Теория киноязыка в концепции эстетики авангарда

*Немного об авангарде в эссе, прикинувшемся историей.

Черный костюм. Белая рубашка. Вечно взъерошенные волосы и гладко выбритое лицо. Его имя не было известно широкому кругу лиц, поэтому ни к чему было бы называть его здесь. Персонаж ответственный и одухотворенный. Студент. Глядя в его ясные серо – голубые глаза, не затуманенным взором привычно взирающие поверх толстой тетради, можно было с точностью сказать, что он не ориентировался в происходящем, а потому изо всех сил цеплялся за догматы и общие категории «контекста», так яро ненавидимые модернистами. «К черту модернистов, я за реализм и существование почвы под ботинками!» - говорили его манера застегивать пиджак на все пуговицы и поза, наделенная смыслом, но лишенная позерства. «Слушаю и повинуюсь» - говорил его взгляд.

Он мог вписать себя в любой контекст. Что в нем было особенного? После того, как эпоха тотального потребления информации превратила любовь к кино в одно из массовых увлечений, он уже вряд ли мог сказать, что именно. А страсть к кино у него была безумной и всепоглощающей. Нуар, авангард, мюзикл, ревю, немое кино, джалло, слэшер, готика, сатира, драма, артхаус… Знание терминологии помогало ему общаться с мертвыми мэтрами киноискусства. Посредством знакомства с бессмертными шедеврами. Возможно ли?

-Возможно, я могу вам объяснить. Все дело в авангарде.

В авангарде. И в киноязыке. А еще в Эйзенштейне и в его неотвратимой схожести с героем «Головы ластика», упоминание которой всегда приводило N к мысли о том, что голова – ластик был обычным ребенком. Отвратительное животное голова – ластик представлял собой только в том театре абсурда, в который превратил свой мир Нервный Генри. N так и называл его – Нервный Генри. Герой этого фильма являл собой собирательный образ всех героев Кафки и проносился одной длинной и черной метафорой сквозь контекст киноязыка и воображение зрителей. Можно ли назвать Нервного Генри авангардом?

-Можно, если соблюсти правило третей. Давайте представим всю концепцию киноавангарда в виде большой фотографии и раздели ее на три равных части. Теперь обозначим эти части как «первый авангард» (киноимпрессионизм), «второй авангард» (дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, реалистический авангард, экстремизм) и условный третий авангард, в который я бы включил видеоарт и артхаус.

-Я нигде не слышал о «третьем авангарде».

Да и кто слышал о только что придуманном понятии?

Зато понятие киноязыка существует и вполне себе успешно изучается. Исследователи даже обозначили примерное время его появления - 1895 год - и связали его с братьями Люмьер и их балаганным зрелищем в виде движения в кадре. Киноязык же определили как средство выражения определенной художественной реальности.

Я понимаю, что значит средство выражение художественной реальности. Но причём здесь эстетика авангарда и философский иррационализм?

А возможно ли разделять то, что разделять нельзя? Кино существует как вид искусства и имеет свой собственный язык в виде кадров, планов, монтажа, способа изображения реальности, слова, стиля и прочего. Что если изобразить реальность посредством киноязыка, прибегнув изобразительным методам такого популярного течения в мировом искусстве, как авангард? Получится нечто захватывающее.

Мир получит Джеймса Круза, Джеймса Уотсона Силби, Майю Дерен, Кёртиса Харрингтона и других кино-авангардистов. Получит предтечу артхауса, понятие "экспериментальный кинематограф", авторское кино, поиск эмоций и ритма в чисто кинематографических способах, как сказала Жермен Дюлак.

Сам авангард в кинематографе - это не что иное, как использование новаторских средств изображения, тяга к экспериментам, выход за рамки классической киноэстетики. Это Маленькая революция для каждого режиссера, кто решился снять авангардное кино. Это бунт против коммерческого кинематографа. Это модернизм как разрыв с предыдущим историческим опытом в постоянной погоне за оригинальностью. Такое кино всегда иррационально. Поэтому можно заявить, что философский иррационализм является сердцем авангардного кино, поскольку ориентирован на интуитивный поиск ответа, интеллектуальное созерцание, переживание, преклонение перед фантазией и чувственной мистикой.

Жан Эпштейн был одним из первых французских режиссёров, кто попытался подойти к кинематографу с точки зрения теории и определить его место среди других искусств.Основные положения эстетической концепции Эпштейна сложились под сильнейшим влиянием интуитивизма и сюрреализма. Его авторское видение было завязано на передаче потока бытия и освобождении восприятия от схематики интеллекта.

Дзига Вертов, один из первых советских документалистов, полностью обнулил претенциозность и понятие "игры", обогатив кинематограф множеством техник и методик, включая "скрытую камеру", и вошёл в историю как теоретик и основатель документального кино.

-Выходит, весь артхаус - это авангард? Вся документалистика - это авангард? Все, что связано с категорией "я - автор, я так вижу" - авангард?

-В широком смысле, все, что выходит за рамки киноэстетики, это авангард. Нужен ли он в кино? Я думаю, что все процессы развития искусства являются осознанной необходимостью передачи особого чувственность восприятия. И можно ли отбросить хотя бы один процесс, не потеряв при этом целое учение о том, как искусство работает в рамках её концепций? Авангард в кино, заявленный как способ избежать заточения кинематографического произведения в рамки какого-либо искусства, сам стал искусством и превратился в огромный пласт теорий, попыток созидания и творений.


Рецензии