Бессмертный полк -не опошлить, не осквернить

Анатолий АПОСТОЛОВ


        «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»: не  опошлить, не осквернить

                Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим!
Это надо не мертвым!
Это надо живым!



      Благодаря общероссийской акции «Бессмертный полк»  День Победы стал для нас   Днём  светлой Памяти, днём торжества любви и человечности. Каждый ежегодный  марш «Бессмертного полка»  – это наше  очередное  духовное восхождение к горним вершинам, очередная  духовная встреча с родителями и предками – культурными героями, отцами-основателями и   устроителями  нашей жизни,    создателями нашего мирного  общественного устройства,  наших житейских   благ   и благ цивилизации. В такой, на мой взгляд, священной мистерии интуитивно заложен глубокий  смысл всего нашего существования и высшего предназначения.   Именно этот ежегодный  «крестный ход»  благодарной Памяти  позволяет нам  сберегать  на своём  жизненном пути  дарованную  свыше  человечность и  через это  сбережение   обретать своё  духовное бессмертие.      
       Во время   марша  «Бессмертного полка»    всё   переплетается  в душе  в одно целое, в  одну крепкую суровую духовную нить.     И этот наш  глубинный, архаичный  марш светлой Памяти,  и эта  своего рода наша скорбная  дорога,  общеславянская наша   Via dolorosa,   к подножию  Русской Голгофы,  и этот внутренний наш   православный гимн «о попрании смерти смертью»,  и это чудесное   воскрешении из мертвых на третий день.   И  эта   страшная и трагически непреодолимая,  прожитая нами  реальность, похожая на  запредельную мистику и  жуткую фантасмагорию, которая давно стала для нас нормой!  И  это  очередное  чудесное обретение  всеми нами    духовного бессмертия  9 Мая хотя бы   на миг, на минуту и час. 
        «Бессмертный полк» – это эстафета живой памяти во времени и пространстве –  от детей к внукам, от внуков  к правнукам. От безымянной братской могилы до города и мира. И далеко не случайно, что акция «Бессмертный полк» родилась  не где-нибудь в Москве, на Арбате или на Волхонке,  в МГУ или МГИМО, а в  далёком  Томске, где  был до войны  замучен  «кулацкий поэт» Николай Клюев, друг-наставник Сергея Есенина.  И первая акция «Бессмертного полка» прошла  не на  Манежной площади в Москве и не  на  Марсовом поле в Петербурге, а  в Лагерном саду Томска.  На  том  самом месте, где жили  в войну  так называемые  спецпоселенцы, раскулаченные крестьяне  и прочие «враги народа». Откуда их в 1942 году  из бараков  призывали на фронт.  Это очень важно, где именно родилась идея,  и  что именно легло в её  духовно-нравственную основу – великая, реальная  народная  трагедия,   очередная  патриотическая советская киногрёза, или   телевизионный  триллер,   грёзофарс  советско-буржуазной пропаганды.   
     И  придумал акцию  «Бессмертный полк»  четыре года назад  не кремлёвский идеолог  Вячеслав  Володин и  не  кремлёвский поэт-мистик   Владислав Сурков,  и  даже   не какой-нибудь   штатный вития и демагог   из  «Единой России» или  ЛДПР,  а  скромный сибирский историк и журналист.  Автором  этой идеи оказался   внук Героя Советского Союза  Ивана Лапенкова – Сергей Лапенков  с двумя друзьями-соавторами  –  Игорем Дмитриевым и Сергеем Колотовкиным. Родина должна знать имена своих славных сыновей,  бескорыстных, настоящих отчизнолюбов, а мы, остальные граждане, должны, пока живы, всячески   охранять это авторство.
     В 2013 году эту акцию поддержало около 130  городов в трёх странах – России, Казахстане и Киргизии. Тогда по подсчётам МВД на улицы вышло  свыше двухсот  тысяч человек. Это было во всех отношениях уникальное  массовое  мероприятие мистериального характера.      Рождённое в сибирском городе по инициативе снизу, оно прошло в атмосфере человечности и доброжелательства, духовного единения  и  давно забытой народной  сплочённости.   В колоннах «Бессмертного полка» не было людей с партийной символикой, красными и белыми повязками и бантами, с флагами и хоругвями, иконами и портретами вождей. Только портреты ушедших в Вечность фронтовиков в руках потомков. В колоннах «Полка» не было провокаторов, наёмных платных  активистов, пьяных с сигаретами в зубах   агрессивно настроенных людей, а было много-много маленьких детей и женщин, подростков, юношей и девушек –  живых  цветов  нашей жизни. Говорят, что всё гениальное просто, но, увы, в социальной психологии никогда не бывает простых решений, особенно сегодня, в эпоху  информационных пси-войн,  тотального манипулирования молодёжным сознанием, навязчивой  и наглой  рекламы. В России любая частная инициатива наказуема. На всё должно быть  монаршее благословение.
      И сегодня у нас в стране  общественная инициатива низов как всегда не приветствуется, авторство отвергается, а сама идея  нагло присваивается  главными плагиаторами политического казино. В России авторское право попиралось давно, как и  человеческое достоинство  изобретателя и  автора идеи во всех сферах науки и искусства. В кинематографе Большого Запада издавна  было принято платить не только автору сценария, но и автору идеи фильма. Зато российский кинематограф сегодня прекрасно обходится без автора идеи, без сценариста (сценарий пишет сам режиссер), без автора произведения, по которому ставится фильм и без научных консультантов. В стране, где три поколения граждан  знают свою историю по постановочных художественным фильмам, пренебрежение мнением специалистов чревато массовым молодёжным верхоглядством и  нигилизмом.
     То же самое происходит и в общественно-политической сфере нашего общества. Купить, а скорей всего,  нагло присвоить себе идею «Бессмертного полка» на  федеральном и региональном уровне  пытались многие политические партии ещё в 2012 году на самом  её старте. При этом,  самую щедрую материальную поддержку авторам идеи «Полка» предлагали «пацаны-миллиардеры» из «Единой России», которым  уже тогда  хотелось  сделать из неё  сетевой федеральный проект для более  эффективной  манипуляции сознанием  стремительно убывающего электората. Другие же  партии (в основном это  «карманная»  оппозиция) предлагали  авторам идеи только моральную поддержку и взывали  к их… «гражданской совести   и патриотическим чувствам».
      Политическая спекуляция на патриотизме, гражданской чести и на народной совести практиковалась в нашей стране давно, ещё в эпоху крепостничества и местничества. Сегодня  на патриотизме наживаются  как  платные «фанаты-патриоты» и хулиганы-провокаторы с бейсбольными битами, так и шайки правящих торгашей-узурпаторов,  политических  преступников с их  философией  тотального насилия и уголовной психологией –   схематозом. И в самом деле, правящий режим судит о деятельности губернаторов  не по их  социально-экономическим достижениям в регионе, а по  высокому  проценту  явки  электората на избирательные участки в  регионе. В этом отношении акция «Бессмертный полк» является  сегодня  для многих политических шулеров весьма соблазнительной – она  является сегодня пока единственной  духовной скрепой нашего социально  снулого  и апатичного избирателя, залогом жизненно необходимого единства  не раз ограбленного и разделённого  народа. А посему многие  алчные политические животные не преминули присвоить эту идею на местном уровне и… возглавить её.   И надо отдать должное мудрости молодых авторов  акции «Бессмертный полк», которые уже тогда поняли, что для  них неприемлемо  всё то, что   служит  не во благо всех,  только чьим-то корыстным  интересам, отдельным политикам, общественным деятелям, чиновникам-миллиардерам и олигархам.  Уже тогда они срочно зафиксировали в Уставе   основные моральные принципы «Полка» –  эта гражданская инициатива  является сугубо личной и добровольной, бескорыстной, некоммерческой и негосударственной, независимо от национальности, вероисповедания,   мировоззрения, от политических и иных взглядов. Этот  марш – не  триумф победителей и не похоронная процессия общегосударственного масштаба. Это мистерия  особого свойства  –   без  политических лозунгов и знамён,  показной военно-патриотической истерии на злобу дня,  без военных   маршей и  гимнов,   без логотипов фирм и предприятий, без корпоративных и партийных колонн, без лидеров в окружении охраны. Наши отцы и деды воевали за мир на земле, а не ради новой войны и мирового господства своих старых и новых   вождей.


      «Одна страна – один «Бессмертный полк». Эта священная акция не требует присутствия на улицах  городов  вооружённых до зубов  отрядов спецназа, этих чужеродных нам «космонавтов позорной эпохи».  Казалось бы –  всё ясно и понятно, эта акция священна и неприкосновенна. Но  за четыре года  политические мошенники нашли  несколько лазеек в обход  принципов Устава акции «Бессмертный полк». В 2014 году в виде исключения в Москве возникла новая структура – «Бессмертный полк. Москва»  со своим бюджетом, с правом заниматься коммерческой и концертной деятельностью, военно-патриотическим воспитанием  подростков. По   пути наглого  плагиата сегодня продолжают идти и представители петербургского отделения «Единой России». И в прошлом году рядовым, беспартийным волонтёрам пришлось весьма потрудиться, чтобы на Невский проспект вышло сто пятьдесят тысяч  человек без партийной  атрибутики. Но  до новых выборов  остался год и все омерзительные  уловки административного ресурса ещё впереди. И главное сейчас эти  уловки вовремя заметить, оценить, взвесить,  найти их корыстными и подлыми, подвергнуть общественному осуждению и заклятию.  И главное здесь не в количестве участников акции, не в создании  параллельных  структур и координаторов в регионах, а в  чистоте  их помыслов. Главное сейчас  – это не опошлить и не осквернить этот единый, добровольный духовный порыв людей, идущих на встречу со своими славными предками. И в этом году. как и в прошлом  в рядах «Бессмертного полка России»  не должно быть ряженых в солдатскую форму «молодогвардейцев» и «юнармейцев», «идущих вместе» платных патриотов из России молодой» и из «Единой России».        Нельзя в эпоху перманентного и глубокого духовно-нравственного  кризиса в России.   делать из этой священной мистерии   модный   перформанс актуального искусства,      очередное шоу, очередную чудовищную подмену священных понятий и смыслов. Не знаю  и не могу знать насколько  сегодня хороша  жизнь успешных  негодяев России, но жизнь  в ней честного работника и гражданина  невыносимо мерзка, и лишена всякого смысла. И акция «Бессмертный полк» является духовной отдушиной в этим миазмах нравственного гниения и разложения. 

 
     «Бессмертный полк» – это не только личная история, для многих молодых, это ещё и  личное,  самостоятельное историческое  расследование в поисках истины и справедливости. Сегодня в  нашей народной летописи  за четыре года существования акции «Бессмертный полк России»  насчитывается  более 280 тысяч  имён ветеранов, и, соответственно,  честная история  великой Войны требует своего развития и продолжения.  Юные историки продолжают свои исторические исследования,  и находят всё  новые и новые  имена героев-фронтовиков  даже из числа из числа так называемых без вести пропавших солдат. Это совершенно отдельная и почти не изученная трагическая страница  нашей истории, о которой должны знать  все наши граждане.
      Так вышло, что накануне очередного шествия «Бессмертного полка» приходится всё чаще   думать о своих родных  и близких,     пропавших  без вести на полях Великой Отечественной войны, о родных  людях с так называемой трагически незавершённой судьбой.
    Дело в том, что полученная  с фронта весточка о пропавшем без вести бойце,  была в то время для семьи  хуже  похоронки. Она  лишала  семью  государственного пособия, обрекала её почти  навсегда  быть под подозрением  советской власти, которая тогда считала, что красноармейцы в плен не сдаются и на сторону врага не переходят. И здесь нужен тщательный поиск истины.  Здесь нам  нужна, пусть и горькая, но только  правда.   Правда о войне и послевоенном мире. Мир сегодня существенно изменился, а вместе с ним изменились и мы, наши духовно-нравственные представления о многих понятиях и смыслах. Кроме зова Памяти на первый план выступает зов личной и коллективной  совести, стремление осознать ценность человеческой жизни в  пределах общины,  рода и отдельно взятой  семьи и  в масштабах всего общества и государства.   Мир сегодня переполнен ложью, историческими, литературными и кинематографическими мифами. Молодое поколение русских людей, увы, изучает сегодня  военную историю ХХ века по художественным произведениям, отрывки из которых беззастенчиво используются политологами  в документальном кино на одном уровне и в разбивку  с  подлинной военной  кинохроникой.
      В этом 2017 году, 9 Мая  в  рядах «Бессмертного полка» вместе с ушедшими в Вечность воинами-фронтовиками  должны пройти и  без вести погибшие воины, которые в те годы в силу разных причин и обстоятельств  были записаны командирами частей и полков  как без вести пропавшие. Это очень важно. Это  сегодня  так  архиважно, что многие из нас ещё не осознали и не прочувствовали  глубоко   эту важность.

    В этом году, в столетие Февральской и Октябрьской революции,  марш «Бессмертного полка» должен быть отмечен особой нравственной чистотой и святостью. Благодаря этой священной акции  славный День Победы стал  для нас ещё и Днём  глубокого Почитания,  великой Скорби  и благодарной Памяти  наших отцов и дедов.   Нам надо стараться, чтобы «Бессмертный полк всегда оставался    событием сакрального значения, нашей великой мистерией по  велению души и сердца, а не по разнарядке, спущенной сверху патриотической демонстрацией.  Но сегодня мало провести эту  священную  акцию, сегодня важно её  не опошлить разного рода политическими  затеями и  шулерскими игрищам,  чтобы  нашу  священную  Память не  осквернила ложь с сединою на висках  и вандализм   педагогически запущенных подростков. Если в этом юбилейном  году кто-то из нас   осквернит эту священную акцию,  если  кто-то  нагадит  у порога  Отчего Дома, значит никто из нас так и  не осознал  до конца  пагубных уроков Февраля и Октября 1917 года,  значит так и жить нам дальше в стыде и позоре, проклятыми и убитыми задолго до смерти.
Главное сейчас не замутить ничем дурным и подлым  чистый источник наших добрых  помыслов   и доброй памяти. Главное не окаменеть раньше времени  сердцем и не  утратить полностью   в себе остатки человечности. Без человечности и сострадания,  дарованных  людям  культурными героями,   великому и особенному  русскому  народу никогда не выжить на этой планете.  Наша  сакральная, архаическая связь  с предками-богами –  единственная  и незаменимая скрепа нашего  духовного единства,  нашего  духовного бессмертия в стремительном беге времени.
    Сегодня важно в первую очередь не осквернить этот высокий дух и священный, божественный  огонь  этой акции. В эпоху стремительного падения нравов и  острого дефицита человечности  в  обществе   равнодушных и чёрствых людей необходима та самая, давно забытая архаичная  культура Памяти и древняя система воспитания  высоких чувств.  В атмосфере тревожно-депрессивного синдрома, столетней   взаимной вражды  и ненависти, нам крайне  необходимо  сегодня обрести то самое «беззлобие сердца и безгрозие души»,  без которых невозможны нормальные и благодатные межличностные отношения.  (Б.М. Бим-Бад)    
     В мире есть  множество религиозных верований, где глубоко почитается божественный культ предков.  Согласно  учению Зороастра и ведической философии  бессмертный дух наших  предков   обретается и витает  над холмами пространства-времени в Мгновенной Вечности. И каждая  наша встреча с их душами есть залог и нашего духовного бессмертия.  Да, да! Это надо признать.  Об этом  нам надо смело  говорить  друг другу,  глубоко осмысливать и объяснять это молодёжи, которая, увы, в любое время   в большинстве своём бездумна и беззаботна. До первого «жареного петуха», который  клюёт иногда и темечко.  Глубинное  знание тем и отличаются от  предметного знания, что оно для мыслящих,  избранных, для посвящённых.   Именно оно и вся философия жизни   изначально ориентирует пытливого  молодого человека не  на одну только  праздность и гедонизм, а    на  неустанную и трудную  работу души. А кроме этого, каждый участник этой священной мистерии должен понимать, куда именно идёт колонна «Бессмертного полка»? Куда мы все идём? И куда мы должны всегда в любых обстоятельствах идти с портретами своих славных предков? Каждый участник этого шествия должен осознавать, что его путь пролегает не просто по  маршруту, разрешённому властями, а по своим  особым   священным  дорогам мировой истории к своему Будущему, к Новому Иерусалиму, к своему Третьему Риму, к трезвому  осознанию самих  себя, своего места  в мире и своих национальных интересов   в своей Отчизне, к объективной  оценке и пониманию своей единой истории, во всей полноте её  неизбежных трагических противоречиях и социальных катастроф. 9 Мая мы все будем идти  на встречу   со своими предками, к самим себе и к своим, ещё  пока не родившимся,  потомкам.
2017-04-18               


Рецензии