Заповеди блаженства

Существует 8 заповедей блаженства.

" Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное." (Мат. 5:1-3).

Нищие духом - не гордые, смиренные. Люди, которые подставят другую щёку, будут любить врагов, будут со смирением относится к родителям и властям. Всё это приближает нас к Христу, ведь такой образ жизни согласен Его проповедям.

Вторая заповедь блаженства:
"Блаженны плачущие, ибо они утешатся"(Мат. 5:4).
Верующие люди живут с осознанием того, что они с Богом, и Бог с ними. Такие люди могут плакать из-за тяжестей, свалившихся на их крест. Но верующий не должен впадать в уныние - смертный грех. Плачущие, впадающие в уныние, не прибегают к вере, а истязают себя внутренним унынием, которое поедает душу человека. Они теряют веру - надежду на Бога. При унынии следует молиться. Христиане не отпевают самоубийц, которые предпочли уныние собственной жизни.

Третья заповедь Христа:
"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"(Мат. 5:5).

Иисус снова напоминает о важности кротости и смирения - противостояние собственной гордыне, смертному греху.

Четвёртая заповедь блаженства:
"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся."(Мат. 5:6).
Поиски истины делают человека мудрее, а значит, его вера подтверждается его разумом. Именно разум открывает Божью истину, которая восторжествует над ложью. Ложь мира сего в том, что этот мир лишь временный, а посмертная жизнь вечна. Но многие верующие об этом даже не задумываются (я тоже много лет жила в такой слепоте). В своём "Соборном послании" апостол Иаков писал: "Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут"(Иак. 2:15-19). Осознание истины о бесполезности мирских забот и стремлений делает человека близким к познанию Божьей истины.

Пятая заповедь блаженства:
"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут"(Мат. 5:7).
Сам Иисус был милостивым (хотя мог и разгневаться на торговцев в храме): Христос заступился за блудницу, которую хотели побить камнями согласно закону Моисееву. Иисус не отказывал обращающимся к Нему, кем бы они не были. Позже в своей нагорной проповеди Иисус учил нас поступать так же: "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся"(Мат:5:42). Иисус часто говорил о необходимости милости и сострадания, всепрощения и смирения. Милостивые будут помилованы.

Шестая заповедь из проповеди Иисуса:
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"(Мат. 5:8).
Что значит "чистый сердцем"? Как может человек сохранить сердце в чистоте? Верой. Сопротивлением грехам... Сохранить своё сердце в чистоте можно только при ежедневной молитве и жизни в вере. Это свойственно святым, монахам и правоверным иудаистам, христианам и мусульманам (которых часто именуют "религиозными фанатиками"). Но именно эти "фанатики" сохраняют своё сердце в чистоте, и смогут узреть Самого Бога.

Седьмая заповедь блаженства:
"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими"(Мат. 5:9).
Миротворцы делают наш мир прекраснее и добрее, проповедуя мир, а не братоненавидение и насилие.

И последняя заповедь блаженства:
"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное"(Мат . 5:10).
Что для Бога истина, а что ложь? Смертному человеку не дано это понять. На суде у Понтия Пилата Иисус говорил о Своём торжестве духа над плотью. Сам Понтий Пилат изначально не хотел Его осуждать:" Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет"(Иоанна 18:29-32). Разговор Понтия Пилата с Иисусом открывает истину Божью: "Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. "(Иоанна 18:33-37). В этом и состоит правда.  А в конце разговора с Мессией Понтий Пилат не хотел Его казнить: " Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник"(Иоанна 18:38-40). Слово Иисуса - истина. Блаженны изгнанные правды ради.

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас"(Мат. 5:11,12).
Далее Иисус говорит короткими притчами:
"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном"(Мат. 5:13-19).


Рецензии
Очень ёмкая статья - не столько даже богословская, сколько философская.
"Нищие духом - не гордые, смиренные", пишите Вы. И ведь действительно, как часто люди буквально кричат каждым своим поступком: "Вот - моё мнение! Моя душа переполнена!" Да чем? Рекламой? Жареными фактами из СМИ? Ну, пусть даже когда-то выученным диаматом...
Этим смешно хвалиться. Похвальнее опустошить себя (от навязанных мнений), чтобы в эту пустоту могло войти благовестие Христово. Оно - абсолютно новое Бытие, обновляющее всю нашу жизнь. Но те, кто держится за привычных идолов рыночного успеха, рекламы и проч. симулякров - не узнают этого никогда. Они отчуждены от Бога, от ближних, от себя самих. Они слишком "богаты" этим отчуждающим грузом.

Блаженны нищие.

Виктор Алымов   22.05.2017 01:14     Заявить о нарушении
Вы правы. Ценности современных людей материальны, а не духовны.

Аня Глейзер   22.05.2017 08:54   Заявить о нарушении