был талантом и трудом тысяч крепостных крестьян, искусных мастеров и садоводов.
 Это они в течение 10-15 лет на низком заболоченном берегу прорубали просеки будущих аллей, привозили и высаживали клёны, липы, плодовые деревья, создавая грандиозный Нижний парк площадью 102,5 гектара.
Это они под пронизывающими балтийскими ветрами, под частыми дождями, иногда работая прямо в воде, в суровых условиях возводили дворцы, сооружали фонтаны.

Мы самостоятельно ознакомились с дворцово-парковым комплексом.
 В него входят 7 парков и более 20-ти дворцов и павильонов.

Надо сказать, что попали мы как раз на открытие фонтанов, вернее пуск.
Это было в 11 часов. Били куранты, потом звучала музыка и началось…
Такое красотище!!!
Каких только фонтанов тут  нет!
Главная группа фонтанов – Большой каскад. Ему нет равных в мире.
Триумф, торжество, победа — вот какой смысл заложен в одном из самых красивых фонтанных комплексов мира, в блестящем памятнике искусства барокко, в легендарном Большом каскаде Петергофа.
Состоит он из 2-х каскадных лестниц, Большого грота,  64-х фонтанов, 255 скульптур и декоративных деталей.

Самая крупная фигура Большого каскада изображает Самсона, разрывающего пасть льва.
Это символичное изображение России, торжествующей победу над Швецией.
Скульптура была установлена в честь 25-летия со дня Полтавской битвы.
Струя воды из пасти льва взмывает вверх на высоту 21 метр.
Затем распускающимся цветком вырастают 8 струй из пастей дельфинов...

Струи фонтанов Большого каскада переплетаются разнообразными узорами: они стремительно бьют ввысь и, падая, плавно скользят по ступеням.
Весёлый блеск воды, позолота скульптур, нарядный фасад дворца, зелень газонов – всё сливается в удивительную картину.

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.

Соединяет Большой каскад с заливом Морской канал.
 Его стены облицованы гранитом.
По берегам канала бьют 22 струи фонтанов одинаковой высоты. Они создают торжественную водную аллею.
В разных уголках парка расположены:
-    причудливые фонтанные каскады – «Шахматная гора», «Золотая гора» и
-   фонтаны – «Адам» и «Ева», «Дубок», «Зонтик», «Диванчик», «Солнце», «Колокол», «Пирамида», «Шутиха» -.

Строители удачно использовали рельеф местности.
 От подножия естественного склона до залива простирается Нижний парк.
Со стороны залива и с суши видно оранжево-жёлтое здание «Большого дворца», которое протянулось на 300 метров.
Он расположен на высоком холме и объединяет Верхний и Нижний парки.
И считается одной из самых узнаваемых достопримечательностей Ленинграда, его «визитной карточкой».
С террасы Большого дворца открывается неповторимая по красоте панорама центральной парадной части ансамбля – Большого грота с каскадом, канала и моря.

Самой скромной, изящной и при этом исключительно грациозной постройкой в Петергофе считается дворец «Марли».
Среди зелени деревьев Нижнего парка у самой кромки залива расположен летний дворец Петра – «Монплезир» (в переводе – «моё удовольствие»).
Прогулка по Монплезиру — удовольствие поистине царское.
У подножья его тихо шепчут волны Финского залива.
Вокруг шумит изумрудная листва Петергофского парка.

По другую сторону Морского канала, тоже у залива, находится «Эрмитаж» – «приют уединения» («жилище отшельника»).
Он создан был на искусственном острове и окружён рвом, наполненным водой. И соединялся с парком подъёмным мостом.
Этот дворец предназначался для приёма особо важных гостей.

Кроме Верхнего и Нижнего парков, можно побывать и в других парках: Александрии, Пролетарском, Английском, Колонистском и Озерковом.

В годы Великой Отечественной войны фашисты разрушили Петергоф:
-   срубили 1050 деревьев,
-  изуродовали газоны,
-   сожгли Большой дворец;
-   взорвали фонтаны и Эрмитаж,
-    разрушили здание Монплезира.
После нашествия фашистов Петергоф как художественный памятник перестал существовать.
Трудом и талантом советских людей был возрождён этот неповторимый памятник архитектуры. Сегодня он снова восхищает всех, кто приезжает в Петродворец.

Закончили мы нашу экскурсию тем, что посетили выставку дворцовых велосипедов.

8 июля.
 Съездили с Геной  на электричке в Павловск - «Пасынок Царского Села».
Он расположен в 26-ти километрах от Ленинграда.
Изначально здесь – в живописной долине реки Славянки - находились богатые охотничьи угодья – место царской охоты...
В конце 18-го века Екатерина подарила эти земли сыну Павлу.
Центром павловского ансамбля стал «Большой дворец».
Он прост и  изящен.
Воздвигнутый на холме, дворец освещается и самыми первыми и самыми последними лучами солнца. Восходящее солнце отражается в зеркалах залов, и всё здание, подобно драгоценному камню, светится изнутри.
От дворца к реке Славянке ведёт мраморная лестница, украшенная фигурами львов.
Через реку Славянку перекинуто несколько красивых мостов.
К дворцу подходит тройная липовая аллея.
Парк, созданный трудом и талантом тысяч русских умельцев, занимает 600 гектаров.

Мы посетили Павловский дворец-музей.
Экскурсия обзорная.

Самостоятельно ознакомились с парком.
Он сочетает в себе участки, разбитые как в регулярном (французском) стиле, так и в стиле пейзажных (английских) парков.
Парк был строго подчинён архитектурной композиции дворца.
Искусно подстриженные деревья и кустарники, мраморные статуи, бюсты и вазы создавали строгую регулярность Собственного садика, органически связывая его с дворцовым помещением и как бы являясь их продолжением.
Чем дальше от дворца, тем свободней становится планировка.
Парк в долине реки Славянки спланирован как пейзажный.
Извилистое русло реки, живописные холмы, серебристые ивы у воды, мощные дубы на открытых зелёных склонах – всё это умело скомпоновано и подобрано, чтобы подчеркнуть пейзаж, открывающийся с каждой новой точки.
Один из уголков назван «Самое красивое место».

Побывали мы и в Долине прудов, и в Долине реки Славянки.
И не просто так побывали.
Но и ещё покатались на водных велосипедах и на лодке.
Ах, какое ни с чем несравнимое удовольствие получаешь, когда катаешься на водных велосипедах.
Или же проплываешь на лодочке мимо островов, под затейливыми мостами.
Над твоей головой безоблачная синева. И лицо твоё ласкают лучи солнца.
В такие моменты понимаешь: до чего же прекрасна жизнь!..

В годы Великой Отечественной войны фашисты:
-    разграбили и сожгли Павловский дворец,
-    повредили почти все сооружения парка,
-   вырубили 70 тысяч деревьев,
-    взорвали мосты, дороги,
-   изуродовали воронками газоны.
Но советские люди смогли возродить из развалин и пепла это чудо мировой культуры. Для этого пришлось разобрать 800 дотов, дзотов, блиндажей. 25 лет понадобилось для восстановления этого прекрасного памятника.

11 июля.
Посетил выставку «А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве».

14 июля.
Мы съездили всей группой в город Пушкино.
…В 1718 году в усадьбе, подаренной Петром своей жене Екатерине, началось строительство 1-го каменного дворца.
Уже через 6 лет в этом дворце было устроено празднество, во время которого «палили из тринадцати пушек трижды». На торжестве присутствовал Пётр. Этим было подчёркнуто значение нового дворцового поместья, которое вскоре стало называться Царским Селом (ныне город Пушкин).

Мы посетили Екатеринский дворец и Царскосельский лицей.

«Большой Екатерининский дворец», созданный Растрелли «для единой славы всероссийской», вытянулся более чем на 300 метров.
Огромное количество колонн, пилястр и изящных статуй придают дворцу необычайно нарядный и торжественный вид.
Дворец поразил нас богатством внутренней и внешней отделки, на которую использовали около 100 килограммов золота.
Строили прекрасный дворец крепостные крестьяне, солдаты и вольные мастеровые люди. Рабочий день их длился «от зари до зари». Солдаты жили в палатках, остальные – в землянках, в тесноте и духоте. Многие, потеря на строительстве силы и здоровье, оказывались без средств, превращались в нищих и умирали в бедности…

В конце 18-го века рядом с дворцом была возведена Камеронова галерея.
Широкая, изогнутая, словно взлетающая высь, лестница с кружевными перилами ведёт на светлую галерею, украшенную стройной колоннадой.
Дворец и галерея были связаны «висячим садом», расположенным на уровне 2-го этажа.
Вокруг дворца был разбит прекрасный парк с искусственными прудами, красивыми газонами и памятниками.
В честь победы над турецким флотом в конце 18-го века была возведена Чесменская колонна.

Ознакомились мы также с Александровским и Екатеринскими парками.

Царское Село – государственный музей-заповедник.
«В сем здании с 1811 по 1843 г. находился Императорский Лицей» - так гласила надпись на белой мраморной мемориальной доске.
Здесь в лицее учился Пушкин. Здесь гулял он с друзьями по аллеям парка. Здесь начал писать стихи.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…
В те дни в таинственных долинах,
Весной при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

Здесь открыт Всесоюзный музей А. С. Пушкина.
В Лицейском саду и у Египетских ворот стоят памятники Пушкину.

В период Великой Отечественной войны город был варварски разгромлен гитлеровскими захватчиками:
-   В Пушкине не осталось ни одного дома, пригодного для жилья.
-   Екатерининский дворец был разграблен и разрушен.
-   Пострадал Александровский дворец.
 -   Парк был заминирован.
-   Погибло множество вековых деревьев.
-   Были разрушены парковые павильоны, взорваны мосты и плотина.
-   Лицей также сильно пострадал.
Ещё в годы войны началось восстановление города, историко-художественных памятников и парка.
Сегодня каждый может побывать в здании Лицея, побродили по прекрасному парку, осмотреть залы Екатерининского дворца.

15  июля.
Съездил в город  Ломоносово (бывший Ораниенбаум).
Основан он был в 1-й четверти 18-го века.
В 1707 году Пётр пожаловал «светлейшему князю» Александру Меншикову часть земель по южному берегу Финского залива.
Расположенная напротив Кронштадта и недалеко от Петергофа, рыбачья деревушка привлекла внимание князя.
И он решил устроить на высокой гряде, спускавшейся террасами к морю, свою летнюю резиденцию – «Большой дворец».
Строили дворец 15 лет.
После ареста и высылки Меншикова, его владения были взяты в казну.
В 40-50-х годах для нового владельца – будущего императора Петра III возвели дворец, из окон которого виден Финский залив, Кронштадт, а в ясные дни и Петербург.
Внутренне помещение дворца отличаются изысканностью оформления. В зале, кабинете и спальне панели и двери покрыты тончайшей лаковой росписью.

Ознакомился с дворцово-парковым комплексом.
Погулял по Верхнему и Нижнему парку, полюбовался Нижним прудом и Красным прудом.

В 60-х годах построили загородную резиденцию Екатерины II.
Это так называемая «Собственная дача» с «Китайским дворцом» и «Катальной горкой».

Чёткость формы, сдержанность украшений, изысканность и грациозность характеризуют архитектуру Китайского дворца.
Восхищает совершенство внутреннего убранства дворца, стенная роспись и живописные панно, ажурная лепка, вышивки, резьба, наборные полы и т. д.
Некоторые комнаты отделаны подлинными изделиями китайских мастеров, что и дало право назвать дворец китайским.

Павильон «Катальная горка» расположен к северо-западу от Китайского дворца.
Ажурная архитектура и бело-голубая окраска делают это здание необычайно нарядным и праздничным.

Следует отметить, что этот ленинградский пригород единственный, который не был захвачен гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны.
Он был центром знаменитого «Ораниенбаумского пятачка» (опорного плацдарма в тылу врага).
И сыграл важную роль как в обороне Ленинграда, так и в наступлении советских войск в январе 1944 года, завершившегося разгромом гитлеровцев под Ленинградом.

18  июля.
Побывал в Эрмитаже.

Государственный Эрмитаж, зародившийся в 18 столетии как частное собрание Екатерины II, стал сегодня одним из самых богатых музеев мира.
Там собрано почти 3 миллиона бесценных музейных экспонатов.
Среди них произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники.
А началось всё ещё в 1754 году во времена царствования Елизаветы Петровны.
Проект Зимнего дворца, в котором расположен Эрмитаж, был предложен ведущим придворным архитектором Бартоломео Франческо Растрелли.

      В парадные залы Дворца ведёт Посольская лестница.
Послы из других государств сразу же могли познакомиться с русскими традициями гостеприимства, восходя по красной дорожке.

Петровский зал  посвящён памяти первого русского императора  Петра Великого.
 В оформлении интерьера преобладает красный французский бархат. На нём вышиты вензель Петра и растительный орнамент.
 Картины войн напоминают о силе России.
Также интересен портрет императора: на нём Петр изображён рядом с богиней мудрости.

В Гербовом зале можно увидеть гербы всех российских губерний.
 Кроме того, здесь находятся скульптуры русских воинов.
 В этом же зале раньше устраивались официальные приемы.

Далее перед посетителями предстаёт Военная галерея.
 Это длинный коридор, на стенах которого представлены портреты 322 генералов.
 В общем, весь цвет российской армии XIX века: Кутузов, Багратион, Платов, Раевский…

Малахитовая гостиная была создана для жены Николая I.
 В этом зале много малахита из рудников братьев Демидовых.
Перед скульптором стояла задача практически государственной важности: он должен был продемонстрировать мощь и богатство русских земель, найти тот природный материал (минерал или камень), который бы олицетворял Россию.
 Зелёный цвет малахита наилучшим образом подчеркнул статус Российской империи. Малахит является символом жизни и роста.

Всего во дворце 117 лестниц, 1086 дверей, 1945 окон, 1050 комнат!

19 июля.
Посетил  Русский музей.
Государственный Русский музей был основан в 1895 году по указу Николая II. Основан им в память об отце - Александре III.
И был открыт для посетителей с 1898 года.
Он стал 1-м в России государственным музеем отечественного изобразительного искусства.
А обустройством его занимался по поручению государя великий князь Георгий Михайлович.

Русский музей — крупнейшее в мире собрание отечественного искусства.
В настоящее время в собрании музея насчитывается более 320 тысяч экспонатов, представляющих отечественное искусство с XI века до наших дней.

21 июля.
Посетил Исаакиевский собор.

История Исаакиевского собора началась в 1710 году с деревянной церкви в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого.
Собор был построен французским архитектором Огюстом Монферраном.
 Ему предсказывали скорую смерть по окончании строительства. Многие шутили, что именно поэтому Исаакий строится десятки лет (сооружение собора длилось 40 лет).
 Архитектор действительно умер вскоре после освящения храма – 10 июля 1858.
Официально храм был открыт лишь в конце мая 1858 года в присутствии Александра II и царской семьи.
В строительстве Исаакия приняли участие более 400 тысяч крестьян.
Около четверти из них, исходя из документов тех лет, погибли за время строительства, многие в результате несчастного случая.
Благодаря всем, кто в той или иной мере был причастен к строительству, наше поколение видит сейчас поистине уникальный памятник архитектуры невообразимой красоты.

 Собор выполнен в стиле неоклассической архитектуры.
Монументальность собора подчёркнута его квадратным построением.
 При строительстве было использовано 43 породы минералов.
 Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 сантиметров.
С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие 8-ми колонные портики, украшенные статуями и барельефами.
Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окружённом гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла. А на его позолоту ушло около 100 килограммов червонного золота.
Исаакиевский собор иногда называют «музеем цветного камня».
Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зелёного и жёлтого мрамора, яшмы и порфира.
Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов.
Высота собора 101,5 метра.
 В храме могут одновременно находиться 12 000 человек.

После революции храм был разорён. Из него вынесли около 45-ти килограммов золота и более 2-х тонн серебра.
В 1928 году службы были прекращены, и здесь открылся один из 1-х антирелигиозных соборов в стране.
В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек всё же не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела.
По самому куполу не стреляли.
Согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.
Музейный статус был присвоен храму в 1948 году.

22 июля.
Съездили всей группой в Гатчину.
Это в 45-ти километрах от Ленинграда.
По легенде здесь находилось капище языческой богини Хочены, откуда пошло название...
Главное сооружение дворцово-паркового ансамбля – Гатчинский (Михайловский) дворец в стиле раннего классицизма.
История Михайловского дворца начинается с 1798 года.
В этом году родился князь Михаил - сын императора Павла I.
Сразу после того как малыш появился на свет, отец решил, что в будущем построит для своего ребенка великолепный дворец.
Мы осмотрели живописные по планировке парки с многочисленными мостами, террасами, павильонами.
Перед восточным фасадом дворца разбит Нижний, или Голландский сад, рядом с ним – Верхний (Итальянский).
У самых стен дворца, на искусственном холме, устроен маленький Собственный сад. На центральной площадке его в окружении мраморных герм сатиров и вакханок стоит статуя богини цветов и весны Флоры.
От дворца аллеи ведут в пейзажную часть парка.
В Гатчинском парке много озёр, прудов и каналов.
Мы   посетили «павильон Венеры» и «Берёзовый домик».

В годы Великой Отечественной войны Гатчина была ареной ожесточённых боёв.
Отступая, гитлеровцы:
-    сожгли Гатчинский дворец,
-   уничтожили многие парковые постройки,
-   вырубили тысячи деревьев.

23 июля.
Посетил Музей имени В. И. Ленина.

24 июля.
Побывал в Центральном военно-морском музее.

26 июля.
Совершил экскурсию «По Есенинским местам».

 В Ленинграде-городе немало памятных мест, связанных с жизнью и творчеством моего любимого поэта Сергея Есенина.
Именно здесь, в городе на Неве, начался расцвет его поэтического гения, стремительный путь к ошеломляющей славе.
 Сюда, в тогдашнюю столицу Российской империи, Есенин приехал ранней весной 1915 года.
Здесь вышел его первый сборник стихов «Радуница».
Октябрь 1917 года поэт встретил также в граде Петра.
В Петрограде была единственная семейная квартира Есенина.
 В последние годы жизни с городом на Неве он связывал многие творческие планы, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться.
 В Ленинграде – в гостинице «Англетер» - трагически оборвалась жизнь Сергея Александровича Есенина…

Во время экскурсии мы прошли по многим памятным местам города, связанным с именем поэта.
Узнали, где были написаны и прочитаны многие из его произведений, ставших вершинами его творчества.
И, конечно же, вспомнили их чарующие строки!


* * *

После обязательной программы, с разрешения Абрамыча, мы разлетались кто – куда.
Лично я топал, первым делом, в  библиотеку имени Салтыкова-Щедрина. 
Ну а по вечерам мы шли в кинотеатры или в  театры.
За это время я посмотрел уйму фильмов – это моё любимое ещё с детства занятие.
Побывал я в театре Музкомедии – «Бабий бунт». Это что-то с чем-то!
Потом в театре Ленсовета – «Интервью в Буэнос-Айросе». Увидел вживую Алису Фрейндлих.
Сходил также во дворец спорта «Юбилейный» - на музыкальное ревю «Огни варьете».
 А ещё в Ленинградский Мюхик-холл. Пели Сергей Захаров, Ольга Вардашева, Сорокина. Это бесподобно! Такого ещё не видел.
Побывал на концерте Марии Пахоменко.

И, конечно же, были прогулки по  паркам, набережным Невы и Мойки, Невскому проспекту…

* * *

Вот так мы и жили.
Дни летели так быстро, что не успевали и оглянуться.
Скучать нам было просто некогда. Наоборот, даже не знали, где бы взять ещё времечка. Жаль, что в сутках только 24 часа, всего-навсего…
И жаль, что эта «райская жизнь» так быстро закончилась.

И в скором времени я уже слушал стук колёс и мечтал о встрече с родными…


Рецензии