Кимберлит. Из книги Избранное

       В составе делегации  Вилюйгосстроя*  я прилетел в Айхал** в начале ноября 1965 года. Айхал по-якутски слава. Не знаю, чья это слава, но в этот момент я думал не о ней, а как бы согреться. В стареньком АН-2 салон не отапливался, а морозы стояли приличные. Айхал - то всего шестьдесят километров от Полярного круга.
       Легкомысленно одетая по случаю праздника делегация дружно лязгала зубами. Слава Богу, а вернее местным аборигенам, что догадались выделить всем по стакану коньяка прямо у трапа. Благодетели! Лязганье сразу прекратилось.
За праздничным столом нам с упоением рассказывали, какой замечательный город здесь будет: под стеклянным куполом, с искусственным климатом. Ох уж этот климат! Жаль, конечно, что красивая мечта так и не сбылась, но тогда мы все в неё верили.

      Сидевший рядом со мной за столом геолог поведал мне об удивительной трубке Айхал: по его словам выходило, что её форма не округлая, а в виде подошвы от сапога, а самое большое содержание алмазов там, где крепится подкова. И вот, когда у них горит план, нагребают из этой подковы несколько самосвалов кимберлита и все в ажуре. Он продемонстрировал мне  кусочек породы голубовато-зеленоватого цвета. Этот образец, размером со спичечный коробок, мне чрезвычайно понравился.
    -  Подари! У вас этого добра пруд пруди.
    -  Ты что! – испугался геолог. - Знаешь же правила: выносить из карьера ничего нельзя. А вдруг внутри алмазик? Загремим в тюрягу!
-  Ну не ври. Ты его не из подковы брал, вероятность, что в этом кусочке алмаз один к миллиону. Да  мне в Мирном***  подарили образец в три раза больше. Опять же с самосвалов этот кимберлит сыпется на дорогу тоннами. Не будь такой холод, я бы набрал его мешок, а не просил бы у тебя эту фитюльку!

-  Это правда – подтвердил геолог. – Но вдруг ты похвастаешься и тогда посадят нас обоих. Стучат здесь по первому разряду.
-  Мне сидеть совсем не хочется, уверяю! Ты, вот, будешь сидеть…под куполом и при кимберлите… а я под кумполом в Чернышевске. Думаешь там теплее? Так пусть хоть память меня согреет!

      Убалтывал я его два дня, напоил до изумления, но своего добился – образец перекочевал в мой карман. На обратном пути в промерзшем чреве аннушки я размышлял о перепитиях бытия:

    -  Три года я оставил в этих краях. Вкалывал как папа Карло, получал как Буратино, а вместо наград везу в Питер маленький кусочек кимберлита. Да, Север перевернул мои представления о ценностях и проверил на изгиб и на излом. Наверное, дальше будет проще.
Но я ошибся. Дальше все оказалось гораздо сложнее.

*) – ВилюйГЭСстрой – пгт Чернышевский. Город строителей первой в мире ГЭС на вечной мерзлоте.
**) Айхал – алмазная трубка и одноименный поселок.
***) Мирный – город в Якутии. Возник в 1957 г., как центр алмазодобычи около трубки Мир. Население 24 тыс. чел. (1970).


Рецензии
Как жаль, что так мало написано! Такая интересная тема. Истории с алмазами все любят. Не только женщины. Интригующий сюжет. Можно было развить тему. Автору браво! Для нас , дилетантов, любой кусок из тех мест полон тайн и загадок. Можно женщинам дарить и делать вид, что даришь лотерейный билет. Есть в нём что или ... Те, кто живёт а тех местах ко всему привык, но для нас же это мир открытий.
Когда читаю работы с вашей страницы , всегда наплывают мысли и воспоминания. Каждая работа тормошит мою память и воображение. Можно долго долго говорить.

Руслан Царгасов 15   10.08.2020 03:42     Заявить о нарушении
Что делать - папа был любителем малых форм. Хватало написания отчетов, монографий, диссертаций. Спасибо за рецензию.
Алиса - дочь Автора

Юрий Юровский   14.08.2020 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.