Малик Каюмович Каюмов

ДЖАСУР ИСХАКОВ

Пока жива память о человеке, жив и он. Это – не ново. Но к Малику Каюмову это относится в полной степени. И я горжусь, что знал этого человека, работал рядом с ним, Кинематографистом с большой буквы, ветераном, военным кинооператором, замечательным человеком, Маликом Каюмовичем Каюмовым.

Первым документалистом Узбекистана считается Диван Худайбергенов. Уже в 1897 году он снимал в Хиве различные жанровые сценки. В двадцатые годы документальное кино снималось на киностудии «Шарк Юлдузи». В 1934 году на основе отдела  хроники была создана самостоятельная киностудия. Впоследствии она называлась «Студия документальных, научно-популярных и хроникальных фильмов Узбекистана», коротко – «Узкинохроника».

В те годы работали Шер Захидов, Ариф Турсунов, Ахмад Саидов, Малик Каюмов. Позже - Насыр Отаханов, Пулат Расулов, Исай Гибалевич.                60-е годы прошлого века – это расцвет узбекского кино, в том числе и документального. В эти годы начинают плодотворно работать молодые кинематографисты, Тулкун Бабаджанов, Турды Надыров, Кахрамон Хасанов, Феруз Алимов, Карим Максудходжаев, Даврон Салимов, Нариман Азимов,                Неля Атауллаева, Семен Эгай, Баходыр Музафаров, Шухрат Махмудов, Шухрат Курбанбаев, Умид Артыков и многие другие.

На студии снимались фильмы различных жанров, - хроникальные фильмы, киножурналы. Фильмы о промышленности, о сельском хозяйстве республики, фильмы об истории Узбекистана.
Малик Каюмович Каюмов. Наш выдающийся современник, режиссер-документалист, строитель, организатор, человека большой души. Он посвятившему всю свою жизнь узбекскому киноискусству.

Малик Каюмов родился в апреле 1912 года в Ташкенте. Его отец, Абдукаюм Каюмов, был состоятельным человеком. В наше время его бы называли предпринимателем. Мать, Сибринисо-оя, была человеком образованным; читала по-арабски, говорила по-русски, знала Коран. Собирая своих детей, она читала им сказки, приучала к добру.
С шести лет Каюмов пошёл в махаллинскую школу, которую окончил в начале 1920-х годов. Из стен этой школы вышли многие знаменитые люди  Узбекистана, в частности, академики Абид Садыков, Хамдам Усманов, Малик Набиев и другие.

В кино Малик Каюмова попал, благодаря встрече с удивительным человеком, Николаем Кладо. Он заметил, какой интерес проявляет юноша к кино и пригласил его кинофабрику «Шарк Юлдузи». В 1929 году Малик Каюмов впервые снялся в качестве актёра, сыграв роль батрака в игровом фильме Кладо «Американка из Багдада», потом снимался в других фильмах. Одновременно он продолжал работать на кинофабрике, ассистентом оператора. Его наставником был Фридрих Веригородский, научивший Малика профессиональным тонкостям кинооператорского искусства.

В 1931 году Малик поступил во ВГИК. Но через два года, немного овладев профессией оператора, вернулся в Ташкент. Молодой оператор был принят на работу в Ташкентскую студию кинохроники, одновременно работал в «Союзкинохронике» собственным корреспондентом по Средней Азии.

В 1938 году кинолента Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» попала на всемирную выставку в Нью-Йорке, где была удостоена Золотой Большой медали. В 1939 году он снял фильм о строительстве Большого Ферганского канала, который назывался «Могучий поток». С того времени к Каюмову пришла известность.   

В июне 1941 года Малик  Каюмов, в качестве кинооператора снимал работу   экспедиции, которой было поручено установить подлинность захоронения Амира Тимура в мавзолее Гур Эмир в Самарканде. В раскопках гробницы участвовал председатель правительственной комиссии востоковед Семенов, ученый Герасимов, академик. Кары-Ниязов, писатель Айни. Позже Малик Каюмович рассказывал:
«Однажды ко мне подошли три старца и, указав на старинную книгу, сообщили, что в ней написано страшное предсказание – если вскрыть могилу Амира Тимура – начнется война». Но члены комиссии только посмеялись над этим и прогнали стариков. На следующий день началась война. Конечно, это было поразительное историческое совпадение. Но Малик Каюмович верил, что это совпадение не было случайным.

Началась война. Каюмова призвали в действующую армию военным кинооператором. С 1941 по 1945 год Малик Каюмов находился в составе фронтовых киногрупп, снимал бои на Калининском фронте, под Москвой, в районе города Ржева, а также при освобождении Белоруссии.
Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами. В одном из боев Малик Каюмович был ранен. Второе ранение было им получено в 1944 году в боях под Минском: три пули из немецкого автомата попали ему в ногу. Лечился в госпитале в Москве. Сначала хотели ампутировать ногу, но в итоге её удалось спасти. В марте 1945 года Малик Каюмов был демобилизован  и вернулся домой.

Малик Каюмов снял свыше 400 полнометражных и короткометражных кинолент. Позднее за свои работы был удостоен высоких званий, лауреатом различных премий. Он один из немногих который имеет премию «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
Малик Каюмов автор фильмов «Огни Фархада», «Приезжайте к нам в Узбекистан». Последняя была удостоена Золотой медали на международном кинофестивале в Венеции. По всему миру был показан документальный фильм режиссёра «Паранджа», который был удостоен одного из высших призов - Гран-при Лейпцигского кинофорума «Золотой голубь».
В 1966—1968 годы Каюмов снимал последствия землетрясения в Ташкенте. Каюмов несколько лет снимал документальное кино о зарубежном Востоке, получившее также широкую известность. Наиболее известные среди этих работ: «Утро Индии», «Вьетнам — страна моя». Снял серию фильмов об Афганистане.

Малик Каюмович мечтал создать книгу с лаконичным названием – «Сто». Сто лет, сто картин, сто фотографий, сто встреч. К сожалению, он не успел осуществить эту мечту. Он показал мне свои фотографии для этой книги. Удивительные снимки, как документы эпохи, в которой он жил… Я помню - вот Малик Каюмович с молодым ещё бородачом Фиделем Кастром, с вождем вьетнамской революции Хо Шимином, с красивым и мудрым Джавхарларом Неру, с улыбчивым Юрием Гагариным, с гордым французом Шарлем де Голлем, с улыбающейся Индирой Ганди, с Лалом Бахадуром Шастри. Тогда я вдруг подумал, что это не снимки из разряда - «разрешите сняться с вами на память». Не пресловутое «сэлфи». Это были фотографии людей равных, глубоко уважающих друг друга, со своими собственными, мощными харизмами. Почти на всех этих снимках Малик Каюмович улыбается. В правой руке - его вечная спутница, кинокамера «Конвас».
Говорят, что он был очень строг к людям. Да, он был строг. Он не терпел расхлябанности, неаккуратности, необязятельности. «Если что-то пообещал – выполни!» - часто повторял он. Но одновременно, Малик Каюмович был доверчив, и многие пользовались этим.
Про него говорили, что он в своих фильмах часто приукрашивает действительность.
Да, и он сам признавался в этом. Он говорил примерно так: «Меня часто упрекают в том, что мои картины слишком красивы. Да, красивы. Но разве мой народ и моя земля не красивы? Почему я должен видеть уродство там, где его нет? Конечно, не всё так прекрасно, как в моих фильмах. Но именно так воспринимаю мою Родину. Я горжусь, что благодаря моим фильмам открыл людям Хорезм и Каракалпакию, Ферганскую долину, Самарканд, Бухару. Я всю жизнь старался открывать узбекские дворы, старинные медресе, арыки, каналы… Нашу культуру, нашу историю.

Вспоминаются слова великого романтика, влюбленного в жизнь, Александра Довженко - «Старайся улучшить всё, к чему прикоснутся твои руки». Малик Каюмов оставил богатое наследие – это его фильмы, его ученики, это то, что было построено, благодаря его усилиям, - здание «Узкинохроники», «Дом кино», «Дом творчества» в Дурмене.

Малик Каюмов скончался в 29 апреля 2010 года.


Рецензии
Уважаемый Джасур, здравствуйте! С большим вниманием прочитал рассказ о М.Каюмове - легендарной, цельной и харизматичной личности. Написано просто, емко и содержательно. "Да, красивы. Но разве мой народ и моя земля не красивы?" Как сильно, как выпукло, а самое главное, как достоверно!
Великий народ давший миру великих мыслителей Алишера Навои и Захириддина Бабура, Мукаррам Тургунбаеву и Батыра Закирова не может быть не красивым и здесь непревзойденный мастер кинематографии Малик Каюмов вписал золотыми буквами в историю народа поистине неподдельную красоту великих преобразований Советского Узбекистана.
В коротком рассказе, уважаемый Джасур, Вам удалось это показать! Мира и процветания Вам, вашим родным и близким, творческих удач и свершений!
С добрыми пожеланиями, Жумарт Ашимович Карабаев.

Жумарт Карабаев   26.10.2018 19:02     Заявить о нарушении