Агат - драгоценный камень. Глава 19

19. Дни скорби

- Сегодня мне надо будет побыть с бабушкой, она плохо себя чувствует, - сказала Агата. – Тем более, родители еще не вернулись.
У них с Александром были планы на вечер, но их пришлось отменить.
- Давай я тогда тоже останусь, вдруг моя помощь тоже понадобится? - предложил Александр.
- Да, останься.
У Софии Сергеевны заболело сердце, но вызывать врача она не хотела. Агата сильно переживала за нее: бабушка никогда прежде не отказывалась от врачебной помощи, если она была необходима. На душе было тревожно.
Вечером София Сергеевна позвала к себе Агату для уединенного разговора.
- Я хотела поговорить с тобой, внученька, - начала она. Ее голос звучал очень ровно и спокойно. - Я не просто так отказываюсь от госпитализации. Я чувствую, что мне недолго осталось.
- Нет, бабушка, не надо, - Агата отчаянно пыталась сдержать слезы.
София Сергеевна жестом попросила ее помолчать.
- Я знаю, что говорю, внученька. Последнее время мое здоровье резко ухудшилось. В этом и состоит главная причина моего приезда сюда: я хотела напоследок повидаться с тобой и твоей мамой. Я считаю себя счастливым человеком. У меня есть замечательная дочка и чудесная внучка. Было, правда, немало грехов в моей жизни. Есть много, в чем каяться и о чем жалеть. И я надеюсь, что Господь даст мне возможность подготовиться к встрече с Ним. Но я так рада, что ты выросла православной христианкой. Думаю, что это отчасти моя заслуга, и может быть, это зачтется мне...там. Еще я очень рада, что ты встретила свое счастье. Саша понравился мне сразу, как только я его увидела. Хоть я с ним и не общалась тогда, но впечатление он на меня произвел очень хорошее. Береги свое счастье. Береги Сашу и вашу с ним любовь. И это является, главным образом, твоей задачей. Я с твоим дедом прожила всю жизнь, и могу сказать, что хранить и оберегать семью - это неприметный, но очень большой труд, и лежит он в основном на наших, хрупких женских плечах... Но это очень благодарный труд... Я рада, что дожила до такого момента. И хочу еще тебе сказать: не расстраивайся слишком сильно, когда я покину этот мир.
Агата хотела что-то возразить, но София Сергеевна снова остановила ее.
- Ты просто молись за меня, дорогая, но не унывай. Просто мое время пришло. И ни в коем случае не переноси свою свадьбу! И пусть у вас все будет хорошо. Спасибо тебе за твою любовь и заботу, которыми ты меня одаривала с избытком. Сашеньке очень повезло с избранницей. Пусть у вас будет счастливая, крепкая семья и много детей. Храни вас Господь, дорогая.
Агата держала в руках бабушкину руку и гладила ее. Она не могла сдержать слез, да и не пыталась больше это делать. На следующее утро к Софии Сергеевне пришел священник. Он исповедовал, причастил и пособоровал ее. А через несколько часов она скончалась.
В семье Берёзкиных наступили дни скорби. Дом наполнился рыданиями. Агата и Вера Андреевна безутешно плакали. Василий Иванович скорбел молча. Денис, родной брат Агаты, приехать не смог: он заболел ангиной, и Вера Андреевна строжайше запретила ему прилетать. Александр, как мог, утешал свою любимую. Ему трудно было найти какие-то слова утешения, но они были и не нужны. Он тоже скорбел. Несмотря на совсем короткое знакомство с Софией Сергеевной, он успел полюбить ее, и чувствовал, как стало не хватать этой доброй женщины. Не хватало ее улыбки, душевного тепла, созидательной энергии, оптимизма, любви. Вместе с тем, атмосфера в доме была хоть и печальная, но при этом светлая – подобная той, что царит в храмах.
- Согласно учению Церкви, душа человека первые два дня после смерти находится на земле, а на третий день возносится к Богу. Мне кажется, душа бабушки в эти дни находилась рядом с нами, – говорила Агата Александру на похоронах. - В ней всегда было столько любви! Спустя почти год после того, как я забрала документы из института, я прилетела к бабушке. Тогда я поняла, что у нее появились серьезные проблемы со здоровьем. Она не жаловалась, это было не в ее привычках. Однако по косвенным признакам мне стало ясно, что ее здоровье ухудшилось. И в конце весны я переехала жить к ней. Я не ожидала, что это произойдет так скоро, и надеялась, что ближайшие годы она еще будет с нам. В мае ей стало получше, потому я и согласилась перебраться на лето в Белкино. Но такова воля Господа. Я верю, что Он заберет к Себе ее светлую душу. Но нам будет очень не хватать ее.


Рецензии
Светлая грусть, светлая печаль.

Александра Казакова 2   28.08.2021 19:24     Заявить о нарушении