Клинический случай, или низость в биквадрате

      Александр Жовнер:
"Я был на нескольких местах захоронения   растерянных евреев и везде свято храниться память невинных жертв, На все эти места с разных стран приезжают люди, возлагают цветы...... А в Виннице такого места нет и соответственно нет и памятника. Да, евреи из города пропали, как вариант, их могли вывезти в лагеря смерти. НО В ВИННИЦЕ И РЯДОМ ЕВРЕЕВ НЕ УНИЧТОЖАЛИ.
Ещё одна ваша бездоказательная статья по этому поводу."
(https://www.facebook.com/groups/vinnichane/ от 19.04.2017 — реплика по поводу моей публикации в Прозе.ру «Девять сосен — свидетельниц гибели»)

                ***

Ниже приводятся выдержки из книги «Ernst Reuss - Wie Deutsche und Russen mit ihren Gegnern umgingen … - 2010, edition ost im Verlag Das Neue Berlin, Berlin: Как немцы и русские обходились с их противниками… ». Саму книгу — о лагерях военнопленных — я разберу в другой раз. А тут — только факты о том, чего, по выше упомянутому фальсификатору, совсем и не было.

Итак, я начинаю цитировать книгу (строку за строкой, со стр. 40, без купюр):

«… Также в районе Винницы, где располагался с августа 1941-го года Stalag 329 (лагерь советских военнопленных — Н. К.), часто происходили подобные события (перед этим автор перечислял данные о массовых расстрелах евреев в других местах — Н. К.). Многократно свидетели приводили сведения об убийствах от 5 до 50 человек. Это случалось прежде всего после прибытия айнзацкоманды 6 в июле 1941-го года, то есть ещё до развёртывания лагеря военнопленных.

Одна из этих — продолжающая три часа — акция убийств в Виннице была преступником из батальона полиции 45 позже описана следующим образом: «Евреи должны были подходить по одному к колодезной шахте. У каждой шахты находился один из солдат 2-й роты…  Жертвы должны были - лицом к шахте - слегка наклониться через ограничительную стенку шахты и выстрелом из пистолета в затылок убивались стрелком. В результате жертвы падали в шахту вниз головой. Это происходило без промедления, то есть, в среднем каждую минуту у каждой шахты убивалось по одному человеку. Так я это воспринимал. Не верю, что требовалось больше времени.»

Согласно “Сообщению о мероприятиях” (своеобразным отчётам — Н. К.) № 38 от 30-го июля 1941 года и № 47 от 9-го августа 1941-го года, в Виннице было уничтожено 146 евреев. 30 из них — у стены занятого айнзацкомандой бывшего здания НКВД и другая группа — у песчаного карьера у городской черты членами айнзацкоманды 6.

21 год после окончания войны во время процесса над членами айнзацкоманд по этим случаям были опрошены свидетели. Один из участников экзекуций так описал происходившее: «Следующим местом действия могу назвать я Винницу… Мы находились в здании НКВД. Однажды во дворе провалился автомобиль нашего соединения. Было установлено, что там были захоронены трупы, оставленные русскими. Для извлечения этих трупов были согнаны только евреи. В конце работы эти евреи, 30 - 40 человек, были расстреляны… А потом и других евреев расстреляли.
Расстрел происходил у песчаного карьера на краю города.»

Айнзацкоманды оставляли широкий кровавый след в основном среди еврейского населения, о чём слухи дошли до Винницы. Евреи пытались убежать из города, что привело, при вступлении в город айнзацкоманд, к настоящей охоте на евреев.
Служащий айнзацкоманды 6 рассказывает: «Из нашего подразделения была сформирована небольшая команда, состоящая из служащих SD (службы безопасности — Н. К.) и  SS (охрана гитлеровской партии — Н. К.). Лично я с ними не поехал. Небольшая команда выехала из Винницы в сторону румынской границы. По пути все встретившиеся им евреи были расстреляны. По рассказам, в результате этой охоты были убиты тысячи евреев. Из Винницы мы двинулись в сторону Киева.»

После этих «Основных чисток», выполненных айнзацкомандой 6, последующее подразделение ещё имело чем заняться. Служащий этого отряда сообщил о непрерывно проводившихся экзекуциях: «Наш отряд имел то же задание, что и айнзацкоманда. И при мне состоялись расстрелы евреев. Возможно, это были не только евреи, которых рано утром, чтобы население не видело, погружали на грузовики и увозили. Было ясно, что их уже не освободят.»

Официально, с помощью айнзацкоманд должны были с самого начала предупреждаться беспорядки. Потенциальных зачинщиков волнений следовало беспощадно уничтожать. В Виннице было, очевидно, два таких предупредительных мероприятия. При первой акции 22-го сентября 1941-го года шла речь о 28 000 расстрелянных. По высказываниям стационированных  в Виннице солдат, в тот день были убиты в основном старые и больные евреи.
Старые и больные как «потенциальные подстрекатели»?

Один из членов Резервного полицейского батальона - служащий банка Хельмут Б. - сообщает о первой акции против евреев: «Это было в сентябре 1941-го года, когда я в свободное время с товарищами прогуливался по Виннице. Так попали мы на спортплощадку (стадион в парке — Н. К.). Там увидели мы скопление евреев, согнанных под охраной SS -  и  SD - солдат в тесный круг. Я припоминаю, что толстый, крепкий служащий  SD так ударял евреев карабином, что те падали. Я слышал, как этот солдат сказал: «Что, ты свинья, хочешь не быть евреем?»…
Через несколько минут мы отошли от этого места, потому что нам не хотелось это наблюдать. Я знаю, однако, что среди евреев было много очень старых людей. Это были дряхлые мужчины и женщины.»

Были эти люди опасными врагами? Явно — нет. Война Гитлера на востоке была, по меньшей мере, также расистки мотивированной войной на уничтожение народов.

Один член соединения  SS из отделения всадников сообщает о - вероятно - том же (таком же) расстреле: «Нас доставили на грузовиках к расположенному около Винницы участку леса. Там была выкопана яма, у которой находились служащие SD… На отрезках от 10 до 20 метров занимал пост один из наших служащих. После прибыли грузовики, в кузове каждого из которых было приблизительно по 40 человек. Эти люди — женщины, мужчины и дети — должны были после того, как они покинули автомашины, снять с себя всю одежду, а затем по образованному солдатами коридору достичь ямы. Там стояли SD - служащие, из коих было по два с  пистолетами. Они и расстреливали людей, которые перед этим должны были спрыгнуть в яму…
Как я узнал из слухов, расстрелянные были пациентами одной из больниц города, а также взятыми из квартир, где они проживали.»

Уже в апреле 1942-го года, по рассказам солдат, произошёл в Виннице очередной массовый расстрел, при котором, по высказыванию свидетелей и прокурорской оценке, было убито минимум 15 000 лиц еврейской веры. В 1960-м году по этому поводу проводилось прокурорское расследование.

Об этой акции сообщает прокурору другой служащий Резервного батальона 69: « В это время у меня на вещевом складе работали две еврейских девушки… Я был также в квартире этих девушек, они были сёстрами. Там разговаривал я с матерью этих девушек…

Через короткое время после нашего прибытия в Россию (фактически речь идёт о захваченной территории СССР, об Украине — Н. К.) приходит ко мне старшина Радершатт и говорит, что в Виннице будет проведена акция против евреев. Он дал мне поручение в пустых домах, в которых проживали евреи, посмотреть, нет ли там подходящей мебели для наших служебных помещений…

Я предполагаю, что к этому времени все евреи, которые не были в состоянии работать, были расстреляны. Я основываюсь на том, что позднее только способные к труду евреи работали у нас.

В апреле 1942-го года была проведена вторая акция против еврейского населения Винницы…
то время я был как раз в отпуске. Когда я возвратился, моим первым вопросом был, где мои еврейские девушки? Я вспоминаю точно, мне было сказано, что винницкие евреи были расстреляны.»

Ещё один служащий Резервного батальона полиции 69 - официант Карл Х. - сообщил во время допросов: «Я с другими товарищами оцеплял спортивную площадку. Еврейские семьи уже явились на площадку, плакали и кричали. Спереди прозвучал приказ «Проходить!». Мы вынуждены были постоянно сзади подгонять. Евреи шли в направлении леса…

После акции сотоварищи были разбитые. Но никто не говорил охотно по сути. Так я узнал, что евреи были расстреляны, детали я не могу добавить, так я свидетелем собственно расстрелов не был.»
 
Полицейский-мастер Петер Г. из Резервного полицейского батальона высказался о второй акции так: «Я был…  включён в оцепление. Я был сначала очень удивлён, в чём собственно дело. Мой пост был примерно в 120 метрах от большой ямы и я мог чётко видеть, как служащий SD с автоматом с края ямы в эту яму стрелял…

Вместе с другими… я должен был следить за тем, чтобы евреи не могли сбежать… По одной из размытых дорог евреи проходили мимо нас. Я наблюдал, как они разрывали деньги и другие вещи бросали в грязь.

Около 30 метров от места экзекуции жертвы должны были раздеться и сложить одежду в кучу. Голыми шли они к яме и были… расстреляны. Я точно видел, что это были мужчины, женщины, дети. Евреи вели себя дисциплинированно. Так я видел, как семьи прощались и женщины целовали своих детей. Одни евреи громко молились, другие громко кричали.»

Герберт Х. сообщает также о выше цитированной второй «акции» против евреев Винницы. Он сопровождал в качестве ординарца капитана, который, на основании загрузки на машины в районе базара, полюбопытствовал и со словами «Сейчас мы увидим игру» поехал вслед за грузовиками с людьми. Он не желал отказаться от возможности увидеть расстрелы. Ужасная «игра» происходила следующим образом: «Мы видим, что евреи должны спрыгнуть с грузовика на землю. Это были мужчины, женщины, дети. SD - солдат указывал в направлении разрушенного здания…

И мы тоже двинулись в сторону этого здания. Там должны были евреи раздеться… Этот барак имел сзади выход, через который голые евреи шли по растоптанной дороге около 300 метров. Там стояли SD - солдаты и полицейские, снова с собаками. Группами шли евреи по этому пути, постоянно подгоняемые SD - служащими.

И мы пошли этой дорогой и дошли до большой ямы размером примерно 30 х 40 метров и глубиной около 4 метров. В этой яме уже лежали в 4 - 5 слоёв голые люди, которые были расстреляны.

Люди, выполняющие расстрелы, были в голубых комбинезонах, которые обычно носили слесари, и имели русские автоматы. У одного из них был пистолет 08 мм и он добивал евреев, которые ещё не были мёртвыми.

Я видел, как эти люди бежали по мёртвым к тем евреям, которые, упав на колени, ожидали выстрела в затылок. Иногда стоящие на коленях евреи расстреливались из автоматов. Я также  наблюдал, как одному еврею пуля попала в артерию, потому что он обернулся. Я считаю, что это был офицер, который подошёл и убил этого еврея выстрелом в голову. У края ямы стояли некоторые SD - служащие в накидках от дождя, заставляя подходящих евреев прыгать в яму. Если те не желали прыгать, их туда сталкивали…

Я знаю, что в этом месте экзекуций были ещё две ямы. Я слышал стрельбу около них.

Одна история даже на закалённого капитана произвела сильное впечатление: «Капитан М. и я стояли у края ямы, когда молодые еврейские супруги с двумя детьми должны были спрыгнуть в яму. Мужчина увидел капитана М., подошёл с двумя детьми на руках к нему и сказал: «Почему всё это, я ведь ничего не сделал.»
Капитан М. отвернулся и сказал мне, что он тут не исполняет никакой функции. Я видел, что капитан М. был глубоко взволнован. Мужчина с женой и детьми прыгнули в яму и были расстреляны так, как я уже это описал.» Расстрелы продолжались от 9-ти до 16.30 часов.

За массовый расстрел в Виннице никто из 1-й роты Резервного полицейского батальона не был обвинён, так как те «только» проводили оцепление. Убийцы остаются во многом в темноте. Обвинения против служащих айнзацкоманды 6 привели к некоторым приговорам, но не за массовое убийство в Виннице.»

Представленный выше текст — дословный перевод со страниц 40 - 47 книги Э. Ройсса. Я не выбросил из текста ни единого слова, не правил его, хотя слог некоторых свидетельств весьма корявый.

Э. Ройсс - юрист по образованию - использовал сведения из документальных книг, материалы архивов (в основном Федерального архива в Людвигсбурге), протоколы судебных процессов, пр.
 
Смысл этой публикации в самой меньшей мере — в опровержении выделенных современным преступным фальсификатором слов («… В ВИННИЦЕ И РЯДОМ ЕВРЕЕВ НЕ УНИЧТОЖАЛИ») [обратите внимание - «растерянных евреев», как указывает эта нечисть - Ж. ]. О массовых расстрелах еврейского населения написано достаточно - и убийство многих тысяч нельзя опровергнуть. И в моих прежних публикациях (http://www.proza.ru/2015/01/27/96 , http://www.proza.ru/2016/09/27/1500 , http://www.proza.ru/2017/01/30/842 , http://www.proza.ru/2017/04/16/40 ), и в воспоминаниях остававшегося в оккупированной Виннице врача В. Я. Куликова, и так далее приведено достаточно неоспоримых фактов. Я просто решил, коль уж такой повод представился, добавить немецкие материалы, о которых в Виннице ничего или мало известно.

28-го апреля сего года на месте второго массового расстрела винницких евреев (улица Максимовича, территория «Зеленостроя») состоится городской траурный митинг, приуроченный к 75-летию этого трагического события. Провокатор, пробравшийся в еврейскую общину «вольнослушателем», отрицающий всё и вся, может увидеть там два памятника, послушать выступления представителей городских властей, членов еврейской общины и родственников тех, кто погиб в оккупированной нацистами Виннице.


Рецензии