О подвиге, о доблести и славе

Не так давно состоялся у меня случайный разговор с одним знакомым. Он, немолодой уже человек, проживший наверняка трудную жизнь, доказывал, что никакого увековечивания памяти героев не нужно.
- Я против, - говорил он, - всех этих памятников и званий – «Герой Советского Союза», «Герой России».  Времена меняются, соотношение политических сил в обществе меняется (а в нашей стране это происходит с завидным постоянством), и те, кого вчера чествовали героями, становятся врагами… Да если разобраться, что сделали все эти герои? Тот же Матросов, Космодемьянская!..
И не давая мне возможности открыть рот, продолжал:
- Космодемьянская вообще ничего героического не совершила. Сожгла крестьянский дом, оставив посреди зимы целую семью без крыши над головой. А Матросов!.. Грудью бросился на вражеский дот, но, если бы он этого не сделал, то получил бы пулю в спину от бойца заградительного отряда. Не было у него выбора! И там и там его смерть ждала. Так уж лучше стать героем!..
- Не могу с этим согласиться, - как всегда, я ринулась в «бой». - Все почётные звания и награды получали люди за совершение самоотверженных, героических поступков. Зое Космодемьянской почему присвоили звание Героя? Да потому, что она не выдала своих товарищей под пытками, пожертвовала собой ради спасения других. И Александр Матросов совершил подвиг, потому что сумел подняться в тот момент, когда другие не смогли. Атака захлебнулась из-за вражьего пулемёта, не дававшего нашим солдатам даже головы поднять. Необходимо было кому-то рискнуть собой. И этим  Сумевшим Подняться был Александр Матросов. Он закрыл своей грудью амбразуру фашистского дота, дав возможность бойцам атаковать врага и победить. Сколько бы ни прошло лет, как бы не менялись времена, какие бы правительства и партии не приходили к власти, героический поступок так и останется таковым. Мужество, верность, доблесть и честь во все века ценились и уважались. Даже врагами. И тому в истории немало примеров…
Но оппонент не стал слушать меня, а, сославшись на дела, прекратил разговор. Я-то видела, что он не согласился с приведёнными мною доводами, предпочитая своё мнение. Он ушёл, а у меня на душе после этого разговора остался горький осадок.
Очень обидно стало за людей, совершивших самоотверженные, героические поступки. Самим-то им ничего не нужно. Это нам нужно хранить память о них, чтобы на примере их жизни воспитывать подрастающее поколение – патриотов, стойких, мужественных, способных к подвигу защитников Родины. И патриотическое воспитание должно быть не от случая к случаю, по юбилейным датам, а систематическим, постоянным. Рассказывая о подвигах, мы воспитываем детей своих, показывая, что герои – такие же обыкновенные люди, как мы, только в самую важную минуту жизни они пересилили свой страх, присущий каждому человеку, и совершили мужественные, самоотверженные действия. Ради жизни на земле. Ради спасения чужих жизней. Ради спасения собственной души…
Временами, когда ко мне подступает отчаяние, когда кажется, что не осталось в людях ничего святого и доброго, я вспоминаю тихую, скромную улыбку Игоря Десненко, и мне становится легче. Кажется, именно для того, чтобы показать нам всем, каким самоотверженным, стойким и мужественным должен быть человек, Игорь Анатольевич и пришёл в этот мир.

 
           Десненко И.А. Был он обычным парнем, с обыкновенной биографией рабочего человека: родился 15 февраля 1965 года в селе Верхний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края, в 1987 году окончил Красноярский политехнический институт, с 1987 года по 1998 работал в городе Сорске на молибденовом комбинате сначала слесарем по ремонту автомобилей, механиком цеха, начальником ремонтного цеха, а затем и главным инженером. В ноябре 1998 года Игорь Десненко принят на службу в органы внутренних дел, а с апреля 1999 года он становится участковым инспектором милиции Большеулуйского
РОВД.
Помню, он выделялся из всех участковых своим всегдашним спокойствием, подтянутостью. Умел он своей приветливой улыбкой, добрым взглядом, уступчивостью и открытостью обезоружить любого, даже злого и раздражённого человека.
В то утро, 27 октября 2001 года, старший лейтенант Десненко не имел возможности успокоить разъярённого бандита. Игорь Анатольевич, выполняя распоряжение начальства, должен был доставить в райотдел Курбатова, подозреваемого в совершении злостного хулиганства с применением оружия, и двух свидетелей, один из которых несовершеннолетний. Свидетели сидели в машине, когда Десненко в форменной одежде зашёл в ограду дома Курбатова.
Хозяин вышел ему навстречу с ножом в руке. Ничего не говоря, Курбатов набросился на сотрудника милиции и нанёс ему два ножевых ранения. Раненый участковый пытался обезоружить нападавшего, повалил его на землю, но тот нанёс ещё три удара ножом. Милиционер пытался защищаться лопатой. Увидев, что Курбатов схватил топор, истекающий кровью, Игорь бросился бежать. Но не на улицу к людям, а на огород – туда, где людей как раз и не было. Он уводил разъярённого бандита, уже почувствовавшего запах крови, за собой, предотвращая его встречу с безоружными и беззащитными мальчишками, сидящими в машине, и случайными прохожими на улице. До самого последнего мгновения жизни Игорь Анатольевич Десненко стоял, как и положено милиционеру, на страже, охраняя общественный порядок и защищая жизнь и здоровье российских граждан.
Курбатов догнал участкового в конце огорода и сбил его с ног ударом обуха топора по голове. Упавшего Десненко Курбатов хладнокровно добил, нанеся смертельный удар лезвием топора в область шеи.
В наше время принято в основном ругать милицию: и коррупция в ней процветает, и взяточники её сотрудники, и положиться на неё нельзя… Но я с этим в корне не согласна. Почему, если одного сотрудника осудили за взятки, то огульно обвиняют во взяточничестве всех?! Я понимаю, что ложка дёгтя портит целую бочку мёда, но нельзя же так.
Бесспорно - таких, как Игорь Десненко в нашей милиции много, но они скромны, незаметны. Лишь в критических ситуациях, когда нужно не на словах, а на деле защитить, прикрыть собой других, часто незнакомых, людей, они проявляют себя.
И, возвращаясь к недавнему спору, мне хочется ещё раз сказать моему оппоненту, что он не прав. Память о людях, пожертвовавших собой ради жизни других людей, должна жить в памяти народной, иначе все мы превратимся в Иванов, родства не помнящих.
Имя старшего лейтенанта милиции Игоря Анатольевича Десненко занесено в Сводную Книгу Памяти, на Мемориальную стелу на вахте № 1 и  на Памятную стену Мемориального ансамбля Народного музея истории органов внутренних дел Красноярского края, на Мемориальную Доску Памяти Большеулуйского РОВД. Посмертно Игорь Анатольевич награждён орденом Мужества.
30 апреля 2007 года


Рецензии