Дом-музей Райниса и Аспазии. Рига, Латвия

Посещение дома-музея Райниса и Аспазии (Рига, Латвия, улица Базницас 30, 2017).

«У мудрости есть границы, у глупости – нет» (Райнис).

«Способен ли ты сиять? И жить сквозь страдания, и любить это, не нудя?» (Аспазия).


Здравствуйте!

Мы снова в гостях у выдающихся людей Латвии, знакомимся с прошлым страны и отмечаем уже 36-й по счёту музей родного города…

Так уж вышло, что семейная чета, о которой пойдёт речь, родилась в один год – в 1865-ом. Можно было бы сказать, что это простое совпадение, но в огромном мире человеческих судеб случайности исключены. Так было уготовано свыше, чтобы в Латвии, недалеко от Елгавы, появились две близкие по духу творческие души. Появились и переплелись…

Райнис – это Янис Плиекшанс, а Аспазия - Йоханна Эмилия Лизете Розенберга. Оба - значимые фигуры в латвийской культуре конца XIX-го - начала XX века. Он – поэт, политик, общественный деятель, переводчик, редактор газеты, драматург. Она – поэтесса, драматург, общественный деятель, идейный, социальный и политический борец. Они друзья, коллеги, супружеская пара и товарищи по несчастью (ссылки, ссылки, ссылки Райниса, а жена рядом)… Россия, Швейцария… Повидали немало, прежде чем снова смогли вернуться в Латвию и продолжить свою жизнь в родном краю…

Однако всё произошло не сразу. И не в юные годы…

Йоханне было 20 лет, когда она решила, что плодотворной творческой жизни не помешает хороший, заботливый, да любящий муж (ведь, как известно, сочинять она начала рано – с 14 лет. Вдохновлённый подросток, воспитанный на немецких авторах и первое своё стихотворение написала на немецком языке). Но это был не Райнис. И прожив несколько лет в неудачном браке, молодая женщина развелась, став сначала домашним репетитором, а чуть позже журналистом в газете “Dienas lapa”, в столице Риге, продолжая публиковаться уже под новым, необычным псевдонимом – Аспазия, взятым из древнегреческой мифологии…

Янис учился в особенной немецкой школе Даугавпилса (второго крупного города Латвии), потом стал студентом юридического факультета Петербургского университета, позже вернулся в Латвию, поселился в Риге и стал редактором газеты “Dienas lapa”, где… Как вы и понимаете, встретил свою самую большую любовь, друга, коллегу, собеседника по немецкому языку и, конечно же, будущую жену – Аспазию…

А дальше… Дальше можно кино снимать… Труды, частые переезды, тюрьма, ссылка Райниса в Россию, отъезд в Швейцарию, где семейная пара жила много лет, триумфальное возвращение в Латвию, политическая деятельность (он – один из авторов конституции, она – идейный борец за права женщин), труды, труды, труды и… судьбоносное посмертное расставание. Они родились в один год, а вот уйти вместе не смогли. Райнис умер в 1929-ом (прожив 64 года), а бедной Аспазии пришлось ещё 14 лет жить, вспоминая своего любимого и никем не заменимого мужа (умерла в 1943-м, в возрасте 78 лет)…

Вот-с… Это если вкратце. Более подробно о жизни, как и о работах, вы можете ознакомиться сами.

Для меня же – это был ещё один литературный дом-музей Риги (приобретённый семьёй в 1924-м, заселённой в 1926-м, покинувшей его Аспазией в 1933-м, до переезда в Юрмалу, открытый, как музей-мемориал в 1988-м году)… Музей, где я увидел:
1. интересный и не бедный дом (в несколько этажей, с чердаком) в самом центре города, на небольшой и тихой улице Базницас,
2. внутренний двор и ещё один дом (но уже одноэтажный), в котором расположен большой актовый зал для видео просмотров, документальных фильмов, проведения творческих вечеров и дней памяти поэтов-драматургов,
3. большую библиотеку, в отдельной комнате с закрытыми шкафами со стеклом, напоминающую национальную или школьную библиотеку,
4. кабинеты, как Аспазии, так и Райниса (два помещения, где один не мешал другому),
5. небольшую роскошь, вкус (статуэтки, картины),
6. море книг,
7. простор…

И всё это бросалось в глаза. Ведь это здорово, когда двое любящих людей не мешают друг другу, творят каждый в своём кабинете и, только закончив, могут постучать, отвлечь, пригласить на чай, или нежно обнять, поговорив о том, о сём по душам…

Райнис человек серьёзный. Но и Аспазия ему не уступала. Ну, а то, что они одногодки, на мой взгляд, только красило их… Хотя, говорят, разница между душевными супругами может достигать до 5 лет, не больше, но разве же в этом дело? Любви все возрасты покорны. И она не знает границ. Главное, чтобы душа была открытой, а сердце чистым и сильно любящим… А с таким… И в ссылку, за мужем, и в Швейцарию, в эмиграцию. Романтизм... Почувствовалось что-то такое находясь в доме, почувствовалось…

Хотелось бы поблагодарить любезных работников музея за показанный 17-ти минутный документальный фильм, за интересный рассказ о портретах Райниса, висящих в гостиной, за доброе отношение, за возможность сравнения, уважения к пройденным 35-ти музеям.

Ведь это сущая правда. Я прошёл уже 36 музеев. Побывал у художников, театралов, писателей, поэтов. Конечно же, мне есть, что сравнить, что сказать, подчеркнуть…

Кстати! Правы были работники в музее поэта Ояра Вациетиса, сказав, что у Райниса очень трудный почерк. Трудно разборчивый. Пытаясь прочитать несколько строк, я испытал некоторые неудобства. Александр Чак тут, конечно же, один из лидеров. Чёткое правописание, понятные буквы. У Райниса, чтобы понять, пришлось чуток помучиться…

Это почерк… Но! Сила души поэта показалась… ближе… Эти строчки, слова… Как афоризмы великих умов мира…

«Даже будни может труд сделать праздничными днями» (Райнис).

Отдельно хотелось бы поблагодарить за документальный фильм. Он не был скучным, нудным и не содержал наводящих на сон затяжных интервью. Всё было плавно, гармонично и по-современному. Думаю, молодым людям он также будет понятен и интересен. Толково сделан. Мой поклон режиссёру. Не во всех музеях такой подход. Обижать никого не буду, но было кое-где немного скучновато…

Из документального кино я понял, что эти люди значат для родной страны, почему так много памяти в Риге, Юрмале, Даугавпилсе (парк, бульвары, улицы, кладбище, памятники). Даже в Санкт-Петербурге и Швейцарии… Эта сила поэзии, их труды, работа для театра (Райнис даже руководил одним из них), политика, законы, конституция, борьба за права. Значимые люди страны. Значимые… Оставившие свой след в истории государства…

Знаете… Райнис ушёл из жизни, до конца не удовлетворённый двумя событиями: 1) тем, что проиграл на выборах на пост президента Латвии 2) тем, что не получил Нобелевской премии за литературный вклад. Справедливо это или нет – оставим историкам, да экспертам. Я скажу, что как сейчас реставрируют его дом в центре города (с лифтом, большой террасой, балконом на втором этаже), не занимаются над многими вещами в городе. Память жива и знак уважения проявлен сполна. Пусть это его хоть немного успокоит… Там, на небесах…
 

Благодарю за внимание…

Алекс Джей Лайт.          


Рецензии