43-2. Школа даосов об отношениях между людьми

43-2.

ШКОЛА ДАОСОВ ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Как-то я заговорил с философами об отношениях между людьми, и они мне сказали: «Все люди разные, и у каждого человека есть своё понимание жизни. Поэтому все они должны жить своим умом и не слушать чужих советов. Тот человек, который пытается навязать другим людям своё мнение, обычно руководствуется своим личным интересом, который может не совпадать с интересами другого человека. Поэтому лучше всего – никому ничего не советовать и поступать так, как велит тебе твоя совесть».

- Но ведь многое живут, заботясь о других и делая добро, - возразил я им, - и своими деяниями они обретают славу. Разве плохо, когда после нашей смерти остаётся в сердцах людей добрая память о нас?

На это возражение Ян Чжу ответил мне следующими словами:

ДОБРО И СЛАВА

В глубокой древности совсем другие были нравы:
С добром друг к другу относились, выгод не искали,
Тогда добро творили люди не для громкой славы,
Когда же слава приходила, то её не ждали.

Сейчас всё изменилось, к славе многие стремятся,
И слава в наше время тесно связана с наживой,
Муж благородный стал творить добро остерегаться,
Чтоб славы избегать с «добропорядочностью» лживой.

С наживой связанная слава тяжбу вызывает,
Все люди, славу кто познал, вовлечены в раздоры,
И мало, кто стремленье к милосердью проявляет,
Сейчас об истинном добре идут лишь разговоры.

- Да уж, - сказал я, - сейчас вместо добра люди привыкли творить зло, старясь друг друга ограбить. Нравы в обществе настолько упали, что борьбу с ворами уже считают все утопией. И чем выше человек по положению, тем становится жуликоватее. Как же нам искоренить это зло?

И Ян Чжу высказал такое предложение:

БОРЬБА С ВОРАМИ

Когда повсюду царство разорялось грабежами,
Открыто всюду жили все разбойники и воры,
Царь призадумался, как поступать ему с ворами,
В народе лишь о воровстве одни шли разговоры.

Криминалиста царь нашёл, сметливого, который
Разбойников распознавал по внешнему лишь виду,
С его подачи стал решать судьбу воров суд скорый,
Разбойники все затаили на него обиду.

Не мог скрыть царь всей радости от Мудреца Большого:
- «В моей стране никто меня уж скоро не обманет,
В борьбе с ворами одного я отыскал такого,
Что скоро в царстве всем разбойникам конец настанет.

Людей сейчас для сыска не понадобится много».
Мудрец сказал, что радоваться пока нет причины,
Ведь от разбойников всё не очищена дорога,
Криминалист закончит дни не от своей кончины.

Случилась так, что вскорости «сметливого» убрали,
За то убийство не был привлечён никто к ответу,
А воры царскую казну дочиста обокрали,
Царь у Мудреца Большого послал просить совета.

Мудрец сказал: «Высматривая рыбу на глубинах,
Легко ведь можно самому в пучине очутиться,
Искать с пристрастием виновных среди «всех невинных» –
Тому ж равносильно, как к своей гибели стремиться.

Но если царь желает от воров страну избавить,
Лучше всего на приближённых умных полагаться,
И своей честностью людей быть честными заставить.
Тогда верхи прозреют, и низы переменятся.

И если обретёт в стране народ весь стыд и совесть,
То кто в разбойники пойдёт, и воровать кто станет?
Не нужно будет в наказаньях проявлять суровость.
И в царстве у народа благоденствие настанет».

Мне понравилась высказанная Ян Чжу мысль, но я сказал, что одно дело - говорить, а другое – делать. В нашем обществе много разных прекрасных идей, но почему-то всегда они остаются нереализованными. Может быть, возвышенные мысли заранее обречены на неудачу, так как их осуществление всегда проваливается. Почему так происходит?

И Ян Чжу сказал, что высказать мысль и уметь претворить её в жизни – разные вещи.

УМЕНЬЕ

Мудрец жил в старину, к бессмертью Путь прямой познавший.
Услышал царь и поспешил слугу к нему направить.
Тот медлил, мудрец умер, вечную жизнь обещавший,
Пришёл царь в бешенство, слугу на казнь хотел отправить.

Но тут придворный этого просил царя не делать,
Сказав: «Ведь каждый жизнью дорожит, смерти боится,
Уж если не сумел сам проповедник сохраниться,
То как бы смог он самого царя бессмертным сделать»?

Слугу простив, тут перестал царь сразу огорчаться.
Один придворный был, хотел бессмертью научиться.
Узнав, что мудрец умер, стал он от досады злиться.
Другие при дворе же начали над ним смеяться:

- «Не знаешь сам того, чему учиться ты собрался,
Ведь умер самый тот, кто проповедовал ученье».
Но тут ещё один мудрец в их разговор вмешался,
Сказал: «В том, что один наставник умер, нет значенья.

И так бывает, что один лишь средством обладает,
Но применить его он не способен – нет уменья,
Другой, кто его может применить, о нём не знает,
Поэтому таится тот секрет без примененья.

Знал одного слугу я, кто умел считать прекрасно,
Он перед смертью передал секрет свой счёта сыну,
Но тот, как счёту ни учился, было всё напрасно,
Поэтому попал секрет от сына к господину.

Тот в примененье счёта мог сравниться лишь с покойным.
Лежит в основе не секрет, а способ примененья,
Так и с бессмертием, здесь в деле главное – уменье,
Умерший познакомить мог со знаньем нас достойным».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии