О документах лесного планирования

О документах лесного планирования

Лесному планированию в новом  Лесном кодексе отводится особое место. Выстроена последовательная цепочка разработки этих документов. Лесной план субъекта – стратегический документ, обосновывающий направления развития лесной политики и лесной экономики региона, мероприятия лесного хозяйства и лесопользования, переработки древесины и лесных ресурсов, социальных и экологических приоритетов в лесу. Предполагается, что в соответствии с Лесным планом будет осуществляться финансирование мероприятий лесного комплекса через федеральные субвенции, бюджеты субъекта и из собственных средств арендаторов лесных участков.  Лесохозяйственный регламент лесничества – более приземленный документ. В нем приводится краткая характеристика лесов, рассматриваются вопросы лесопользования (объемы изъятия ресурсов, разрешенные нормы и ограничения), мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Проект освоения лесов составляется на арендованный участок леса для заявленного вида использования лесов. В этом документе приводится характеристика лесных ресурсов участка леса, разрешенные ежегодные объемы изъятия лесных ресурсов, территориальное размещение лесных пользований, мероприятия по лесовосстановлению и охране леса, дорожное строительство, лесоводственные требования к организации и технологии работ, охрана окружающей среды, исходные данные для расчета арендной платы.
В России подобные документы разрабатываются впервые. Обязанность разработать Лесной план и Лесохозяйственный регламент за счет федеральных субвенций возложена на органы исполнительной власти в области лесных отношений субъекта. Проект освоения лесов за счет собственных средств разрабатывает арендатор лесного участка. Как и в прошлые времена, основой документов лесного планирования остаются материалы лесоустройства. В отличие от проектных документов лесоустройства (Основных положений организации и ведения лесного хозяйства на территории субъекта, Проектов организации и ведения лесного хозяйства лесхоза, Планов рубок главного пользования арендованного участка) лесное планирование опирается на экономические обоснования и целевые прогнозные показатели. Кроме того, предусмотрена в период действия Лесного плана и Лесохозяйственного регламента возможность их корректировки.
Лесным законом определены предельные сроки подготовки этих документов – 2008 год. Разработчик Лесных планов и Лесохозяйственных регламентов определялся на основе конкурса. Многие регионы, полагая, что сроки разработки будут изменены, конкурсы на разработку объявили только в 2008 году. В конце года это привело к авралу в рассмотрении и согласовании Лесных планов в Рослесхозе и Минсельхозе. Победителями конкурса часто становились организации далекие от лесного хозяйства и лесопользования, не имеющие баз лесоустроительных данных, подготовленных специалистов, навыков проектирования, не знакомые с экономическим и экологическим состоянием региона, лесными традициями.
На первых порах Заказчики и Разработчики не вполне понимали, что за «Дитя» они должны родить – программа документов обозначала лишь контур и содержание, отсутствовали комментарии, по ходу дела менялись нормативы. Сдерживало работу отсутствие единых методических указаний проектирования объемов мероприятий, зонирования, разделения лесов по целевому назначению, экономического обоснования – в этом плане каждый регион на свой страх и риск решал проблемы самостоятельно. В результате первые варианты  документов лесного планирования были излишне насыщены второстепенной информацией, отступали от типовых форм и принятых в новом законодательстве терминов, были не конкретны.
Опыт разработки Лесных планов и Лесохозяйственных регламентов Вологодской области, Республики Коми и Ненецкого Автономного округа показывает, что положительный результат может быть достигнут при условии: своевременного заключения контракта, заинтересованного отношения и постоянного активного участия властей субъекта, привлечения к разработке специалистов из региона, наличия комплекса конкретных и достоверных лесоустроительных и программных материалов, предварительно согласованные с Рослесхозом принципиальные позиции планирования, разработка одним исполнителем всех документов лесного планирования.
Несмотря на типовую программу, каждый Лесной план должен иметь свои особенности, присущие только данному региону. Основная идея Лесного плана Вологодской области заключается в полной переработке заготовленной древесины в регионе за счет крупных инвестиционных проектов. В Республике Коми стратегическое планирование основано на развитии инфраструктуры и, прежде всего, строительстве лесных дорог. В Ненецком Автономном округе Лесной план опирается на особенности использования экологических ценностей лесов в интересах местного населения. Эти «изюминки» позволили доминировать доходам от планируемых мероприятий над расходами и в целом Лесные планы разрабатывались как экономически состоятельные.
Переоформление договоров аренды и разработка Проектов освоения лесов многими арендаторами откладывалась на крайний срок, в надежде, что будет продлено действие лесорубочных билетов на 2009 год. Отдельные регионы не принципиальной позицией по этому вопросу усугубляли ситуацию. Ожидания не оправдались.  Проектные организации оказались не готовы выполнить такие большие объемы работ, а государственная экспертиза их рассмотреть. У арендаторов, которые успели переоформить договоры и разработать Проекты освоения лесов, возникли проблемы с оформлением декларации и отводом под них лесосек. Как результат – отдельные арендаторы остались в 2009 году за бортом лесного бизнеса.
К сожалению, большая реформа в лесной отрасли началась сразу во всем государстве, без апробации ее элементов (в том числе и документов лесного планирования) в отдельных субъектах. Как показывает практика, важна не только успешная разработка и своевременное утверждение документов лесного планирования, но и претворения их в жизнь, проверки реальности. «Момент истины» наступил уже с первого года действия Лесных планов:  вносятся дополнения в нормативы, недофинансирование, падает производство, нет запланированного лесоустройства и т.п. Требуется корректировка, но, как оказывается, еще нет Методики внесения изменений. Эксперимент над лесным комплексом на выживаемость продолжается.

Директор филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Севлеспроект» А.П. Шушарин

04.03.2009
г. Вологда


Рецензии