Преподобный Никандр Псковский

   Легкие облака, как седина веков, преследовала меня по густому лесу от Хилово до Никандровой пустыни. Дорога узкая как игра воображения, она подобно волнам, которые гонит попутный ветер. Лес отступил, слева зеленая поляна, справа кустарник обвивает голову пригорку. При выезде из чащи леса мгновенно осветились церкви,  неожиданно, и так приятно прислонились они к лесу, наполненном тишиной и святыми источниками. Жадно смотрю на эту русскую землю, полную жизнью предков. Две церкви как белые шатры, поставленные для стражи этих святых мест. Подходя к церквям, я понял, меня влекло невыразимо близкое сердцу желание- переступить порог старых развалин и войти в вновь отстроенные церкви, вздохнуть иной жизнью,  поклониться месту упокоения мощей преподобного Никандра. Где он 40 лет прожил в пустыни с духовным дерзновением , усердно  подвизаться в подвигах поста, молитвы и терпения, укрепляемый Духом Святым. Подходя к церкви во имя иконы Божий Матери, меня встретил отец Серафим. Он выслушал мои пожелания. Сожалел, что игумена Спиридона сейчас нет, он был в Москве. Предложил пройти в церковь в честь святых Царственных  мучеников на молитву. При входе в храм взор, уставший от густого леса,  искал отдых при тихом мерцании зажженных лампад и свечей.   Которые молитвенно возжигали монахи, совершая молебне  пение: Эти молитвы особенные, чувственные, кажется, всегда их слушал, от утра до вечера, стоя перед иконами. Вокруг я увидел паломников. Кто пришел поклониться святым иконам, другие пришли просить исцеление. Святой Никандр как человеколюбивый отец постигая духовные и телесные нужды детей своих, подает свойственные им утешения. Я поставил свечи и как отрадно было прикоснуться устами к иконе преподобного Никандра. Почувствовать себя как под невидимым щитом, где укрылись все,  кто пришел к нему за помощью. На небесах довершал он свой подвиг послушания. Принял горе, предложенное ему,  при иноческой жизни и с тех пор не переставал молиться о пастве. Послышалось тихое пение:  «Гласъ Божественный, иже во Евангелии, услышавъ, преподобне отче Никандре: Придите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Азъ упокою вы».
 Я подумал, нет слов для выражения одного великого подвига, а здесь пять славных веков. Преподобный Никандр Псковский (в святом крещении Никон) родился 24 июля 1507 г. в семье благочестивых крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. Моему воображению представились две таинственные лестницы ,одна по долгим ступеням деяний глубоко уходит в прошлое священной старины Русской. Когда узнал Филипп о желании Никона облечься в ангельский образ, отвел его в обитель святого апостола и Евангелиста Иоанна, в которой почивали мощи преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого чудотворца, и привел его к игумену той обители, чтобы сподобил он Никона иноческого образа. Игумен же не соглашался, говоря: « Нет, возлюбленное чадо Никон, не возлагай на себя этого бремени. Видим тебя слабого и изнуренного. Не сможешь ты нести  этого тяжелого бремени, поскольку нет в тебе таких телесных сил. Но пребудь с нами, и не будешь лишен благодати Божией».
Тогда Никон , припав к раке преподобного Саввы, стал умолять его как живого, сподобить его иноческого пострига. Игумен же, видя желание и непоколебимую крепость воли его. Прославив Бога, давшего Никону такую ревность, повелел по уставу святых отцов облечь его в иноческий образ, и у святого Евангелия наречено было имя ему Никандр. Но подвижник не хотел славы человеческой, которая отделяет от любви Божией. С той поры, покинув монастырь, и с величайшим смирением исполнил святой требование: он отправился в первую свою пустынь на реку  Демянку, на место, указанное ему Богом. С тех пор к преподобному стало приходить много народа « пользы ради». Ибо по слову  святого Иоанна Лествичника, « монашеское житие – свет для всех человеков».В то время к преподобному часто приходил из города Порхова , по имени Петр, для душеспасительных бесед. Во время одного посещения преподобный Никандр поведал Петру: « Брат Петр! Много времени прежде страдал я ногами, а теперь чувствую облегчение». Петр взглянул на ноги святого, увидел одни кости, обнаженные от своего телесного покрова, и ужаснулся, подивившись несказанному терпению великого  пустынножителя.
Предвидя свою смерть, преподобный Никандр поведал Петру: « БратПетр, скоро Господь призовет к Себе мою душу; и ты погреби тогда мое грешное тело. Не знаю, как извещу тебя, ибо в то время будет брань; тогда придут сюда,  польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде. Ты же, когда узнаешь о моей кончине, небоязненно погреби тело мое, а над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь великого и славного Благовещения». Пророчества преподобного Никандра вскоре в точности сбылись. После кончины преподобного Никандра дьяконом Петром над его гробницей была воздвигнута церковь в честь Благовещения Присвятой Богородицы. Еще при жизни преподобный указал ему где взять храмовую икону и как устроить сам храм. А через три года здесь появилась обитель Которой суждено было стать одним из известнейших монастырей Севера Запада  России.
     Другая лестница молитвенно возносится к небу, рядом чудесных подвигов преподобного Никандра. Уже в ангельском его сане заступника своей Родины. Соучастие этих двух миров, благо, где все обратилось в призрак, и проникает невольным трепетом в душу в эти торжественные минуты.
Выйдя после молитвы из церкви,  я пошел к святому источнику преподобного Александра Свирского. Справа у дороги под большими липами каменные плиты, с надписями кто прожил здесь. Я горько размышлял об участии всего великого на земле. Эти каменные надписи служат красноречивым эпиграфом Никандровой пустыни. 
Трижды погрузившись в святой источник, я почувствовал облегчение телесное и духовное. Подойдя к целебному источнику преподобного Никандра, испив воды, мне представилась другая реальность. Мне показалось, когда я смотрю на эти места, рядом встают  вернувшиеся в мир живых, все те, кто упомянут здесь. Это ты, преподобный Никандр первый из светильников, горящих внутри храмов. Мирно почивший среди нас, как бы, живой  и ты станешь опять представительствовать нам, в час литургии, с высоты твоего горнего места – мы бы с умилением и духовной радостью, поминали тебя, наставника нашего. И проповедовал бы нам слово Божие,  не взирая на кончину твоей жизни, мы подражали бы вере твоей! Отрадно вспомнить событие в духовной жизни монастыря, когда было  проведено в мае 2004г., крестный ход из Порхова в Никандрову пустынь. В честь 150 летим установления крестного хода с иконой преподобного Никандра.В этот святой день от нашего сердца  да бежит всякий мрак, печаль и уныние. Можно ли не понять людей, которые именем Христовым пришли на крестный ход, чтобы только поклониться могиле преподобного Никандра. 
Я шел по дорожке. Меня тронуло благосклонное внимание отца Серафима, который спешил еще раз проститься со мной. Я подошел к нему, чтобы принять его благословение. Мы расстались на той грани, где для них кончается мир. Я подумал, как суетны и жалки, должны быть мы были казаться этим отшельникам. Вот несколько слов, необходимых для пояснения этого путешествия и написания своего рассказа.
   


Рецензии