Записки из блокнота 8

***

«Vita brevis» *), следовательно, неприятности надо пережить и как можно скорее вытравить из памяти, оставить в прошлом, не тащить всю жизнь в котомке за плечами, не отравлять себе остаток, и без того не лучший, дней.
   Справедливо изречение Будды:
 «Один из самых полезных жизненных навыков – это умение быстро забывать все плохое: не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами, не упиваться раздражением, не таить злобу. Не стоит тащить разный хлам в свою душу».
 Только следует извлечь урок и, сколько хватит разума, не повторять ошибок. Ну, а в остальном хорошо бы каждый день начинать жить заново.

*) Жизнь коротка (лат)
*   *   *
Мой любимый Мишель Монтень с восторгом чисто народническим писал о мудрости и стойкости своих крестьян, вообще простого люда, по отношению к жизни и смерти, к болезням, нищете и т.п. Его простолюдины – толстовские Каратаевы, у которых следует учиться просвещённому и мыслящему человеку. Но почему так? Ведь чем выше уровень организации человека, чем тоньше восприятие, чем изощреннее мозг, тем сильнее индивид «вибрирует» на любое проявление окружающего мира, на его зло, на любую опасность и просто неприятность. Чем больше человек мыслит, чувствует, тем выше он ценит любую жизнь, в первую очередь – свою. Личность дорожит собой именно как личностью, с миром внутри в мире вовне. В то же время, живя как рабочий скот, в тяжелейших условиях, в темноте и нищете, в беспросветном рабстве человек не особенно дорожит такой жизнью. Он груб и неразвит, часто спокоен, потому что не осознает опасность. Так, животное, идя на заклание, сохраняет безмятежность. В этом ли мудрость, этому ли учиться? Вспоминается диалог: однажды Ф. Раневская спросила А. Ахматову: – «Кто муж овцы?» А.А. ответила: – «Баран, так что завидовать нечему».

***
Когда главные твои авторитеты живут  на твоей книжной полке, ты мало зависишь от других – желающих быть для тебя авторитетами. От смены их настроений, ситуаций и пр. Они уже не могут играть тобой в свои игры. Это дорогого стоит.

***
Как часто люди относятся к своим друзьям и знакомым как к книгам, стоящим на полке. О них и думать забывают,  пока нет в них надобности. Когда потребуются, можно снять их с полки, получить что-то (информацию или услугу), потом поставить на место или уронить куда попало.
 И каково же бывает их удивление, когда некто, кого они искренно считали вещью, вдруг проявляет свой норов, предъявляет свои проблемы и не торопится навстречу потреблению. Какая возникает обида, разочарование, упреки в черствости, эгоизме, неблагодарности... И редко кто спросит себя: «А может, я виноват? Может, это ответная реакция?»
Насколько лучше относиться к книгам как к добрым друзьям и хорошим знакомым, ценить их и радоваться каждой встрече.

***
Писательница Джоан Роулинг, автор Гарри Потера, стала миллиардершей! Заработала честно, в отличие от «новых русских», т.к. этот самый Потер завоевал весь мир.
 Но – Цветаева, Ахматова, Мандельштам были нищими. Ладно, у них были проблемы с властью... А Достоевский, у жены которого не было приличного платья, чтобы поехать с ним в Москву на Пушкинский юбилей и быть свидетельницей его триумфа!
 Почему-то наиболее великие писатели были вечно в долгах. Бальзак, который, трудился как каторжный, и как никто другой одарил человечество. Чехов тоже все время в письмах к друзьям и близким жаловался на безденежье. Великий  Пушкин жил в долг, еле выкручивался. После смерти царь заплатил его долги. Почему этим гениям никто миллиардов не платил? За них обидно.


Рецензии
Начну с конца.

Пушкин проигрывал в карты свои гонорары, жил не по средствам и женился на бесприданнице.

Бальзак тоже тратил больше, чем имел.

Достоевский спускал всё в казино, его роман "Игрок" об этом.

Цветаева никогда не зарабатывала, а жила с семьёй на помощь друзей. Когда же помощь не смогли оказывать - упрекала в том.

Мандельштам был безбытен и жил у поклонников. На стихи вообще жить невозможно(

Несчастная (потеряв первого мужа и посадили сына) Ахматова всё же что-т получала и жила на писательской даче, вроде.

Роулинг молодец, хотя, начиная с 4-го тома Потера уже писать не следовало - она поддалась на уговоры фанатов и издателей. Заканчивать надо, когда читателю хочется ещё, а не наоборот.
Остальные ваши мысли принимаю, кроме той, что умирать ка бы столь же покорным судьбе, как животные или те крестьяне - безропотно не следует. А как надо умирать? Особенно, когда понимаешь, что от тебя уже ничего не зависит. Стенать, что уходит такая личность? Просто мне доводилось пару раз умирать (даже написал об этом потом), а однажды выжил во время взрыва, ничего не успев даже подумать, лишь инстинктивно присев, что и спасло, как и ряд иных обстоятельств, и никакогой жизни перед глазами не пробежало)

Вы - молодец. Читаю ваши размышления с удовольствием.

Хорошего вам дня, Елена!

Ааабэлла   30.03.2025 12:12     Заявить о нарушении
Благодарю, Александр! Вы совершенно правы.
Эти сиюминутные заметки писались давно, и сейчас я сама бы кое-где с ними поспорила)).
Все биографии названных авторов знаю прекрасно. Одни проигрывали, другие несоразмерно тратили, третьи не могли и не умели зарабатывать и жили чужой помощью, которую воспринимали как законное вознаграждение - все так. Но не могу отрицать и того, что их вклад в нашу, да и мировую культуру, бесценен.

Что касается рассуждения Монтеня, я, возможно, не смогла точно сформулировать свою мысль: речь идет не о том, как умирать, а как вообще относиться к болезням и смерти. У крестьян все гораздо проще, без рефлексии. А как умирать? Действительно, от нас тут ничего не зависит. Сам Монтень прощался с жизнью с каждым приступом мочекаменной болезни, от которой и умер в возрасте 59 лет.
В каком произведении Вы описали свой опыт? Если не трудно, пришлите ссылку.
Живите долго и счастливо!
С почтением,

Елена Пацкина   30.03.2025 14:24   Заявить о нарушении
А я и не отрицал их огромный вклад в культуру.

А ссылка вот: http://proza.ru/2022/11/01/1500

Ааабэлла   30.03.2025 16:55   Заявить о нарушении
А произведение, куда вставил, мало кто осилит, поэтому даю ссылку на отдельно стоЯший репортаж)

Ааабэлла   30.03.2025 17:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.