Отрезок пути

     Предисловие от автора к первой книге «В неведомое»
                ОТРЕЗОК ПУТИ               
          «Добиться воплощения своей судьбы               
          это единственная подлинная      
          обязанность  человека»
          из книги Алхимик – ПАУЛО КОЭЛЬО)

Начну с того, что эта книга фактически является вторым изданием книги «в неведомое» с исправлением многих стихов, изменением разделов и удалением многих проходных, малозначащих стихотворений и внесением новых стихов, прошедших проверку временем, а также удалением наивных рисунков, которые, может быть, частично вносили смысл в названия разделов. То, что книга воздействует гипнотически на самого автора – это мало. Книга, как удар молнии, при которой автор теряет ощущение реальности и не оценивает здраво сам свой первый труд. Название «в неведомое» остаётся в связи с тем, что первое издание,  из-за некоторых формальных вещей, не прошло через библиотеки и во вторых это название ещё более подчёркивает непредсказуемость пути в творчестве, указывает на то, как много ещё впереди и интересного, и неизвестного, и трудного. Из этого названия явно напрашивается вывод, требующий продолжение и именно такое, чтобы по названиям последующих книг и новых предисловий с эпиграфами новых авторов, образовался единый неразрывный цикл, несущий единую смысловую нагрузку. Прежде чем взяться за переработку своего старого предисловия, хотелось бы вернуться к отзыву Виктора Сергеевича Липатова главного редактора журнала «Юность», которого уже нет в живых и, поэтому предо мной возник вопрос, могу ли я использовать этот отзыв, написанный им к первой моей книге? Интуиция мне подсказывает, что оставить надо – это является данью памяти и уважения человеку, который  все-таки проявил внимание и терпение, прочитав мои стихи, а после сказал и своё слово. Виктор Сергеевич, в то время, возглавлял редакцию литературного журнала «Юность».  Он сам был человеком творческим – писал стихи, статьи и эссе об изобразительном искусстве и о художниках. Некоторое время я состоял в
технической службе редакции и поэтому Валерий Дударев, возглавляющий отдел поэзии, занимался изданием моей книги и по его инициативе решился вопрос с отзывом от Липатова. Здесь, для этой книги, я позволил себе отзыв  сократить, потому что Виктор Сергеевич, как мне кажется, слишком значительно написал обо мне. Много времени прошло. Нет в живых и Николая Георгиевича Новикова, который также работал в редакции журнала «Юность», был поэтом и руководителем литературного объединения «Ключ»,  нет в живых и его друга поэта Натана Злотникова. Они были продолжателями литературного дела «Юности» и прославленной когорты поэтов шестидесятников – Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Андрея Дементьева, Юрия Ряшенцева. Немного скажу о том, как я угодил в литературную среду. В декабре 1999 года пришёл я в «Юность» и там меня встретил поэт Валерий Дударев, ныне он главный редактор этого издательства. Он посмотрел мои очень плохие работы, но отнёсся благосклонно, а в дальнейшем и многое подсказал, и самое главное направил меня к Новикову, а Николай Георгиевич в свою очередь через секретаря литобъединения взял к себе в «Ключ». Но
время летит и можно уже говорить не об отрезке пути, но о значительной части, о направления в плане понимания своего труда, критического отношения к нему, к себе, и более внимательного взгляда к окружающей действительности в мире. Конечно же, очень важная сторона моей истории – это трудоустройство в редакцию, а взял меня, с разрешения Липатова,  работающий в то время административным директором Александр Тарасенко, с которым мы впоследствии вместе и ушли с «Юности». Как выживал журнал до двухтысячного года, я не знаю? Но с двухтысячного и чуть позже, когда я состоял в одном лице в технической службе, то непосредственно видел многие подводные течения, которые надо было всем коллективом активно преодолевать, чтобы и дальше спасать журнал от кризиса – бедности и разрухи, которая была во всём. Весь коллектив, начиная с вахты, проявил к этому, даже можно сказать и патриотизм. Это отдельная тема об интересной и полезной для меня  стороне активной жизни. Исходя из эпиграфа и развивая мысль Пауло Коэльо о «воплощении судьбы» немного скажу о ней своими словами применительно к себе лично.
                Какая она наша судьба? Конечно же, каждый из нас знает, что мы обязаны увидеть в своих детях, какие-то задатки, и обязаны помочь им раскрыться, чтобы они смогли реализовать себя в жизни. Думая об этом, я вспоминаю своё деревенское детство, когда в свободное от беготни время мастерил с ножовкой по дереву, что впоследствии привило вкус к рисованию. Но не судьба была стать художником, и о том говорят юношеские годы. Это метания от одних увлечений, ко вторым, к третьим. А там!.. После армейская жизнь – это и совершенно разные профессии, и специальности, и места жительства. И не было никакой думы о «воплощении» своей судьбы. И было ли понимание судьбы, и вообще задавался ли себе вопрос, что такое судьба? Но вот, на отрезке жизненного пути всколыхнуло, взволновало и на повороте его опрокинуло в поток литературы бурлящей водоворотами, и перекатами. В литературу неприступною своей необъятностью – труда упорного в преодолении множества препятствий. Вот из этого, например, в понятии жизненного пути, Пауло Коэльо делает вывод, что одно из препятствий – это страх перед исполнением мечты всей жизни. И он говорит: «Ведь в глубине души мы верим, что достойны того, чтобы с нами произошло нечто необыкновенное. Каждый день, каждый час нашей жизни – это момент Славного Сражения». Что ж, это понятие, «момент Славного Сражения», пожалуй, и являет какой-то интерес и смысл своего существования, движения к воплощению своей судьбы или в творчестве, или же в науке – в спорте, в политике и просто в общественной деятельности, приносящей пользу кому-то и стране. В движении, в преодолении препятствий возникающих при этом, о которых сказано выше и получение каких-то результатов, конечно же, приносит радость – радость победы над своим несовершенством и над своими слабостями. Победа над кем-то или над чем-то враждебным, негативным. Конечно, не может быть того упоения в творчестве, как сказано в стихотворении
                Александра Сергеевича Пушкина:
                «Есть упоение в бою
                И бездны мрачной на краю,
                И в разъярённом океане,
                Средь грозных волн и бурной тьмы.
                И в аравийском урагане,
                И в дуновении чумы»
Радость творческих усилий – это созидание, а не разрушение и при этом надо чувствовать важность своего дела, ощущать его необходимость и себя необходимым людям. Так в рассказе Викентия Вересаева «Товарищи» главный герой Василий Михайлович в своей беспредельной тоске рассуждает: «Не нужно бы ярких радостей, разнообразия, счастья; довольно было бы знать, что живёшь для чего-нибудь, что хоть кому-нибудь нужны твоё дело, твой труд». А рассказ «Порыв» прямо соответствует Пушкинской строфе, где главный герой Митя буквально находится в упоении в своём стремлении помочь                крестьянам при наводнении и сильном напоре воды на шлюзы мельницы, которые не успели открыть, что при этом грозило разрушением и дальнейшим затоплением нескольких деревень. – «С воем ветра мешались грубые, заспанные голоса людей и напряжённое лошадиное ржание. В душе у меня росло смутное, волнующее чувство, я жадно следил за сборами и дрожал всё сильнее». И далее - «То, что нерешительно дрожало в глубине души, вдруг волною, сильною волною взмыло вверх и радостно охватило душу. Я быстро надел пальто, фуражку и полез из окна». Вересаев далее раскрывает характер Мити – и размышлением его, и поступком. Показывает это желание, что в рассказе «Товарищи» быть кому-нибудь нужным. Соотнося всё сказанное с Пауло Коэльо с воплощением судьбы, надо обязательно ещё, касаемо именно литературы, добавить от Вересаева главную мысль, что «посвятивший себя литературе не имеет права на сомнительные поступки в быту, ни единой фальшивой строкой запятнать её и тем самым скомпрометировать, поколебать к ней доверие человека». Сомнительные поступки… заостряя мысль на этом сразу же можно бросить ручку на стол, захлопнуть ноутбук и покончить с этим делом навсегда. А как же выбор пути и следование своей судьбе? Значит борьба со своим злом – путь из                темноты к свету. Что ж, Пауло Коэльо и подразумевает это в третьем препятствии пути, о котором сказано ниже. Четыре главных препятствия к воплощению своей судьбы определил Пауло Коэльо. Однако у любого пути есть начало, но при этом ещё может оказаться и несколько путей, а отсюда должно быть и решение. Выходит, что первое препятствие – сделать правильный выбор пути. И Пауло Коэльо говорит: «В любом деле решение – лишь начало». И далее – «Когда человек на что-нибудь решается, сделав выбор, он словно ныряет в стремительный поток, который унесёт его туда, где он и не думал оказаться». Но при этом – «Чем дальше пройдёшь по своему Пути, тем сильней он будет определять твою жизнь». Так словами и мыслями героев своего романа Пауло Коэльо выражает философское понятие судьбы. В этих понятиях заложены мечты, сны, фантазии юноши и непременно сильное желание выбора Пути, умение принимать решения, видеть знаки судьбы и следовать им, вновь принимать решения, и главное – не забывать, что  «должен до конца следовать своей судьбе». Но, следуя своей судьбе, герой Сантьяго в указаниях мудреца, в одном из сюжетов романа, должен был увидеть красоту замка и при этом не разлить две капли масла, находящиеся в чайной ложечке. Здесь он не сразу проник  в смысл поставленной перед ним задачи и поражённый красотой комнат и залов, он забыл о чайной ложечке и масло разлил. Сантьяго в этом увидел то, что, когда он имел ещё стадо овец и путешествовал с ними по Андалузии, всегда любовался её красотами, но никогда не забывал заботиться о своих овцах. Значит, идя по жизни, следуя выше сказанному принципу, в любом деле не должен забывать о чём-то так же важном, как и сама цель. А для себя лично, применительно к себе в творчестве, вспомнив слова Вересаева о сомнительных поступках – не растерять чего-то, более драгоценного, чем само дело всей жизни. И завершая мысль Пауло Коэльо из эпиграфа, и делая свой собственный вывод, можно сказать: «Единственная подлинная обязанность человека в воплощении своей судьбы – быть человеком». «В неведомое» - это расставания и расстояния, и взгляд в своё прошлое, и взгляд в невозможно далёкие века, и – в сказочно счастливое будущее Землян. Это – отрезок пути своего творчества, где вначале идёшь на ощупь, как в        потёмках, а в конце летишь, хотя, слава БОГУ, приходится приземляться по  разным обстоятельствам, что даёт возможность вновь и вновь анализировать, и, конечно же, дополнять новым и новым материалом, а значит обогащать, то есть делать своё творчество более интересным.
«В неведомое», а именно, название книги – это обращение к стихам Николая Рубцова, у
которого в стихотворении «На вокзале» есть такие строки:
       «О вине подумаю, о хлебе,
         О птенцах, собравшихся в полёт,
         О земле подумаю, о небе
         И о том, что всё это пройдёт.
         И о том подумаю, что всё же
         Нас кому-то очень будет жаль,
         И опять, весёлый и хороший,
         Я умчусь в неведомую даль!..
Послесловие – в конце книги, перед содержанием, я написал пояснения к книге и к разделам, где выношу свой анализирующий взгляд на некоторые произведения
любви и открываю имена замечательных людей, которым посвящены стихи.               
                В. Дружечков   (2006г – 2015г)

               


Рецензии