Северный Плут-арх. Ё - Ё
Ёла-Вэй Анастасий Петрович ( 1894- 1971 г.г). Ландшафтный дизайнер. Мостостроитель. Архитектор малых форм.
Родился в Абхазии. Отец, видимо, русский, мать — адыгейка. В метрике место рождения записано «С-Петербургъ», так как во младенческом возрасте его отец повез жену и сына на родину (причем родина была не сам Петербург, но каким-то образом, по рассказам матери, они оказались в Санкт-Петербурге). Отец был мастер-канатчик, мать — домохозяйка. Отец умер , когда Анастасию было 6 лет. Семью взял на содержание Совет мастеров Путиловского завода. По спецзаказу этого завода отец Анастасия крутил канаты для будущей стройки Троицкого моста, который построили уже потом, в 1903-м, без Петра Ёла-Вэй.
Совсем не факт, что фамилия у него была такая (хотя рабочий комитет мастеров предполагал, что «может, Петр чухонец был?»). А, может быть, фамилию Анастасию вписали по причитаниям матери. Потому что, когда умер отец, она чаще, чем что либо, повторяла «ёла-вэй». Так, по крайней мере, слышались её причитания.
В 1913 году молодой Анастас работает ныряльщиком и вантовым крепильщиком на строительстве Дворцового моста в Санкт-Петербурге — главного моста Российской Империи. (Вантовые крепежи на этом мосту делались как промежуточные работы на нижней части конструкций). Всю жизнь Анастас вспоминал то строительство, как главную награду в своей жизни, главную причастность к чему-то великому. Все революции и войны он великими не считал: ломать - не строить.
В 1922-1926 годах Анастасий Петрович закончил 6 курсов: наладчика оборудования нитенатяжения (от ткацкой фабрики), слесаря-инструментальщика, фотомастера, обувных дел мастера (мягкая обувь), литейщика и монтажника малых форм литья на конструкциях сборного типа, наставника-тренера по стрельбе из лука и арбалета (при этом сам стрелял всего лишь на уровне 2-3 разряда, называемых тогда «категориями»).
В 1927 году Анастасий Петрович был арестован по делу митрополита Иосифа — радикального ортодокса, не признавшего патриарха Сергия и не признававшего сотрудничество с Советской властью. Впрочем, чуть позже оказалось, что Анастас увлекался не столько вопросами чистоты веры, сколько девушкой из общины Охты, примкнувшей к иосифлянам. Анастасий все ещё был неженат. Девушка умерла в тюрьме, а Анастасий получил всего 2 года лагерей (один из немногих с таким малым сроком по этому делу. Иосифляне погибли поголовно. Выйти из лагерей и тюрем удалось единицам). Но отправили его почему-то на Соловки, где он отсидел только 7 месяцев и был выпущен в 1929 году весной в распоряжение Вологодского отделения, только что организованного, ГУЛАГа.
Из Вологды в июле 1929 года его отправили старшим группы наводить мосты на участке Усть-Вымь — Ухта в Коми автономную область.Здесь он понял, что Охта(где жила погибшая его девушка) и Ухта - однокоренные слова. Обозначают по сути одно - хлябь, кашу воды,земли и снега. Ручьев и речушек было много. Анастасий понял, что это судьба, что он получил знак Бога, свободу и работы в вольном режиме лет на пять. Деваться все равно было некуда, и быть старшим с гарантированной банкой тушонки, булкой хлеба в день — терпимо. В Ленинград ему возвращаться не хотелось. Мама умерла... Девушка умерла...Отец умер давно. Безумие красных интеллектуалов Ленинграда его угнетало.
Гарантированных тушонки и булки хлеба Анастасий на лесных трассах не увидел. Еду завозили два раза в месяц, правда, вполне в достаточных объемах, но поскольку перед этим приходилось по мелочам брать в долг у местных крестьян, постольку и отдавалось из привезенного премного — иногда больше половины. Спасало умение стрелять из лука, коми ребята научили ставить силки. Дичь в котлах строителей трассы на Ухту бывала постоянно....
Анастасий Петрович весной 1934 года поехал с ропчинских болот на Княжпогост за плотницким инструментом и остался в поселке навсегда. Никто просто предположить не мог, что на автобазе НКВД и на складах инструментов слесарь инструментальщик и вчерашний мостостроитель окажется полезнее. Здесь же он уже почти в 40-летнем возрасте и женился на коми женщине, вдове с двумя мальчишками. Мальчишки погибнут в годы Великой Отечественной войны, один — защищая Ленинград, другой — уже при освобождении Австрии. Но общие с той коми женщиной ещё двое сыновей, рожденные уже в 1936 и 39 годах, выросли и выучились на железнодорожников, проработав всю жизнь на Сосногорском отделении Северной железной дороги.
Ландшафтный дизайн и новое сверхмалое мостостроение — вот что осталось в памяти об Анастасие Петровиче, а не вся его довоенная жизнь. С войны 1941 его творчество только начинается.
Вымские земли полны болот и торфяников. И сто лет спустя тут можно проводить дренажные работы ежегодно. Там, где дренаж и канавки — там требуются переходы. Большие, маленькие, устойчивые и временные. Нашел себе Анастасий забаву — делать красивые мостики. Иногда и ручей-то одно название — один шаг, а мостик он смастерит с вкопанными столбиками, как где-нибудь на Фонтанке или с красивыми корягами вместо перил. Не золотые сфинксы, конечно, как на канале Грибоедова, но когда свежепобеленные или удачно ярко покрашенные — очень уж радовали глаза в серо-черной ГУЛАГовской мути. Анастасий Петрович был одним из первых, кто придумал цветочные пейзажи и надписи из цветов на железнодорожных насыпях. Сегодня все уже привыкли видеть вдоль железных дорог выложенные бархатцами или анютиными глазками с крашенным гравием композиции «РЖД» или «75 лет Победы» или « Счастливого пути!». А когда-то ведь и откуда-то начиналось всё это. Конечно, Анастасий Петрович был не первым и не единственным ландшафтным дизайнером Российских железных дорог. И до него, и после него на этих работах люди получают приличные деньги, а РЖД выделяет приличные средства. Но тогда-то это было бесплатно! От души. И главное — он не знал и не мог знать, что где-то в Европе или в Центральной России так делают давно. Он просто старался сделать красиво и радовать людей. Идеи его были вполне самостоятельными, а это значит, что Анастасий Петрович — автохронное явление в культуре Коми края и Русского Севера вообще.
Ёнутов Дмитрий Дмитриевич (1948 г.р) — капитан речного флота. Вторая достопримечательность этого человека — вес 148 кг. при росте 172 см. «Шарик», «Окунь», «Пузырь» - это неполный перечень кличек, позывных и надписей на борту его барж, катеров и прочей плавающей посуды, которой он руководил с 60-х годов прошлого столетия до недавнего времени. Третья достопримечательность этого человека-шара — абсолютно три разных личности в одной. В пьяном состоянии — это один человек, в трезвом — другой, за штурвалом во время хода посудины — совершенно третий человек. У его жены вкрадчиво спрашивали «Пузырь-то по ночам , может, в Казанову превращается? Черного? С таким вот х...». Жена пожаловалась мужу на «вкрадчивых», и Дмитрий Дмитриевич достойно набил рожу умникам. Причем всем вместе — четырем. А одного даже подрезал. Шутить перестали. Обошлось и без тюрьмы. Но после этого коллеги и соседи предположили, что в фамилии Дмитрия вторая буква явно была «б». Иногда даже путались, принимая одну личность Дмитрия Ёнутова за другую. Кто сталкивался в первый раз с такими превращениями , тот пугался, кто работал и жил с ним рядом и в ежедневном контакте, тот пользовался этой странностью Дмитрия Дмитриевича. Ещё бы — вот он встал за штурвал и стал неутомляем. Две смены отстоять? Запросто. Маршрут от Княжпогоста до Весляны на «М-200» пройти, не отлучаясь практически даже в туалет (ну, может, один раз сходит) — тоже запросто. Свяшенник Водной Стихии! Монах-столпник, а не капитан! Во время ледяных заторов 1998 года, когда резкое похолодание и метель унесла в Ледовитый океан всю белую куропатку, а в низовьях Печоры ледяные торосы создали пробки, с которыми не могли справиться даже взрывники Министерства по чрезвычайным ситуациям, тогда видели Дмитрия Ё стоящим на ледяной палубе на рейде в Щельяюре двое суток к ряду. Он, как маг, слушал реку и ветер. Потирал свои розовые щечки-подушечки и стоял, стоял, стоял...Будто прощался со своей лоханкой, а заодно и со всем Печорфлотом. На пенсию он ушел той же осенью. Тогда он ещё не знал, что ещё большее половодье 2014 года, смывшее Крестовку, обрушившее остатки Оксино и напугавшее многих печорцев, будет уже практически без речного флота в этих местах.
По пьянке этот человек и на пенсии играет на балалайке и любит пощупать всех подряд — неважно, мужик ты, баба ли, дед или ребенок. По трезвянке может бесконечно лениво лежать на диване, бесконечно долго ходить в магазин (летом в тапочках ушел в магазин, который за углом, уснул на крылечке, вернулся часам к 4 вечера...), и также лениво кушать. Лениво и не останавливаясь. Если жена из-под рук не уберет хлеб, борщ и рассаду на подоконнике, то Дмитрий Дмитреевич, глядя сонными глазками на сидящего кота на заборе за окном, будет медленно поедать все, что на расстоянии вытянутой руки. Такой вот ленивец homo. Говорят, что на конец февраля 2017 года его вес был близок к тому состоянию, когда уже отлетают не только пуговицы рубашек, но и хлястики и воротники зимних пальто, а так же и дверные косяки.
Ёрт- Педь ( 1536- не раньше1572 гг). Проводник. Известно, что родом был с нижнего течения Выми, но населенный пункт какой-либо с ним не связан. Прославился, как человек, собравший для легендарного атамана Ермака Тимофеевича свою ватагу из сорока человек вымичей и мезенцев. Ходил с Ермаком в Сибирь. Но истинная слава этого человека в другом — он обещал своей девушке вернуться и забрать её с собой в Сибирь, « на татарские земли». Ущел Ёрт-Педь в 1551 году, а вернулся за девушкой в 1567 — через 16 лет. Клятву выполнил. (ёрт — по-коми «друг», Педь — кратко звучащее имя Федор. В коми языке нет буквы «ф»).
Свидетельство о публикации №217041901302